Хочет ли УПЦ МП снова стать русской церковью

Спустя ровно сто лет с момента начала авантюры с украинской автокефалией эта история, призванная окончательно раздробить единое русское цивилизационное пространство, повторяется вновь. Но если тогда у духовных сепаратистов мало что получилось, то теперь у них есть все шансы на успех: и канонический Киев, и духовная Москва либо идейно, либо из политических соображений признают и даже отстаивают украинскую самостийность. Тем самым, по сути, предав своих предшественников, выступавших на фоне гражданской войны за единство русской церкви и русского народа.

Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет;

и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит

Евангелие от Матфея

Если верить в Бога и в сакральные знаки, которые посылает людям Всевышний, то Луганску было просто предначертано стать центром русской фронды Новороссии. Хотя бы потому, что напротив здания СБУ, со взятия которого, собственно, и началось становление ЛНР, стоит небольшая деревянная церковь в честь святых мучеников Гурия, Симона и Авива. Храм этот — единственный на бывшей территории Украины, относящийся к РПЦ. Исключительно благодаря принципиальной позиции своего настоятеля, отца Павла Батарчукова, в свое время, в эпоху распада СССР, отказавшегося переходить под юрисдикцию УПЦ МП.

«Я тогда воспротивился, почему это я — русский человек, говорящий, думающий по-русски, получивший духовное образование в России, должен выходить из русской церкви? — вспоминал впоследствии батюшка. — В конце концов, храмы РПЦ есть в Италии, Аргентине, да где только их нет, почему бы не быть таким храмам на Украине?».

И настойчивый священник добился-таки своего, единственный на всю Украину. И не случайно когда боевики украинской «Альфы» поздно ночью попытались захватить палаточный лагерь восставших возле того самого здания луганского СБУ, он начал бить в колокола и сорвал план атаковавших. Остальные же его коллеги безропотно перешли в УПЦ МП, в колокола не били, а теперь, когда киевская хунта предлагает им перерегистрироваться как «РПЦ в Украине», дружно отказываются, а многие даже возмущаются по поводу того, что их патриотизм и верность украинской державе не оценили.

Украинские патриоты Московского патриархата

«У нас есть факты того, что в военной части выбрали нашего священника, послали запрос, а в ответ получили просьбу „сверху“ убедить военных изменить свое решение в пользу другой более „патриотической“ конфессии. Хотелось бы узнать, помимо прочего, каким методом эти люди определяют степень патриотизма!»Текст подобного содержания был вывешен на официальном сайте УПЦ МП за подписью председателя отдела по взаимодействию с вооруженными силами и другими военными формированиями, митрополита Белоцерковского и Богуславского Августина Маркевича. Чем же был так сильно возмущен этот сиятельный архиерей? А тем, что приказом постмайданного главы украинского МВД Арсена Авакова представителей Московского патриархата перестали пускать капелланами в Национальную гвардии и прочие подразделения МВД, участвующие в карательной операции против народа Донбасса — как представителей организации, духовный центр которой находится в «стране-агрессоре». Оставили только униатов и раскольников Киевского патриархата. Ну как тут не обидеться?

А вот самим фактом карательной операции против русских «сепаратистов», духовные интересы которых и должен был бы, по идее, представлять Московский патриархат, владыка не возмутился и не опечалился. И в этом нет ничего удивительного — он там не один такой.

Недавно в Житомирской области местные власти на законодательном уровне запретили публичное использование русского языка. А, по сути, и сам русский язык запретили. То есть, конечно, по-русски на Житомирщине говорить еще можно, но в органах власти, в присутственных местах, в школах и вузах, с подмостков театров и экранов телевизоров русская речь теперь раздаваться уже не должна. Самый верный ход, если желаешь, чтобы через пару поколений ничего русского на этой некогда русской земле не осталось. И как отреагировал на подобное, например, тот же местный представитель Московского патриархата митрополит Житомирский и Новоград-Волынский Никодим Горенко, служащий, как и принято в большинстве русских церквей на церковнославянском, а не на украинском языке? Да никак. Предметом гордости житомирского владыки являются совсем другие вещи. Например, окормление «захистныков Едыны Краины», так называемых ветеранов АТО:

«Владыка Новоград-Волынский и Житомирский Никодим указал мне дорогу к Богу, — поделился сокровенным с одним из украинских периодических изданий „киборг“ Сергей Белошицкий. — Отныне я — прихожанин Украинской православной церкви, истинно канонической церкви, которую признают во всем мире. В первую очередь мы должны думать о том, как строить свою страну, как развиваться, ведь нам Бог дал все, чтобы мы могли благополучно жить. Но мы не обращаем внимание на это, а зациклены на том, как изгнать из страны православную церковь. Это нонсенс».

Действительно, все дал этим украинцам Бог. Остались, правда, не до конца выявленные ватники, да еще клятые сепары на востоке, вот зачистим их и заживем! Поэтому все русское вы уберите, а православную церковь оставьте, ее же, в конце концов, во всем мире признают!

И если бы подобным образом думал лишь какой-то там «киборг». Но нет, в таком ключе мыслит и сам облаченный в митрополичью мантию пан Горенко. Еще в январе этого года он не без гордости сообщил другому украинскому изданию, как храбро и принципиально не встретился с Владимиром Путиным в Москве. Равно, впрочем, как и вся делегация УПЦ МП:

«Мы, когда пребывали на Соборе, сразу единогласно высказались, если будут встречи в Кремле или приглашения президента РФ, УПЦ принимать их не будет, — сообщил владыка. — Мы понимали, что должны решительно заявить, и это был своего рода ультиматум, доказательство нашего отношения к политике РФ. И когда стало известно, что прибывает президент РФ, мы встали и не пришли на эту встречу, все архиереи вместе с Блаженнейшим. Ждали в других палатах храма Христа Спасителя, пока пройдет встреча. Про это СМИ не писали. Для архиереев Русской Православной Церкви этот наш поступок был непонятен, но мы снова-таки подчеркнули, что автономны в своих решениях».

И тут на ум приходит эпизод периода Парада Суверенитетов, когда в Казань из одного из регионов России пришли пустые железнодорожные вагоны без товара, на которых было краской написано: «Свободному Татарстану — свободные вагоны!». Вот и щирые украинские архиереи, непонятно чего ради прибывшие в столицу «страны-агрессора», но откровенно пренебрегшие нормами дипломатии, вполне заслужили подобного к себе отношения. Однако нет, с ними и тогда носились, и продолжают носиться и по сей день, хотя по уму следовало бы поступить как в известном интернет-меме: «эти сломались, несите других». А «сломавшихся» можно и в автокефилию, зачем русской церкви «сломавшиеся»?

Но вместо этого РПЦ продолжает действовать в рамках политики, начатой еще в период развала СССР, когда вопреки наставлениям столпов православия начала XX века, запрещавших дробить некогда единое тело Русской церкви, впоследствии прославленных в лике святых, буквально на коленке состряпали УПЦ и, по сути, отпустили её на вольные хлеба, лишь бы она номинально числилась за Москвой и поминала московского патриарха. Вот и правая рука главы РПЦ патриарха Кирилла глава отдела внешних церковных связей МП, митрополит Волоколамский Илларион Алфеев выдал на-гора следующее: «Это украинская церковь, — сказал он об УПЦ МП. — И верующие этой церкви считают себя украинцами, они патриоты своей страны».

Сказал, как благословил — на продолжение насаждения на исторических землях Юго-запада Руси духовного, этнического и политического украинства, которое на сегодняшний день ряд современных экспертов иначе как «политической ересью» не называют. Но в Московском патриархате, получается, уже с 1991 года считают по-другому, и это настроение прекрасно слышат на местах.

«Украинская Православная Церковь никакого отношения к концепции Русского мира не имеет, — поспешил заявить BBC глава Синодального отдела информационно-просветительского отдела УПЦ МП архиепископ Климент Вечеря. — Мы это заявляли открыто, в том числе в официальных документах».

Стоит ли после этого удивляться тому, что глава расположенной на оккупированной украинской армией части Луганщины — Северодонецкой митрополии, архиепископ Никодим Барановский недавно благословил очередную партию отправляемых на войну со своими соседями и земляками ЛНР местных призывников ВСУ. А для священников, имевших симпатии к народной республике и Русскому миру, у него есть один рецепт — отправление за штат с невозможностью служить Богу и зарабатывать на пропитание своим прямым делом. С публичным обнародованием на епархиальном сайте личных данных таких «нерадивых» пастырей — на сегодняшний день их набралось уже восемнадцать человек.

Или нужно удивляться тому, что, согласно распоряжению митрополита Донецкого и Мариупольского Иллариона Шукало, в Донецке поначалу не приняли прибывшую из России Тихвинскую икону Божией Матери, имеющую у православного русского народа название «Ополченная». А затем, следуя его негласным указаниям, не стали духовно окормлять ополчение ДНР. Мало того во многих донецких храмах ополченцев, пришедших на литургию в форме, не допускают до исповеди и причастия.

Когда не слышат Бога

Напротив, донбасские священники изначально поддержавшие Русскую весну и за это пострадавшие, попав в пыточные СБУ, такие, как Феофан Кратиров, Владимир Марецкий, Олег Трофимов были отправлены местным священноначалием за штат. И, что нужно отметить особо, некоторых из них повторно отправляли за штат уже в России. Любопытный эпизод: один из луганских священников хотел поведать на конференции в России, организованной РПЦ и посвященной взаимодействию церкви и образования, что это взаимодействие, наконец, появилось на его малой родине, едва власть перешла к народной республике, а при Украине это было бы просто невозможно. Но прочитать доклад священнику запретили, равно как и каким-либо образом противопоставлять себя Украине.

Как подобное разительно отличается от отношения к духовно-этническим расколам других православных церквей! Так, Сербская православная церковь принципиально не признает раскольничьи и самозванные Черногорскую и Хорватскую церкви, не говоря уж о предоставлении им автономий. И даже Македонскую православную церковь не признает, хотя, по совести, этот вопрос следовало бы отдать на откуп Болгарской православной церкви, родственной македонцам хотя бы этнически-цивилизационно. Но самое главное, насколько это отличается от отношения столпов русского православия времен революции и гражданской войны не только к идее украинской автокефалии, но и к возможности какой-либо церковной автономии приходов Юго-западной Руси. Против этого резко и авторитетно выступали и зверски убитый большевиками митрополит Киевский и Галицкий Владимир Богоявленский, и Антоний Храповицкий, и Лаврентий Черниговский. Последние, собственно, и стояли до последнего, не признавая поползновений агрессивно настроенных малороссийских батьков во главе с самосвятом Липковским, «рукоположенным» обычными украинствующими мирянами (он же первым начнет служить на украинском), на какую-либо автономию.

«Все лжеучения выйдут наружу вместе с бесами и безбожниками тайными (католики, униаты, украинцы — самосвяты и другие) и сильно на Украине ополчатся против Православной Русской Церкви, ее единства и соборности, — пророчествовал впоследствии Лаврентий Черниговский. — Этих еретиков будет поддерживать безбожная власть, а поэтому будут отнимать у православных церкви и верных избивать. Тогда Киевский Митрополит (недостоин сего звания) вместе со своими единомышленными архиереями и иереями сильно поколеблет Церковь Русскую. Весь мир удивится его беззаконию и устрашится. Сам уйдет в вечную погибель, как и Иуда. Но все эти наветы лукавого и лжеучения в России исчезнут, а будет Единая Церковь Православная Русская».

Сейчас Бог дает шанс Русской Церкви вновь стать единой, преодолев последствия преступной ошибки, совершенной после развала СССР в угоду политической конъюнктуре. Руками гонителей церкви — впавшего в цезарепапизм Фанара, раскольников, киевской хунты и ее заокеанских кураторов, официально приветствовавших украинскую автокефалию. Шанс, после которого все наносное и лживое, в компании щирого украинского патриота и гомосексуалиста — митрополита Переяслав-Хмельницкого и Вишневского Александра Драбинко, уже заявившего, что он подчиняется Константинополю, уйдёт под Фанар. А на Украине вновь воссияет Русская православная церковь, исповедническим подвигом и крепостью духа. Но пока, похоже, ни каноническая Москва, более озабоченная вопросом приглашать или не приглашать в столицу России папу Римского (о чем в интервью итальянскому Il Messaggerо заявил вышеупомянутый глава ОВЦС РПЦ Илларион Алфеев), ни независимый от нее канонический Киев в лице УПЦ МП не созрели до этого. Хотя второй шанс уже вряд ли представится.

Алексей Топоров
Источник: EADaily

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>