Кодекс об образовании не вписался в национальные интересы

В минувшее воскресенье вступил в силу новый Кодекс об образовании Молдавии. Кодекс был раскритикован парламентской оппозицией и экспертным сообществом еще до его принятия, но правящая Коалиция не захотела слушать критику и приняла документ, который в большей степени скопирован у Румынии. Помимо того, что одни положения Кодекса не отражают национальные интересы страны, другие и вовсе противоречат основному закону республики — Конституции.

Молдаван заставят любить Евросоюз

Накануне завершения весенне-летней сессии парламентское большинство в лице Коалиции проевропейского правления приняло противоречивый Кодекс об образовании, некоторые положения которого достаточно спорны. При этом никто не ставил под сомнение необходимость нового Кодекса (предыдущий был принят в 1995 году), но, как отмечают специалисты, рассмотрен документ должен был после выборов и не в столь сжатые сроки.

«Новый кодекс необходим, а образовательный процесс должен реагировать на изменения в мире. Однако нельзя так скоропалительно выстреливать столь важным документом, он должен быть планомерным, целенаправленным и всеобъемлющим», — отмечали специалисты.

Дело в том, что Кодекс об образовании не только закладывает основы образования и воспитания, но и мировоззрения. Наши же молдавские власти вместо того, чтобы ставить акцент на повышение качества образования, профессиональной подготовки преподавателей, создание стимула к новым познаниям, в ранг государственной политики в области образования ставят продвижение «устремлений общества к европейской интеграции». При этом, задача стоит в ряду с «формированием национального сознания и национальной идентичности».

Это положение находит отражение в статье 4 Кодекса и является одной из трех задач, которые молдавские власти намерены достичь политикой в области образования. Другие два положения достаточно оптекаемы: «фундаментальное право на образование, необходимое для осуществления других прав человека» и «внедрение основополагающего механизма формирования и развития человеческого капитала».

Учитывая тенденцию последних лет и зацикленность молдавского парламентского большинства на европейской интеграции, возвышение в ранг государственной политики в области образования европейской интеграции не удивительно. Но не стоит забывать, что евроинтеграция — это политическая цель, которая ничего общего не должна иметь с системой образования, так как образование должно быть вне политики. Об этом говорят и правозащитники, которые отмечают, что политическая цель никак не может быть прописана в Кодексе.

«Статья 5 Конституции РМ, гласит, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии», — обратил внимание член Cовета по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства Ян Фельдман. А продвижение евроинтеграции в Кодексе не что иное как как навязывание государственной идеологии.

Остается открытым вопрос: чего будет больше в образовательных программах — политики или знаний? И все-таки что подразумевают молдавские власти под национальной идентичностью и формированием национального сознания? Учитывая прописанные устремления к европейской интеграции, видимо, речь будет идти только об европейских ценностях, но никак не молдавских.

Русский язык — враг Молдовы, а румынский — язык преподавания

Помимо того, что вопреки национальным интересам, в образовательных учреждениях будут продвигать устремления общества к европейской интеграции, парламентская оппозиция отмечала ряд других опасных моментов. По словам депутата-коммуниста Инны Шупак, среди них «ограничение доступа к образованию на языках этнических меньшинств, ликвидация статуса русского языка, как языка межнационального общения, и приравнивание его к иностранному».

Таким образом, изучение русского языка не будет обязательным. Хотя в Молдове более половины населения владеют русским и еще больше понимают этот язык. Но согласно изменениям, русский язык в Кодексе об образовании упоминается наравне с английским и французским языками (статья 9 (8) «Условия доступа»).

«Увы, этническим меньшинствам практически не оставили шансов получить образование на межнациональном языке, а это прямое нарушение прав человека и Конституции. Ведь финансироваться школы национальных меньшинств, в том числе гагаузов и болгар, будут по остаточному принципу, а это чревато последствиями», — высказывают свою озабоченность преподаватели. Принятием этой меры коалиционное большинство сделало еще один шаг к выведению русского языка из сферы общения.

Почему в этом случае молдавское парламентское большинство не переняло европейский опыт? К примеру, в Бельгии, несмотря на то, что владеют немецким языком лишь 1% граждан, он закреплен в качестве государственного. При этом, в стране в качестве государственных фигурируют еще два языка — французский и нидерландский. Процентное соотношение населения по языкам выглядит следующим образом: нидерландский — 60%, французский — 32%. Одновременно владеют французским и голландским — 8%.

Кроме того, в молдавском Кодексе об образовании ни слова нет об обучении на государственном языке, закрепленном в Конституции. Вместо молдавского языка, в Кодексе об образовании говорится, что учебный процесс будет проводиться на румынском языке. Специалисты отмечают, что закрепление в Кодекса румынского языка может стать первым шагом в пользу выбора румынской идентичности, чем могут быть ущемлены права тех, кто не относит себя к румынам. Ведь дебаты о том, молдаванами или румынами представлена титульная нация, не прекращаются давно и используются в политических целях.

Образовательные учреждения смогут заниматься предпринимательской деятельностью

Другие наиболее важные положения документа касаются обязательного образования до достижения 18-летнего возраста, найма учителей только на основе конкурса, более жестких условий для оценки и обеспечения финансовой самостоятельности каждого учебного заведения. Документ также предусматривает меры по стимулированию учителей, в зависимости от результатов их работы, а также изменение методологии назначения руководителей учебных заведений, которые будут избираться по конкурсу на пятилетний срок. В лицее смогут преподавать только учителя со степенью магистра, а в университете — только преподаватели с докторской степенью.

Еще одним нонсенсом нововведений в системе образования: учреждения профессионально-технического образования и ВУЗы смогут осуществлять предпринимательскую деятельность. ВУЗы еще смогут осуществлять деятельность по трансферу технологий. А доходы образовательного учреждения, полученные исключительно от предпринимательской деятельности, будут накапливаться и управляться отдельно от других доходов.

Эти изменения можно расценить двояко. Либо правительство хочет поэтапно отказаться от финансирования учебных заведений, либо оно решило переквалифицировать учебные заведения? Но разве, главная цель образовательный системы не воспитание и повышений знаний граждан? Или нашим политикам как раз нужно малограмотное население, которое не будет разбираться в элементарных вопросах и не сможет отстаивать свою гражданскую позицию?

Специалисты сферы образования считают, что новый Кодекс об образовании еще больше расколет общество и приведет к ухудшения системы образования, которая уже и так на протяжении последних 20 лет разрушалась. Новый кодекс рассчитан на прагматизм, но никак ни на формирование гражданских качеств, а учащиеся утратят гражданское самосознание.

Владислав Бордеяну, NOI.MD

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>