Кеты — малочисленный и загадочный народ Сибири

Основными занятиями народов, населяющих Западную Сибирь, издавна считались охота и рыболовство. Тесное общение с природой, безусловно, находило отражение в традициях, обрядах и праздниках. В этом регионе проживает и один из самых загадочных малых народов России – кеты.

Культура этого очень небольшого по численности народа таит в себе множество загадок и тайн. Что примечательно, говорят кеты на своем собственном языке, который не принадлежит ни к одной языковой семье огромного края. Численность же кетов на текущий момент не превышает 1000 человек.

Как и многие другие народы Западной Сибири, кеты одушевляли окружающий мир, считая его живым. Как вездесущие миссионеры Русской православной церкви не пытались изменить это убеждение, но ничего путного из этой затеи у них так и не вышло. Речь в данном случае идет о рубеже XVIII-XIX веков, когда они особенно активно проповедовали на бескрайних сибирских просторах. Кеты до сих пор сохранили свои стародавние верования, они по большому счету живут в их умах и сердцах и поныне.

Живут кеты в суровом, но удивительно красивом крае. И в настоящее время они сохранили бережное, порой даже благоговейное отношение к окружающей их природе. Оно досталось этим людям в наследство от далеких предков.

Крохотные поселения кетов расположились в основном на берегах среднего и нижнего течения Енисея. Увы, история этого народа «потерялась» в толще времен. Остались лишь предания. Из них исследователи, собственно, и делают вывод, что когда-то давно далекие предки кетов по только им ведомой причине были вынуждены преодолеть высокий горный хребет. Так они очутились в Сибири, продвигаясь дальше на север. Предания рассказывают о том, что этот народ подвергся преследовани каких-то «каменных людей», которых называли тысьтади.

Оленеводством кеты, как многие другие малые народы Сибири, не занимались – они охотились преимущественно на диких оленей и лосей, обеспечивая свои семьи пищей и шкурами. Последними утепляли жилища и из них шили одежду. Для этих людей охота на пушного зверя – белку, горностая и колонка — имела большое значение. На шкурки этих небольших, но очень юрких зверьков кеты затем выменивали соль, чай и табак.

В отличие от некоторых других народов региона, кеты предпочитали коллективную охоту. Но первое слово всегда оставалось за опытным охотником, который первым отправлялся в тайгу выслеживать зверя. Через несколько дней он возвращался в деревню. На пороге чума снимал лыжи и начинал громко стучать ими друг о друга. Таким образом он призывал других охотников на совет. Эти сборища чаще всего проходил в его доме. Затем все мужчины, если принесенная из леса новость им приходилась по душе, отправлялись на совместную охоту, где при удачном раскладе убивали зверя – коллективно, все вместе. Однако тушу поверженного животного с собой не забирали, оставляли ее в лесу. А делалось это вот почему: древняя кетская традиция гласит, что доставить тушу убитого животного в деревню могут лишь женщины. После того, как она доставлялась в стойбище, женщины ее разделывали.

Очень долго основным оружием кетов были луки и стрелы. Ими они очень умело распоряжались. Наконечники стрел смазывались протухшим рыбьим жиром, который в конце концов и убивал раненое животное, если его не получалось поразить сразу. Кетские луки славились и у соседей — других народов региона. Впрочем, это действительно было великолепное боевое оружие, его при необходимости применяли и для защиты от неприятеля.

Также кеты слыли отменными рыболовами, река для них стала важной составляющей всей их кочевой жизни. Что интересно, свой путь эти люди измеряли, конечно же, не общепринятыми сегодня величинами, а реками. Так, они традиционно спрашивали встречного: «На какой реке ты живешь? Сколько рек требуется пройти, чтобы добраться до селения?». Согласно кетским преданиям, реки имеют верховья и низовья. В верховьях живут добрые духи, в низовьях – злые, это нижний мир, людям ничего хорошего он не несет.

Крючковые снасти, на которые ловилась рыба, у кетов назывались «мордами». Во время рыбалки они также использовали и неводы, и остроги. По водным артериям эти люди передвигались в основном на больших деревянных лодках – некоторые из них строились настолько большими (15 метров в длину), что использовались как летние жилища. Такие лодки назывались «илимками»: на них обычно ставился берестяной шалаш и мачта для паруса. Если же ветра не было, то лодку за собой вдоль берега тянули люди и собаки. Вёсельные лодки кеты использовали меньше – они нужны им были только при переправе через реку.

Еще с самого раннего детства мальчики-кеты осваивали искусство постройки лодок. Они учились правильно выбрать дерево. Поначалу под руководство опытных наставников, которыми чаще всего выступали отцы, они строили небольшие лодочки-«веточки», их выдалбливали из цельного ствола.

В еде кеты были неприхотливы – часто довольствовались одними лишь лепешками, если охотничья удача им не благоволила. Мука выменивалась у русских поселенцев — те всегда были не прочь обменять ее на шкурки ценных зверьков, которые они с большой выгодой продавали. Кетские лепешки пеклись прямо в золе. В пищу эти люди употребляли и беличье мясо, если не удавалось завалить лося или наловить достаточно рыбы. Рацион кетов не предполагал употребление в пищу растений – если, конечно, не считать морошку, которая варилась в рыбьем жире.

Одежда этого народа также не отличалась большим разнообразием. Обычно кеты носили длинный суконный распашной халат до колен и штаны, а на ноги они натягивали шерстяные чулки и кожаную обувь. Это у мужчин. Что касается женщин, то костюм у них был примерно таким же – только сукно ярче да вышивки больше. Поверх такого наряда в зимний период надевалась шуба из заячьего меха, она подпоясывалась узорчатым кушаком. Одним словом, одеяние кетов совсем не походило на одежду других народов Сибири.

На каждом кетском празднике непременно выступал местный сказитель. Его окружали люди, которые слушали старинные легенды о животных, силах зла и добра, древних героях, бившихся за свой народ. Герой местного фольклора – Бальнэ. В переводе на русский это имя означает «Черемуховая палица». Этого человека и стали так называть из -за его черемуховой дубинки, которой он разгонял недругов. Некоторые исследователи предполагают, что для предков кетов черемуха являлась священным деревом. А Бальнэ – герой-богатырь, как в русских былинах Илья Муромец.

Источник: Большая Азия

Лекториум он-лайн

Открытие проекта «Белая индия» в 2015. Выступление Олега Бахтиярова



Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>