Хорошие отцы в кино

В современном мировом кинематографе образ дрянного отца распространен очень широко. Многие герои и в литературе, и в кино, и в компьютерных играх не могут примириться со своим отцом, не могут найти с ним общий язык. И этот дрянной отец настолько узнаваем и типичен, что можно говорить о карикатурности образа как такового.

Тем более ценны хорошие отцы, которые, несмотря на свои недостатки, исполняют древнюю культургенную функцию и соответствуют образу идеального антропологического отца, Адам Кадмона. И хотя этот образ распространен в искусстве в значительно меньшей степени, тема эта так или иначе прорывается через все гендерные революции и попадает на экран.

Предлагаем свой топ-10 выдающихся отцов в кинематографе, который будет интересен тем, кто отказывается играть в альфа-самца и принимает на себя сложную и многогранную отцовскую роль.

11 место. Дэниел Плейнвью

Герой фильма «Нефть» создает дело и уже с самых ранних пор приучает к нему своего сына. В мире зародившейся индустриальной экономики, непростом и бурлящем, он ищет новые возможности и место среди нефтяных лидеров, среди которых, напомню, «Стандард Ойл» Джона Рокфеллера.

Он открыт к людям и может найти язык с каждым. Без этого невозможно его непростое предприятие. А талант позволяет придерживаться единожды выбранного направления. Собственно, об этом и победа в номинации «Лучшая мужская роль».

Герой выпал из топа с появлением Джона Смита (5 место), однако не упомянуть его я просто не мог.

10 место. Роберт Кроули

Граф Грентем из сериала «Аббатство Даунтон» хотя и кажется несколько недотепой, все же воплощает в себе целую плеяду замечательных отцовских черт. И эти черты раскрываются по мере того, как в жизнь аристократической фамилии вторгается научно-техническая революция, электричество, эмансипация женщин, эпидемия испанского гриппа, Первая мировая война.

Хотя кажется, что порядок в аббатстве складывается сам собой, при детальном изучении оказывается, что это не так. Не традиции сами по себе обеспечивают этот порядок, а граф Грентем обеспечивает эти традиции. Причем довольно непростыми средствами. И хотя вызовов для фамилии и всего социально-экономического порядка предостаточно, они с честью проходят все испытания там, где рушатся другие великие дома.

9 место. Ной Беннет

Один из центральных персонажей сериала «Герои». Формально работает в фирме то ли по производству бумаги, то ли по ее утилизации. Однако под видом фирмы действует организация, контролирующая людей со сверхспособностями, и Ной Беннет является одним из агентов, который ищет таких людей, задерживает, отправляет в изолятор или помогает справиться с их часто непосильным даром.

Он также является приемным отцом одной из таких людей – Клэр Беннет. Именно то, что он в первую очередь отец, каждый раз напоминает ему как и почему необходимо делать мир лучше и толерантнее к людям со способностями. Очень часто – вопреки интересам организации.

8 место. Кэл Лайтман

Доктор по лжи из сериала «Обмани меня» хороший профессионал и создатель уникального и интересного дела. Но также он и отец Эмили Лайтман. Эта тема и раскрыта недостаточно. И «тонет» на фоне более яркой профессиональной сюжетной линии и вообще личности Лайтмана как трикстера и остряка.

А между тем внимательный читатель заметит, что отношения отца и дочери наполнены богатым внутренним драматизмом и полны воспитательных моментов. Да и сам факт того, что Эмили растет со стабильной психикой (в отличие от замухрыжек, чьи отцы, как правило, неудачники, и чирлидерш, чьи отцы сами имеют проблемы с головой), уже сам по себе важный показатель.

7 место. Лайонел Лог

Человек, излечивающий заикание у Георга VI в фильме «Король говорит!», иммигрант из Австралии, придумавший инновационный способ лечить дефекты речи. Фильм показывает нам не только отношения псевдо-доктора со своими пациентами, но и семью Лайонела, атмосферу и отношения, которые в ней царят. И по ним мы видим сколь многое сделал Лог как отец и профессионал.

6 место. Эддард Старк

Хотя сам феодальный строй и вассально-ленные отношения подразумевают мощную фигуру отца, в «Игре престолов» с этой ролью мало кто справляется. Хороших отцов, да и отцов вообще можно пересчитать по пальцам ельцинской руки. И большим пальцем будет Эд Старк из Винтерфелла.

Вот человек, который не боится строить мир не под старых богов и Королевскую гавань, а под свою фамилию, вплоть до целенаправленного и функционального нарушения давнишних табу. Девочке предписано платье носить? На, держи мастера по фехтованию! Специально для тебя лучшего выписали!

Список промахов Старка, конечно, немалый. И можно сказать, что он неудачник, слишком увлекшийся своими фантазиями. Но и список побед достаточно велик. А по меркам жестокого мира Мартина это большое достижение.

5 место. Джон Смит

Обергруппенсфюрер СС Джон Смит из экранизации романа Филиппа Дика «Человек в высоком замке» не просто нацист. Он не сопротивляется миропорядку, считая его изначально порочным, но делает свою работу не просто как винтик машины, а исходя из своих представлений и взглядов на лучший мир. Другими словами, он правильно оценивает свои силы. Что уже указывает на него как на отца. Кроме того, у него есть проект, и ради этого проекта он может и разгласить гостайну, и встречаться с вражескими спецагентами. И только благодаря этому он спасает мир от ядерной атаки на Сан-Франциско (в альтернативной истории произведения это аналог Карибского кризиса).

Не помню как в романе, а в экранизации Джон Смит герой противоречивый, но всегда ставящий на первое место семью и мир, в котором ей придется жить дальше.

4 место. Лето Атрейдес

Глава дома Атрейдесов из эпической и культовой саги Френка Герберта «Дюна» — человек, который сделал все для возвышения своей фамилии. Собственно, после падения дома, именно благодаря фамильному воспитанию и образованию его сын, Пол Атрейдес, смог подчинить себе племена Аракиса, свергнуть императора и создать свою империю.

Правда, после Лето фамилия пошла вразнос. Причудливые и странные решения, неспособность разрешить (или хотя бы использовать с пользой) проклятье Атрейдесов и раскол фамилии делают продолжения «Дюны» куда менее интересными с фамильной точки зрения.

3 место. Дарт Вейдер

Один из самых известных антагонистов и мрачно привлекательная фигура всего кинематографа. Хотя расхожее мнение считает его персонажем отрицательным, он герой положительный, отец, разлученный со своими детьми, разворачивающий политический проект галактических масштабов, которому мешают всякие проходимцы и сброд со всей галактики – от кантрабандистов и его ручных собачек до климактеричных принцесс и жаб со световым мечом.

Конечно, этому способствовало и его легендарное происхождение. Рожденный непорочной девой на оккупированной территории и обладающий магическими способностями, он, фактически, является Христом. И если бы Христос в нашей вселенной не был бы фричайлдером и асексуалом, он вполне мог бы стать таким же выдающимся человеком и отцом как Дарт Вейдер.

2 место. Вито Карлеоне

Говорим «отец» — подразумеваем «крестный отец». Этого добились режиссер Френсис Форд Коппола и Марлон Брандо, чьи таланты скрестились в одной отдельно взятой картине. Результирующим эффектом стал Вито Карлеоне, человек, который возродил интерес к фамилии в ситуации, когда другой Форд – Генри – убеждал людей в удобствах атомарного существования и мегамашинного существования.

Собрать людей, потерявших достоинство, находящихся в печальном положении, и привести их к лучшей жизни – главный и незыблемый принцип отцовства. И герой с ним справляется, показывая образцовую модель и для решения других отцовских проблем – от наследования и наследника до защиты всего того, что он построил в своей жизни.

1 место. Одиссей

Одно из легендарных произведений античности, с которого, по большому счету, и начинается тема отцов – это «Одиссея». Сам Одиссей близок европейскому человеку во все времена, а его несущая тема – возвращение домой, к проекту, который строит – сама по себе один из популярнейших сюжетов для произведений.

Да, Одиссей противоречив, наделен недостатками и обладающий своеобразными достоинствами, как и любой живой человек. Именно поэтому ради него не устраивались ни крестовые походы, ни суды инквизиции. Он идеал, но настоящий, не вымышленный, по-своему сложный, но узнаваемый всюду, где живут люди, знакомые с античной культурой.

Кстати, в фильме «Троя» Вольфганга Петерсена Одиссея играет Шон Бин, тот же самый актер что играл Эддарда Старка в «Игре престолов»

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>