Гражданские активисты в Калмыкии просят власти республики отстоять права на национальный калмыцкий эпос «Джангар», сообщила 2 апреля «Политика.ру».
Легендарный эпос «Джангар» считается главным наследием калмыцкого народа. Его появление датируется примерно XV веком.
Эпос был широко распространен у западномонгольских племен, частью которых были ойраты – предки нынешних калмыков. В середине XVIII века большая часть этой народности переселилась из России на территорию Синьцзян-Уйгурского автономного района, находящегося на территории нынешнего Китая.
«Тогда из России не просто уехало около 70% калмыков, были увезены наши библиотеки, уехали наши ученые, носители традиций. И сегодня именно у синьцзянских калмыков находится большая часть песен, составляющих эпос «Джангар», – рассказал один из активистов, главный редактор газеты «Современная Калмыкия» Валерий Бадмаев.
Синьцзянские калмыки сумели сохранить от 48 до 50 песен, в то время как российские — только 12. Первые страхи по поводу «китайской угрозы» в отношении «Джангара» возникли несколько лет назад, вскоре после того, как один монах — этнический киргиз из КНР — вышел с инициативой признать через ЮНЕСКО частью культурной сокровищницы Китая героический киргизский эпос «Манас».
После этого калмыцкие активисты в России стали опасаться повторения прецедента уже в отношении «Джангара» и просят правительство республики подать официальную заявку в ЮНЕСКО с требованием признать «Джангар» частью культурного наследия российских калмыков, пока этого не сделали их собратья по ту сторону границы.
В то же время, в Элисте понимают, что для закрепления прав на культурное наследие «Джангара» за российскими калмыками, еще многое предстоит сделать.
«Чтобы Калмыкия могла выйти с подобной инициативой в ЮНЕСКО, необходимо создать целую культурную инфраструктуру вокруг эпоса «Джангар», – расказала директор Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН Нина Горяева. – Из-за нехватки денежных средств мы до сих пор не можем построить в республике тот же дворец Джангара, а также иные фольклорные объекты, связанные с героическим эпосом. Вряд ли Калмыкия сможет самостоятельно решить эту задачу в ближайшее время».
По словам пресс-службы, в администрации Калмыкии сейчас изучают проблему.
«Важное значение имеет датировка эпоса, и здесь до сих пор нет единого мнения. Калмыки считают, что «Джангар» был создан ойратами 575 лет назад. Однако если признать правоту китайцев, которые считают, что эпос гораздо древнее и был создан 1 или даже 2 тыс. лет назад, тогда претензии Китая окажутся совершенно обоснованными», – отмечает пресс-секретарь главы республики Буянча Галзанов.