Концепция и идеологическая платформа движения «Новая Евразия»

18 июня 2021 года в Тюмени состоялся учредительный съезд Международного надпартийного общественного движения «Новая Евразия». Его организаторами выступили Евразийский центр имени Льва Гумилева, движение Захара Прилепина и движение «Новые скифы» при поддержке политической партии «Справедливая Россия – За правду».

По итогам заседания съезда делегаты приняли программу, утвердили устав и структуру организации. Сопредседателями «Новой Евразии» стали известные российские общественные деятели З. Прилепин и П. Зарифуллин.

Говоря об идейно-идеологической платформе нового движения, логичнее всего поделить его на два направления – мировозренческое и общественно-политическое, которые, безусловно, тесно связаны между собой, но при этом являются разными уровнями или модусами самой евразийской концепции.

Мировозренческая доктрина «Новой Евразии», заложенная в программе движения, опирается на базовые установки учения евразийцев: что Россия – это не Европа и не Азия (в географическом и культурном смысле), но самостоятельная цивилизация Евразия. Иначе говоря, это географический контур Российской и Советской Империи, связанный особым духовным единством населяющих ее народов.

Как отмечается в программе, Российская цивилизация, Евразийский Суперэтнос (в терминологии Л. Гумилёва) имеет чёткие и фиксированные границы. На Западе они практически совпадают с границами СССР. На Востоке – проходят по южным и восточным погранлиниям Российской Федерации, Монголии, стран Средней Азии.

Эти идеи закреплены в евразийских манифестах 20-х годов прошлого века и в научных работах Николая Трубецкого, Петра Савицкого и других евразийцев.

Соответственно заявляется, что Евразийство – это мировоззрение, которое априори несёт в себе цивилизационную идею, учит мыслить пространствами.

В целом следует отметить, что эти базовые постулаты всегда разделялись различными представителями этносов и сторонниками данного общественно-политического, философского течения. И не только. Универсальным духом евразийства проникнуты и творчество Ф.М. Достоевского, и общая логика государственного строительства большевиков, которые сумели собрать новую империю в формате Советского государства.

Однако указанное мировозренческое единство зачастую не приводило к единству политическому. Это в какой-то мере общий парадокс консервативно-патриотического и традиционалистского движения – идеи и ценности, разделяемые большинством населения и элитами, обычно либо не обретают четких институциональных форм, либо возникают на том этапе, когда политическая система разрушена и сохранять уже нечего.

В этой связи политическая платформа движения «Новая Евразия» оригинальна и правильна по своей сути, но, одновременно, носит больше декларативный характер. Однако было бы в корне неверно оценивать и трактовать транслируемые постулаты слишком прямолинейно, поверхностно, поскольку пока это скорее идеологический каркас, который еще только предстоит наполнить более детально проработанным содержанием.

К примеру, в программе движения заявляется, что «вместо Евразийского Союза, ставшего очередной пародией на Советский Союз», предлагается создание иного политического образования – конфедерации народов Новая Евразия.

На первый взгляд, это звучит несколько категорично, однако необходимо признать, что доля истины в данном утверждении есть, поскольку действующая сегодня модель Евразийского Союза слишком формализованная структура, она не только объективно не дотягивает до уровня СССР, но и устаревает на глазах, перестает отвечать новым геополитическим и внутриполитическим реалиям.

Далее, по мнению идеологов движения, Новая Евразия должна стать демократическим, сложносоставным, ассиметричным, и – культурно-цивилизационным союзом народов.

К сожалению, идею нового политического образования на основе конфедерации народов Евразии многие поняли слишком буквально – как попытку развалить Россию через сепаратизм ее этносов, что, конечно, является просто абсурдным обвинением. Речь здесь идет о том, что если Европейский и Американский Союзы основаны на принципах прав человека, то Новая Евразия должна быть построена на гарантии прав народов. Отсюда и совершенно иной принцип функционирования экономики.

Так, заявляется, что экономическое соучастие будет организовано, через право народов на недра. Каждый представитель народов России получит полагающуюся ему по праву рождения квоту на полезные ископаемые нашей страны. Это произойдёт после справедливого перераспределения природных ресурсов от олигархических корпораций к народам. А гарантами станет общесоюзное правительство, федеративные, региональные и муниципальные органы власти.

Как затем кратко и емко сформулировал идеологию «Новой Евразии» Павел Зарифуллин: «Большинство населения постсоветского пространства выступает за восстановление утраченного единства, но пока не было озвучено внятной объединительной концепции. Мы предлагаем вспомнить евразийскую доктрину и на новых этических комплиментарных принципах, привлекательных для народов, элит и интеллигенции построить новую форму государственности – конфедерация Новая Евразия, где субьектом выступают народы. Народы имеют право на язык, на образование, на проживание, на недра, на безусловный базовый доход».

Как нам кажется, под этими словами сегодня готово подписаться подавляющее большинство здравомыслящего населения бывшего СССР.

В завершение остается только пожелать успехов участникам и сторонникам «Новой Евразии», поскольку главная цель движения, а именно интеграция этносов евразийской цивилизации, безусловно, актуальна, обладает большим позитивным и конструктивным потенциалом. Особенно сегодня, когда внутри постсоветского пространства, российского общества, происходят глубинные социокультурные и политические сдвиги.

Соответственно в этих условиях особое значение приобретают инициативы, связанные с поиском образов возможного будущего, стягиванием духовно близких сил, формированием нового евразийского дискурса отвечающего реалиям ХХI века.

Кандидат исторических наук Азамат Буранчин

Вам также может понравиться

Один комментарий

  1. 1

    еще не организовались … а уже сыпитесь … нет критики явлений которые вы хотите изменить ….нет конкретики .. что будете делать с химерной элитой … нет обоснования экономического и правового о необходимости наличия эксплуататорских прослоек общества … нет юридического обоснования наличия государства РФ … нет юридического обоснования наличия Единого Евразийского пространства … нет Экономического и этнологического обоснования с применением работ Гумилева к Культурному явлению которое вы представляете …. Зачем хорошую идею Евразийства делать основной …. Есть теория химер .. есть теория этногенеза … А о наличие Евразийства имели представления все Колониальные управленцы на этих территориях … поэтому и выдумывали всякие РОССии … Руси … и не делали официально Евразийскую территорию областью какой нибудь Курляндии или Баварии … Так не делали колонией Китай … Да последние Романовы видели в русифицированном коми- зырянине Распутине Г. лицо народа … последняя надежда на спасение … Вам не стоит на таком слабом научном материале политизировать идеи Евразийства … на 100 лет поломаете всю систему естественного развития социальных отношений .. Евразийство — это коммунизм …

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>