Храм Окса в контексте евразийства (впечатления от увиденного)

Из уютного душанбинского дворика мы отправились на юг Таджикистана в храм Окса. Что я ждала от этой поездки? Трудно сказать, но собиралась я с трепетом, штудируя Интернет. Ничего особенного, на первый взгляд, не предвиделось. Ведь от древнего храма, возведенного в IV-III веках до нэ Антиохом I, сыном Селевка I и Апамой, дочерью Спитамена, как считает Борис Анатольевич Литвинский, выдающийся советский ученый, ни один год возглавлявший раскопки Тахти Сангин, остались, судя по фотографиям, только очертания.
Здесь в 1877 году был найден знаменитый Амударьинский клад – дары прихожан храму. Оригинальные находки из этого клада хранятся сейчас в Британском музее, попав туда через афганских купцов. В августе 2011 года Национальному музею Таджикистана были подарены шесть копий золотых изделий из этого клада.
Воображение воссоздает очертания величественного храма, состоящего из квадратного ядра и вытянутого поперечного прямоугольника на фасаде (все это хорошо будет просматриваться и наяву). Храм состоял из собственно храмовых построек и айвана, обширного сводчатого помещения, открытого с одной стороны во внутренний дворик. Перед храмом – площадь. Вокруг храма были возведены мощные оборонительные стены, толщиной 7 метров, с угловыми монолитными 12-метровыми башнями. Как ни пыталась я на месте обнаружить следы цитадели, мне это не удалось. Без специалиста, очевидно, это сделать достаточно трудно. Время и природа хорошо потрудились, снося с лица земли дело рук человеческих.

И вот мы, энтузиасты, едим на двух внедорожниках к тому месту, где воды Вахша и Пянджа сливаются в один поток реки Окс (Амударья). Согласно представлениям древних жителей здесь рождалось божество великой реки. Поэтому и было возведено здесь еще в ахемендскую эпоху святилище, посвященное реке Окс, божеству Воды и родственным божествам. Но древнее святилище пока не найдено, а предположение о его существовании основано на обнаруженных фрагментах храма огня, в которых ученые увидели ахеменидские традиции. Определяющей чертой для атрибуции храмов огня служат атешгахи и обнаруженные в пределах храмовой территории хранилища священной золы. Храм Окса был центральным или одним из центральных храмов огня целой области. Служители храмовых культов были также и астрономами пригоризонтной обсерватории, позволяющей вычислить календарные даты.
Все ближе мы к заветной цели. Выходим из машин, Джамшед ведет нас к месту, где был сооружен храм, вернее все, что от него сегодня осталось, а меня не покидает трепетное чувство, ожидание чуда. Перед нами разбросанные необработанные и тщательно обработанные два тысячелетия назад камни — базы колонн. Хорошо видна древняя кладка, повсюду разбросаны глиняные черепки, все, что осталось от посуды. Глазам неинтересно, а душа ликует!
Насмотревшись на остатки бактрийской роскоши, ребята потянулись к машинам. Как хотелось остаться одной, наедине со временем! Здесь его ощущаешь. Нет, воображение не воссоздавало величественные храмовые помещения и вереницу жрецов, восхваляющих богов. Сидя на камнях, умело обработанных ловкой рукой мастера-бактрийца и согретых уже сегодняшним солнцем, я четко ощущала настоящее. За спиной гудел шмель, держа мысли и чувства в цепких руках сегодняшнего дня. Время присутствовало на уровне интуиции. Здесь веками, а храм действовал и в первые века нашей эры, люди молились, воздавая хвалу богам. Со словами благодарности они провожали Солнце на закате и с радостью встречали его первые лучи на следующий день. Благодать разлилась в пространстве и во времени, разлилась и повисла словно облако, вобрав в себя добро и блаженство. Именно это я и ощутила, переживая присутствие божественной гармонии. Очевидно, это древние греки и называли Космосом. Все душевные токи пришли в согласие, тихий покой разливался в душе, распространяясь по всему телу. Рацио не работало. Этот Космос, порядок, божественную благодать можно было только ощутить, но не понять и тем более не объяснить. Да и надо ли было?
Вот за чем я приехала сюда – пережить присутствие божественного…
К рацио все же придется обратиться. Пишу сейчас статью о неовразийстве как о стратегии разрешения противоречий между Востоком и Западом. Подумалось, что мы ничего нового не изобретаем, все уже было открыто нашими предками. Подтверждение этому храм Окса, причудливо соседивший в себе и Восток, и Запад.

Ладыгина Ольга
Председатель Гумилёвского клуба Душанбе

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>