Кланы и тарикаты в Чечне

134663_900Традиционное чеченское общество переживает сейчас сложный процесс интеграции в сложившиеся в XX-XXI веках межнациональные и общественные процессы. Трансформации, зачастую проходящие под серьезным влиянием извне, неизбежно разрушают и оставляют в прошлом исторические формы существования чеченского народа, его интереснейшие внутренние связи. «Вестник Кавказа» рассказывает о некоторых особенностях организации чеченского (шире – вайнахского) общества, которые неизбежно будут потеряны в наступившем веке.

Главное, чем выделяются вайнахские народы (чеченцы, ингуши и бацбийцы) среди прочих северокавказских – сохранившаяся и в XX веке родоплеменная (тейповая) структура организации народа.
Вайнахский род (тейп) представлял собой несколько сыновьих групп – гаров (ветвей рода, так как тейп состоял лишь из отцелинейных родственников, исключая их жен – членов другого тейпа), которые могли назвать имя своего реального предка и в свою очередь делились на более мелкие группы: семья (доьзал) и другие.

Тейпы (роды) были объединены в тукхумы – военно-экономические союзы, не связанные между собой кровным родством, но объединенные в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач защиты от нападения противника и экономического обмена.

Несмотря на главенство мужчины, женщина имела такие же наследственные права. Так, дочь наследовала равную долю с братом, а мать – наравне с детьми. И лишь позже, с установлением шариата (гражданского права мусульман), традиционное адатное право вайнахов трансформировалось в систему, в которой при разделе состояния главы дома сын получал полную долю, дочь – полдоли, а жена – одну восьмую.

С середины XIX века в связи с модернизационными процессами в самой Чечне, а также обретшей серьезные масштабы миграцией чеченцев в столичные и соседние регионы России, традиционная тейповая структура вайнахского общества стала разрушаться, уходя в легенды и воспоминания стариков.

Современные ученые, в частности Л.С.-Э.Басханова, отмечают, что «Разложению тейпа и исчезновению его как реальной социальной категории способствовали:
1) Рост внутренних противоречий и несоответствие тейпа как социального института новым социально-экономическим реалиям;
2) Отсутствие необходимости в социально организующих функциях тейпа в связи с появлением государственных учреждений (имамат Шамиля, царская администрация и т.д.);
3) Нарушение принципа единой территории тейпа;
4) Отсутствие единых экономических и политических интересов у различных патронимических групп тейпа в связи с нарушением принципа единства территории;
5) Принятие патронимией на себя функций, определяемых особенностями национального менталитета, прежде всего кровной мести.
Чеченский тейп из социальной организации превратился в категорию мифологическую, в категорию нравственного порядка. И как категория мифологическая тейп становится в представлении чеченцев идеальной организацией всеобщего равенства и справедливости».

В чем же коренная причина слома такой крепкой и основанной на прочных морально-нравственных и кровных основаниях системы? М.М.Юсупов пишет, что за последние десятилетия «коренным образом изменилась психология рядового чеченца: это уже не крестьянин, привязанный к своей земле и традиционным ценностям», а обедневший индивидуум, уже оторванный от своих крестьянско-традиционных корней, но еще не нашедший своего места в индустриальной городской среде. В связи с этим «социологи отмечают упрощение иерархии социальных связей в чеченском обществе и архаизацию различных сторон общественных отношений, что представляет собой серьезную угрозу для развития чеченского народа как нации».

Между тем, в последнее время процесс послевоенного восстановления Чечни происходит стахановскими темпами. Чеченская республика безоговорочно лидирует среди субъектов СКФО по темпам социально-экономического развития, хотя это не отменяет серьезных проблем, вставших перед чеченским (равно как и перед другими северокавказскими) народом. И традиционные ценности вовсе не обречены, как это может показаться, глядя на большинство западных обществ, выступивших в индустриальную и постиндустриальную эпоху.

Общинный принцип организации общественного быта не только сохраняется, но велением современности является признание джамаатно-кантонных объединений (то есть реалий сельской территориальной общины). В этих объединениях должны действовать адатно-шариатные суды (суды по обычному и мусульманскому праву), в ведение которых следует отнести широкий круг вопросов, касающихся внутренней жизни общины: нарушение прав женщин, семейно-брачные отношения, процедуры улаживания различный споров, в отдельных случаях даже связанные с убийством (процедура примирения кровников)». Сегодня все больше говорят о необходимости сохранения норм поведения, диктуемых традиционными установками.

Стоит также вспомнить недавние случаи примирения «кровников» и враждующих родов в Чечне и Ингушетии с помощью старейших моральных авторитетов и по инициативе глав республик.

Продолжение следует…

Алексей Балашов, специально для «Вестника Кавказа«

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>