Айны жили на территории Японии тысячи лет, до появления там первых поселенцев алтайской языковой группы, ставших потом называться японцами. Война с захватчиками продолжалась полторы тысячи лет.
Сейчас в Японии насчитывается 3000 айнов и 2500 обитают на Хоккайдо – своей древней родине.
Российские айны тоже не затерялись в общем этническом море. На данный момент их в России – 205 чел. Как сообщает «Национальный акцент» устами Алексея Накамуры, руководителя общины «Айну», «айны или камчадальские курильцы никуда и не исчезали, просто нас признавать долгие годы не хотели. Самоназвание «айну» происходит от нашего слова «мужчина» или «достойный мужчина» и связано с военными действиями. Мы ведь сотни лет воевали с японцами».
Хоккайдо – это, на самом деле, историческая территория проживания айнов, с которыми японцы вели кровопролитные войны, стараясь покорить этот мужественный народ. Когда складывается государство Ямато, то начинается эпоха постоянной войны между государством Ямато и айнами. «Среди восточных дикарей самые сильные – эмиси», — свидетельствуют японские хроники, где под именем «эмиси» фигурируют айны.
И японцам долгое время не удавалось одолеть айнов. Лишь через много столетий зародился культ самурайства, истоки которого – в боевом искусстве айнов, а не японцев. Более того, отдельные самурайские кланы имеют айнское происхождение. При этом сами айны – не родственный японцам народ. В отличие от японцев, айны имеют обильный волосяной покров (т.н. «айнский паспорт») и более светлую кожу. Они похожи больше на европейцев с примесью азиатской крови, чем на азиатов. Учёные так до конца и не выяснили происхождение этого народа.
Александр Накамура говорит о «воровстве» японцами айнских традиций: «Японский самурайский меч называется «катано». В айнском это слово обозначает «поселение», «деревню» или «род». Меч называли так потому, что передавали от отца к сыну, от сына к внуку. Харакири – т.н. японское ритуальное убийство – вообще придумано айнами! По нашим верованиям душа живет в животе. И висит она там на тоненькой веревочке. Чтобы умереть и выпустить душу – иначе человек не возродится потом – нужно вскрыть живот и перерезать эту ниточку. Глубокий «японский» поклон от чего произошел? В нашей мифологии есть водный дух, который называется Капа Кодзу. Принимая образ человека, он выходит на сушу, чтобы утащить кого-нибудь к себе под воду. В голове у него есть углубление. В нем водичка. Если вдруг она вытечет, дух умрет. Но беда в том, что дух этот очень вежливый. Иду я, например, по лесу, встречаю человека. Вдруг это Капа Кодзу? Я начинаю ему кланяться. Он мне в ответ. Чем глубже поклон, тем почтительнее ответ. И тем больше воды вытекает у духа. Так что на самом деле, это проверка на вшивость – не водяной ли ты…».
Японцы не только подвергали айнов жёсткой ассимиляции и присваивали себе их традиции, но и безжалостно подавляли их сопротивление. Александр Накамура: «Мой предок – выходец с южных Курил с острова Шикотан (Ясикотан по-айнски). Во времена последнего айнского восстания, примерно в 1725 году, преследуемый японскими войсками уходил с семьей от погони на байдарах до самой Камчатки. Осел в России на Курильском озере. Кстати, неверно думать, что названия Курилы, Курильское озеро и т.д. возникли из-за горячих источников или вулканической деятельности. Просто здесь проживают курилы или курильцы, а «куру» по-айнски – народ».
Таким образом, история айнов разрушает японские идеологемы об исконной принадлежности Курил Японии. Александр Накамура: «Я участник экспедиции на остров Матуа. Там есть бухта Айну. Во время 12 экспедиции нами обнаружена древнейшая стоянка айнов. По артефактам понятно примерно с 1600 года, что это были именно айны. Об этом говорят остатки посуды, обсидиановый наконечник с проточкой для яда и другие характерные для айнов предметы быта. Поэтому очень странно говорить, что айнов никогда не было на Курилах, Сахалине, Камчатке, как это делают сейчас японцы, уверяя всех, что айны проживают только на Хоккайдо и только в Японии, поэтому им, якобы, нужно отдать Курильские острова. Это ложь. В России есть айны – коренной народ, тоже имеющий право на эти острова. Очень странно, что МИД России не использует этот аргумент, чтобы напомнить, что острова не могут принадлежать только японским айнам, скорее уж всем айнам».
В отличие от Москвы, Токио об айнах не забывает. «На Хоккайдо есть корпорация «Утари», в переводе – сотоварищество. У них 55 отделений по всем японским островам, — повествует Александр Накамура. — Это учебные культурные центры. Там обучаются не только айнскому языку, но и культуре. Мы пытались через «Утари» наладить культурные связи с другими айнами. Но корпорацию интересовала только политика, причем определенно антироссийская. Я спросил у одного из их руководителей, зачем же так делается. Он ответил честно: нам нужно на что-то жить, а политики выделяют средства на то, что интересно им. Поэтому сейчас мы с «Утари» почти не общаемся. Будем возрождать культуру камчадальских курильцев — айнов – своими силами».
Но учебники и словари айнского языка пока только на английском, либо японском. Александр Накамура подчёркивает необходимость издания учебной литературы для айнов на русском языке.
Помнится, известный русоед Юзеф Пилсудский в 1905 г., в разгар русско-японской войны, пытался договориться с Токио о совместных действиях против России. И даже призывал солдат царской армии польского происхождения дезертировать и идти в легионы пилсудчиков. Брат Юзефа, Бронислав Пилсудский, во время ссылки на Сахалин занимался исследованием айнского языка и традиций, оставив ряд статей и очерков на эту тему.
Западная пропаганда, в том числе и устами Польши, вещает миф о покорении кровожадными русскими всех народов России – от Карелии до Курил, от Кавказа – до Ямала. Но политические взгляды российских айнов не вписываются в эти рамки. И потому о них на Западе никто не услышит.
«Сегодня«