«Король шаманов» у Шереметевых

В минувшие выходные в центре Петербурга в Шереметевском дворце и на его парадном дворе с двух пополудни и до глубокой ночи звучали удивительные голоса. Морин хуур, домбра, кобыз, саз, курай, чанза, ятаг, соор, нойз, варган, кантеле, гудок, рожки, мянкере, хомуз и современные электрогитары, электробалалайка, а также обрядовое и горловое пение, «король шаманов» Илья Чубаров… Во второй раз Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства собирал на марафон-уик-энд «Музыки мира» лучших этномузыкантов. Нынче к нам приехали исполнители из России, Бурятии, Башкирии, Карелии, Казахстана и Франции. Они исполнили традиционную музыку своих регионов в современной этнорок- и этноэлектронной обработке, переведя экзотическое древнее наследие народов на современный язык.

Одни группы используют аутентичные акустические инструменты, другие опираются на широчайшие возможности электроники. В любом варианте новое звучание и ритмы старых песен стали весьма модным и востребованным направлением у широкой публики, особенно молодой. Подружившись с джазом, роком и электроникой, этномузыка вырвалась из узкопрофессиональных и самодеятельных рамок, очаровав слушателей оригинальными и необычными будто космическими мотивами. Вот и старинная русская песня «Ходила б я, гуляла б я» в исполнении солистки «ДДТ» и участницы этноджазовой группы Zventa Sventana Алены Романовой (фолк-рок-проект АЛЁNА) завораживала и уводила за собой даже тех, кто не считает себя любителем фольклора.

— Таких этнических фестивалей у нас явно не хватает, их надо делать больше, особенно в Петербурге, — говорит Алена. — Конкурсы, подобные этому фестивалю, раскрывают новые таланты, выявляют одаренных музыкантов и в целом развивают это направление. Каждый фестиваль дает толчок появлению новых групп: кто-то, увидев идею у других музыкантов, захотел создать что-то свое. В российских регионах очень много талантливых коллективов, надо только найти их и предоставить им возможность показать себя.

Между тем хедлайнерами фестиваля «Музыки мира» являются исполнители, уже снискавшие международное признание.

— К сожалению, часто их лучше знают в Европе, чем в родной стране, и наш музей постарается восполнить этот пробел, — говорит художественный руководитель этнофестиваля «Музыки мира» Ирина Ярославцева. — Таковы, например, этнорок-группа Tigrahaud из Казахстана, блистательный коллектив «Намгар» из Бурятии, акустический квартет «Йатаган» из Башкирии, интернациональное этноэлектронное трио Uulzalga (Бурятия — Франция)…

В течение двух дней посетители «Музык мира» могли не только наслаждаться непрерывным мощным аудиопотоком, но и участвовать в сеансах коллективной импровизации на этноджеме. На поющие чаши, варганы, колокольца, литавры, диджериду, глюкофоны, этнические барабаны-бубны и даже пилу можно было не только любоваться, но и попробовать поиграть на них.

Параллельно музыкальному марафону в парадном дворе шли программы и внутри Шереметевского дворца: интерактивные экскурсии для взрослых и детей, творческие встречи с музыкантами и мастер-классы, на которых они рассказывали об инструментах, продолжающих звучать из глубины веков в регионах и республиках.

Профинансировал музыкальный этнофестиваль комитет по культуре.

— Главная идея события — сохранение национальных традиций и одновременно стремление говорить со зрителями на современном музыкальном языке, — говорит директор Музея театрального и музыкального искусства Наталья Метелица. — Само название «Музыки мира» указывает на то, что разные национальные культуры одинаково самоценны, что музык много — мир един. Если европейская классическая музыка прочно входит в культурный опыт любого современного человека, то этническая, традиционная часто остается на периферии интересов. Между тем она оригинальна, самодостаточна, всегда современна и способна говорить с каждым о его корнях. Фестиваль «Музыки мира» видит свой долг в попытке исправить этот исторический перекос.

Особенно это важно для Петербурга — города, открытого всем, считает Метелица.

Помимо диалога народов фестиваль «Музыки мира» преследует и еще одну цель: популяризацию уникальной коллекции музыкальных инструментов народов мира, собранную петербургским музеем.

Это около 3,5 тысячи единиц хранения и примерно две трети из них — этнические. В музее хранятся инструменты практически из всех регионов земного шара — Европы, Азии, Африки, Австралии, Новой Зеландии, Океании, Ближнего и Дальнего Востока, стран бывшего СССР и, конечно же, со всей России.

Посредством фестиваля музей рассчитывал привлечь в свои стены новую молодую публику, обратиться к молодежи на современном языке и помочь ей самой обратиться к своим истокам. Кроме того, организаторы объявили конкурс среди молодых исполнителей этнической музыки. Победители (их выявит интернет-голосование и профессиональное жюри) получат приглашение на третий фестиваль «Музыки мира» в 2018 году.

К проведению музыкального марафона в музее нынче присоединились и национально-культурные объединения, действующие под крылом городского Дома национальностей. Например, местное башкирское сообщество установило на парадном дворе Шереметевского дворца юрту, чтобы представить гостям другую сторону культуры своего народа — жилище и традиции.

Источник: Санкт-Петербургские ведомости

Лекториум он-лайн

Этнографический концерт Pine Trees Undeground На дне рождения Евразийского центра им. Льва Гумилёва



Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>