И хотя Рада и Терновник существуют с далекого 91-го года, я познакомилась с этой группой совсем недавно, наткнувшись на один из отчетов о прошедшем концерте. Меня тогда поразила удивительная многоликость и глубина коллектива. Словам, которыми описывали концерт этой группы, позавидовали бы многие видные исполнители. Мне захотелось обязательно сходить, услышать, убедиться самой, что все действительно так, как говорилось в том отчете.
Группа Рада и терновник поразила меня. Атмосферой, звуком, текстами. Все напоминало таинство. Люди, собравшиеся вокруг сцены, как возле костра, сидели и внимали происходящему. Живой вокал и манера подачи создавали уютную дымку, переносящую всех присутствующих куда-то далеко из центра Москвы в глубину леса. И вот мы словно бы сидим перед огнем в лесу и становимся хранителями какого-то глубокого знания. Возможно, для людей, никогда не слышавших группу, звучит довольно странно, но на мой взгляд получалось все довольно органично. Музыка, завораживающая, и поражающая своей многогранностью, пронизывающий вокал, плавные движения. Рада и Терновник вобрала в себя кучу разных стилей, создав при этом что-то совершенно свое. Если визуальное впечатление ориентирует неподготовленного слушателя больше на фолковые направления (внешний вид участников группы, странные музыкальные инструменты разных народностей), то по факту можно встретить элементы и эмбиента, и idm’а, и пост-рока. Учитывая, сколько в нашей стране любителей этих направлений, мне немного странно, что Рада до сих пор не собирает большие клубы. Одним словом, я была приятно удивлена обилием музыкальных граней этого коллектива. Возвращаясь к теме «странных инструментов», в этот вечер в зале присутствовали плоские колокола, выдававшие совершенно потрясающие звуки.
Как было заявлено в начале, нас ожидало путешествие по книге «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях». Путешествие само по себе началось почти сразу, как потерялось ощущение того, что ты находишься в Москве. Что же касается книги, то, к сожалению, читать мне ее не доводилось. Но я нашла много отзывов на просторах сети. Книга, в первую очередь, о женщинах и для женщин. О том, как женщина отрывается/отделяется от своей внутренней сущности в условиях современного мира. Как ее исконные желания, привычки, обязанности теряются в водовороте и суете настоящего. В книге через сказки, предания, мифы пытаются восстановить разорванную связь, передать накопленный веками опыт и обратить женщину внутрь себя, внутрь своей женской природы, вернуть ее к «первоисточнику». Мне кажется, не зря в анонсе присутствовала формулировка «дикая женщина». Если немного абстрагироваться от слова «женщина»: что, собственно, представляют собой слова «дикий» и «домашний». Дикий — тот, кто свободен и следует лишь своим природным инстинктам. Домашний — тот, кто приручен кем-то и приучен делать что-либо для кого-то. Когда человек установил свою власть над животным, и заставил его делать то, что он [человек] хочет, тогда стали называть дикое животное, домашним. Через много поколений, эта одомашненность вошла в привычку. Но ведь внутри каждого живого существа дремлет его первобытная дикая сущность, как дремлет она и в женщине, которая существует в мире мужчин и которой порой приходится следовать «мужским» законам. Женщину сейчас, в некоторой степени, можно назвать «домашней».
12 декабря Рада и Терновник предлагали всем пришедшим попробовать пробудиться. Опираясь на философию книги и собственное виденье, Раде удалось создать невероятное звуковое и визуальное полотно для процесса «пробуждения». Как говорилось в анонсе — пробуждение через музыку, через первобытные ритмы, звуки шаманских бубнов и плоских колоколов, через пение. На концерте присутствовал и видео ряд, и гипнотические танцы танцовщицы Кристабель, и мини сценки невербального театра “Сомнамбула”. Не обошлось и без традиционных гостей Ульяны Шулепиной и Павла Боева (“Очелье Сороки”).
Рада завораживала не только своим голосом, но и сама по себе. Своими движениями руками, взмахами рук, плавным скольжением по сцене. Она была предельно серьезна и сосредоточена. Хотя приветствуя и представляя гостей, она на мгновенье выходила из образа и уютно улыбалась всем пришедшим. Между песнями звучали пространные рассуждения о женщинах, об их природной сущности. «Пространные» потому, что звучали они под какую-то музыку не от мира сего, заставляя сознание медленно качаться на волнах звуков и свободно пускать в свою голову любые возникающие образы. Участницами концерта было прочитано несколько сказок (сказок ли?): про песика, который доставил имена двух девушек своему хозяину, благополучно повлияв на его дальнейшую судьбу; про женщину с тюленьей кожей, оказавшейся пленницей охотника… Сказки также сопровождались музыкальными окантовками и в созданной атмосфере звучали интригующе.
Подводя итог, могу сказать, что мне все понравилось. В этот вечер в клубе ДОМ собралась очень разная публика. Хотя иначе и быть не могло у такого нетипичного коллектива, как Рада и Терновник. Люди сидели, стояли, лежали. «Что их привело именно в этот вечер?» — задавала я немой вопрос, рассматривая пришедших. Желание насладиться музыкой? Послушать Раду и проникнуться невероятной атмосферой, создаваемой группой и приглашенными участниками? А может они хотят узнать подробнее про книгу Пинколы Эстес? Я пришла из любопытства, посмотреть, что же это за музыкальное явление на отечественной сцене, о котором мне доводилось слышать удивительные вещи. И, удовлетворив свое любопытство, могу сказать, что приду еще не раз. Прикоснувшись к тому, что делают такие группы как Рада и Терновник, ты идешь домой вдохновленной, задумчивой, заинтригованной. Каждый концерт коллектива – это не просто выступление. Это цельное произведение, имеющее свой сюжет, свой смысл и свою цель.
Теперь невольно думаешь, а что же я увижу в следующий раз, о чем предстоит задуматься на следующем концерте? Ведь никогда не знаешь, какую грань творчества ты увидишь или услышишь. И даже если ты что-то не поймешь в теме вечера, музыка, проникающая в самое нутро, точно не оставит тебя равнодушным и сформирует внутри нужное ощущение.
Спасибо всем участникам концерта за то, что взяли нас с собой в необычное путешествие.