Хуун-Хуур-Ту

Музыка «Хуун-Хуур-Ту» – уникальная, магическая, вобравшая в себя все наследие тувинского фольклора, традиции горлового пения, и развивающая это наследие.
Группа прочно входит в элиту world music планеты.

Согласно официальной версии, тувинскую музыку открыл миру физик, нобелевский лауреат Ричард Фейнман. Всю жизнь он хотел побывать в Туве, но не воплотил свою мечту, поскольку не смог получить советскую визу.
Зато он дал послушать запись тувинского горлового пения этномузыканту Теодору Левину, на которого музыка произвела такое впечатление, что он решил немедленно познакомиться с музыкантами: «Мне захотелось посмотреть на людей, которые издают эти ужасные звуки».

В 1987 году Тед Левин организовал этнографическую экспедицию в Советскую Республику Туву. Левин был, чуть ли не первым иностранцем, который ее посетил. Добравшись до Кызыла, он познакомился с четырьмя музыкантами, живущими впроголодь в бараках на окраине города. Это и была группа «Хуун-Хуур-Ту», тогда еще «Кунгуртук», продемонстрировавшая Левину свой уникальный дар – горловое пение, когда один вокалист способен выводить две или даже три мелодические линии, сильно (до четырех октав) различающиеся по высоте. Левина настолько потрясло это открытие, что он немедленно пригласил музыкантов в США.

Позднее открылось значение таинственного тувинского слова Хуун-Хуур-Ту – расщепление солнечного света в облаках на множество расходящихся лучей. Это название отражает удивительное свойство тувинского языка – передавать в тончайших деталях особенности ландшафта и состояний природы.
huunhuurtu5
Хуун-Хуур-Ту тем временем показывали миру уникальные музыкальные традиции своей страны. При этом они не исключали в своей музыке появления элементов других стилей. Именно это музыкальное смешение говорит о том, что Хуун-Хуур-Ту – не вполне «группа горлового пения», и даже не совсем «фольклорный» коллектив. Музыка Хуун-Хуур-Ту, за счет гармоничного сочетания народных и современных инструментов, сильно отличается оттого, что музыковеды привыкли считать тувинской традицией. Это и не удивительно, если вспомнить, что игил – тувинский «дедушка» виолончели, дошпулуур – родственник банджо, хомус – «губная арфа», а бубен тунгур из шаманского арсенала музыкантов – прототип современных ударных.

История Хуун-Хуур-Ту начинается в 1992 году, когда тувинцы Кайга-Оoл ХовалыгАлександр БапаСаян Бапа и Альберт Кувезинорганизовали группу «Кунгуртук». В 1993 году из группы ушел вокалист Альберт Кувезин (организовавший впоследствии группу Ят-ха), а его место занял Анатолий КулууарАлексей Сарыглар попал в Хуун-Хуур-Ту в 1995 году, заменив Александра Бапа.

В 1993 году выходит в свет первая пластинка Хуун-Хуур-Ту – «60 Horses in My Herd» (60 лошадей в моем табуне). С нее-то и начинается нескончаемый тур Хуун-Хуур-тинцев, объехавших с концертами почти весь мир и сыгравших в самых престижных залах Америки, Азии и Европы. Тувинцы услышали признания в любви многих легендарных музыкантов, например, довольно немногословного лидера King Crimson Роберта Фриппа.
SoUBafklals
На Западе музыка группы Хуун-Хуур-Ту пользуется огромной популярностью. Многие выдающиеся музыканты различных направлений выразили желание сотрудничать с Хуун-Хуур-Ту. Большим энтузиастом в продвижении их музыки был Фрэнк Заппа (Frank Zappa), незадолго до своей смерти пригласивший тувинцев в свою домашнюю студию (1993 г.). Музыка Хуун-Хуур-Ту в то лето собрала вместе многих друзей Заппы, записавшихся с тувинскими музыкантами: The Chieftains, Джонни «Гитар» Уотсон (Johni «Guitar» Watson) и Л. Шанкар (L.Shankar)Кронос Квартет (Kronos Quartet) – элита современного камерного авангарда – также записал несколько композиций совместно с
Хуун Хуур-Ту, одна из которых, «Конгурей», открывает альбом Кронос Квартета «Night Prayers». В 1994г. Кронос и Хуун-Хуур-Ту дали совместный концерт в переполненном 4-хтысячном Мемориальном Зале Стэнфордского Университета.

Дебютом тувинских музыкантов в кино стала запись в Голливуде музыки к фильму режиссера Уолтера Хилла (Walter Hill) «Джеронимо – американская легенда» («Geronimo – An American Legend»), киностудия «Columbia Pictures». Соавтором тувинцев в этом проекте был известный музыкант Рай Кудер (Ry Cooder). Еще одна совместная запись была сделана с Микки Хартом (Mickey Hart) – барабанщиком культовой группы «Грейтфул Дед» (Grateful Dead) и известным продюсером world music.

За истекшие десять с лишним лет Хуун-Хуур-Ту записалась и выступила с выдающимися музыкантами самых различных направлений и стилей:Stevie Wonder, Bob Weir (Greatful Dead), Trilok Gurtu, Fun-Da-Mental, Bulgarian Voices Angelite и другие.
В Японии Хуун-Хуур-Ту играл с известным там ансамблем “Кодо”, исполняющем народную музыку исключительно в “ударном” варианте – на барабанах, самый большой из которых весит 320 килограммов.
В Бельгии записана танцевальная версия ряда песен Хуун-Хуур-Ту, которая доводит бельгийских рэйверов до экстатического транса. В Софии состоялась запись совместного проекта с обладателем премии «Grammy» – Болгарским женским хором, получившим мировую известность под именем Les Mystere Des Voix Bulgares.86578656.g0RaL9AP.DSC_8539am

На данный момент в состав группы входят:

Кайгал-Оол ХОВАЛЫГ 
Невероятно талантливый певец-самоучка Ховалыг был пастухом до 21 года, пока его не пригласили в Тувинский государственный ансамбль. Он переселился в Кызыл и начал обучаться горловому пению. Он один из основателей ансамбля Хуун-Хуур-Ту, покинул Тувинский ансамбль в 1993 году, чтобы посвятить себя творчеству в только что созданном квартете. Ховалыг, прежде всего известен своим уникальным исполнением хоомей и каргыраа (вокальные стили).

Саян БАПА
Сын тувинца и русской, вырос в индустриальном городке Ак-Довурак. Он занимался музыкой в Кисловодске, где играл на бас-гитаре в русской джаз-роковой команде в течение нескольких лет. В начале 90-х вернулся в Туву, к музыкальным корням, где стал участником фолк-роковой группы, исполняющей традиционную тувинскую музыку на современных инструментах. Один из основателей Хуун-Хуур-Ту, Саян Бапа – универсальный инструменталист, он играет на дошпулуур, игиле и акустической гитаре. Как вокалист он специализируется на стиле каргыраа.

Андрей МОНГУШ
Андрей Монгуш впервые познакомился с горловым пением в 13-летнем возрасте, помогая своим бабушке и дедушке следить за стадом. Несмотря на обучение в сельскохозяйственном институте до 1991 года, он успел за это время получить бесчисленное множество музыкальных наград. После окончания института Андрей решается продолжить вокальную карьеру, обучаясь игре на местных тувинских инструментах и горловому пению. В 1997 году получает специальность по обучению стилю хоомей и игре на народных инструментах. После получения национального признания за свою работу в средней школе в мае 2003 года он был приглашен выступать в ансамбль
Хуун-Хуур-Ту.

Алексей САРЫГЛАР
Алексей Сарыглар попал в ансамбль в 1995 году, заместив Александра Бапа. Он получил музыкальное образование в Улан-Удэ по классу перкуссии и стал участником государственного ансамбля «Сибирский сувенир». Безмерно талантливый музыкант, исполняющий сыгыт, эксперт по тувинской перкуссии и струнным инструментам, играет также на рояле. Как и другие члены группы, живет в Кызыле.

Во всех известных музыкальных энциклопедиях Хуун-Хуур-Ту называется самым выдающимся музыкальным явлением России за последнее десятилетие. В этом году группа номинирована на BBC World Music Award – самую престижную в мире ежегодную награду в сфере этно-музыки.
С большими восторженными статьями выступили практически все крупные американские газеты (New York Times, Washington Post, Los Angeles Times…)
New York Times назвала концерты Хуун-Хуур-Ту «музыкальным чудом», а San Francisco Chronicle – «вокальной магией»Boston Globeобъявил гастроли тувинцев «главным событием world music года». Тувинской группе были посвящены популярные радио- и телепередачи компаний ABC, CBS, NBC, CBC, WNYC («New Sounds»), MTV («John Steward Show»).huun-huur-tuu_92

Западная пресса о музыкантах:
” Кайгал-Оол ХОВАЛЫГ – Паваротти горлового пения “
(Newsweek)

“Тувинцы ворвутся в твой мозг и оставят отпечатки копыт…” 
(San Francisco Bay Guardian)

“Из этих музыкантов исходит деревенская веселость и искренняя выразительность” 
(Jazz Times)

“Это незнакомая, в тоже время очень доступная, пришедшая из другого мира и глубоко духовная музыка, которая корнями уходит в звуки природы” 
(The Chicago Tribune)

«Представьте прохладный свежий воздух, где высоко над уровнем моря дикие степи, бурные реки, поющие птицы, быстрые кони, юрты и культура, соединяющая в себе буддизм и шаманизм. Теперь представьте, что все это есть в музыке. С ритмом. Так это и звучит» 
(Union News, Спрингфилд)

Новые Скифы

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>