Кино Мариам Гани

В пятницу, 25 ноября 2016 года в кинозале Музея современного искусства «Гараж» состоялась презентация исследовательского проекта Мариам Гани «Незавершённое нами». Проект представляет собой собрание редких и незаконченных фильмов, снятых в Афганистане после Апрельской революции 1978 года, в период нахождения у власти лидеров Национально-демократической партии Афганистана (НДПА). Команде Центра Льва Гумилева посчастливилось присутствовать на мероприятии.

15207873_297681580626323_1739238581_n

Мариам Гани, рождённая в Бруклине, художник, кинорежиссёр и писатель афганского происхождения, дочь президента Афганистана Ашрафа Гани, приложила немало усилий для того, чтобы вернуть к жизни практически забытое наследие афганского киноискусства. Обнаруженные ею фильмы, точнее, некоторые не вполне завершённые отрывки из них, безвестно пылились в архивах национальной киностудии «Афганфильм» и никогда бы не были показаны широкой публике, если б не исследовательский энтузиазм Мариам. Демонстрация беззвучных кадров сопровождалась развёрнутыми комментариями самой Мариам и приглашённых гостей. Среди них был почётный дипломат и востоковед Геннадий Петрович Авдеев, который в 80-е гг. работал в советском посольстве в Кабуле, был ответственным секретарем Общества советско-афганской дружбы и даже какое-то время руководил деятельностью Дома советской науки и культуры.

Первый из фильмов – полудокументальный – в цвете знакомил зрителя с событиями Апрельской революции 1978 года. Кинолента вобрала в себя как постановочные сцены, демонстрировавшие, например, острое социальное расслоение в афганском обществе накануне апрельских событий, так и весьма ценные кадры кинохроники, включая движение танков к президентскому дворцу Арг и подготовку афганских лётчиков к удару по тому же дворцу. Сложно сказать, почему фильм не был закончен. Не исключено, что свою роль сыграли политические факторы, ведь один из триумфаторов Апрельской революции – Хафизулла Амин, о деятельности которого фильм также повествовал – успел очень быстро скомпрометировать себя как в глазах афганского народа, так и глазах властей СССР.

Два других фильма, на этот раз уже художественных, представляли собой настоящие криминальные драмы и, по-видимому, должны были продемонстрировать зрителю, к каким печальным итогам может привести отказ от следования высоким моральным принципам народно-демократического Афганистана.

Фильм «Падение» (1986 года, режиссёр – Факир Наби) рассказывал о нелёгкой участи полицейского, отступившего от закона и связавшегося с преступниками. Виски, сигары и прочие капиталистические блага, ставшие неотъемлемым атрибутом этого шпионского киноприключения, по-видимому, слишком контрастировали с благополучием официальной партийной пропаганды и стали причиной, по которой фильм так и не вышел в свет.

AF_archive2-1272x1215

Следующий фильм – «Чёрный алмаз» (1984 года, режиссёр – Абдул Халек Халил) – повествовал о преступной деятельности банды контрабандистов, которая к тому же ещё и участвовала в финансировании оппозиционеров. Алкоголь, танцы и криминальная романтика приводят героев фильма, включая совсем юную девушку, к трагическому финалу. В заключительной сцене фильма все преступники погибают за столом, будучи отравленными. Вообще, как отметила Мариам, смерть – это основная кара, которая постигает героев многих афганских кинолент того времени. Впрочем, по продемонстрированным кадрам можно было судить, что помимо смерти трагизм «отступников» в афганском кино строился и на тяжелых семейных драмах, в которых размеренная семейная жизнь вступала в противоречие с подорванными идеалами. Фильм «Чёрный алмаз» также никогда не был показан зрителю, так как его режиссёр Абдул Халил покинул страну, не успев закончить свою работу.

В своих комментариях Мариам Гани рассказывала о судьбах афганских режиссёров и актёров, различном влиянии, которое на них оказывалось. Своими впечатлениями также поделился кинодокументалист Александр Марков. По его мнению, последние два фильма очень близки по духу к советскому перестроечному кино. Не исключено также, что в них прослеживается влияние индийского авторского кино, которое в Советском Союзе было малоизвестно.

Продемонстрированные фильмы вызвали весьма живой отклик у собравшейся публики. Как отметил присутствовавший на показе Сохраб Гайрат, успевший познакомиться с Мариам ещё в Нью-Йорке, многие кадры фильмов напомнили ему о его детстве. По крайней мере, жизнь и быт микрорайонов Кабула, считавшихся тогда пристанищем афганской элиты, показана вполне натурально. Своими комментариями поделились и авторитетные отечественные востоковеды, и молодые афганские студенты РУДН, присутствовавшие на мероприятии.

Хочется надеяться, что исследовательская работа Мариам продолжится, и мы узнаем ещё много нового об афганском кино. Приятно, что Мариам делится своими открытиями и с российской публикой.

Данила Киселев

Центр Льва Гумилёва в Афганистане
Фото с сайта mariamghani.com

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>