В Европе начинают понимать угрозу
Похоже, в Западной Европе начали понимать угрозу сепаратизма. Произошло это после того, как это явление стало реально грозить установившему порядку и границам в Старом Свете. Толчком, судя по всему, послужила Каталония, и, прежде всего, беспорядки, произошедшие после референдума о независимости этого региона Испании.
Так, Андреас Цумах (Andreas Zumach) – немецкий журналист и публицист, эксперт ООН опубликовал в авторитетном издании The Security Times материал, суть которого в том, что с 1990 года все изменения границ в Европе происходили с нарушением международного права. По мнению эксперта, признание трех югославских республик открыло ящик Пандоры произвольных изменений в национальных границах.
Что общего у следующих территорий: Косово, Крым, Каталония, Чечня, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Венгрия, Шотландия и курдские районы Ирака, Сирии и Турции?, — задается вопросом Андреас Цумах. И сам же отвечает: после окончания холодной войны каждая из них была объектом попыток отделения или изменения национальных границ.
При этом эксперт ООН почему-то не называет Карабах, хотя дальнейшие его объяснения полностью подходят под специфику карабахского конфликта.
По мнению автора, в Югославии, Грузии и Украине сепаратисты использовали насилие для принудительного перемещения национальных границ с помощью внешних сил, таких как НАТО и Россия.
Андреас Цумах подчеркивает, что среди государств – членов ООН не было единого мнения о том, что не следует ставить под сомнение три основных принципа учредительного устава 1945 года. Устав начинается с фразы: «Мы, народы…», но далее определяет национальные государства в качестве субъектов международного права и членов ООН, подчеркивая их «суверенное равенство», «неприкосновенность их территориальных границ и политического порядка» и «принцип невмешательства во внутренние дела других государств».
«В годы холодной войны не наблюдалось многочисленных попыток сепаратизма, а существовавшие имели мало шансов на успех без поддержки доминирующих держав.
Например, создание народом игбо республики Биафра в юго-восточной Нигерии в 1970-е годы не получило поддержки на международном уровне и было отменено через четыре года после кровавой войны, начатой правительством Нигерии. Эритрея получила свою − впоследствии признанную − независимость от Эфиопии лишь в 1993 году после 30-летней войны. Напротив, Сомалиленд, который объявил о своем выходе из Сомали в 1991 году, по-прежнему признается только тремя африканскими странами. Во всех трех случаях сепаратисты ссылались на «право народов на самоопределение». Это право закреплено и в Уставе ООН, но без каких-либо правил его реализации и без разрешения конфликта с тремя основными принципами Устава».
Однако после окончания холодной войны ЕС применил это «право» для выборочного признания трех югославских республик − Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины − в качестве независимых государств после того, как они отделились от Югославии. Это выборочное признание, которое в то время поощрялось прежде всего Германией, происходило без согласования с югославским правительством, несмотря на явное предупреждение Генерального секретаря ООН Хавьера Переса де Куэльяра.
Таким образом, как считает Андреас Цумах, был открыт ящик Пандоры произвольных изменений в национальных границах. Восемь лет спустя НАТО создало условия для отделения и независимости Косово с его агрессивной войной против Сербии − войной, которая нарушила международное право. Согласно заключению Международного суда ООН в 2010 году, провозглашение независимости Косово само по себе не является нарушением международного права, но Международный суд не представил никакого заявления о международном статусе Косово.
В результате только 103 из 193 государств – членов ООН признали Косово, в том числе − только 23 из 28 членов ЕС. Косово стало прецедентом, который побудил националистов из числа боснийских сербов требовать выхода своей Республики Сербской из Боснии и Герцеговины и ее присоединения к Сербии.
Чтобы оправдать аннексию Крыма, российское правительство указывает на Косово и этнических русских сепаратистов в Восточной Украине. То же самое касается сепаратистов Абхазии и Южной Осетии в Грузии, поддерживаемых Россией и в настоящее время признанных только тремя другими государствами ООН, а также Приднестровьем, признанным только Москвой, цитирует эксперта в свою очередь издание IPG.
В Венгрии правые популисты, входящие в состав правящей коалиции, используют этнические претензии, чтобы оправдать свои агрессивные призывы к восстановлению «Большой Венгрии» путем включения районов, населенных венгерскими меньшинствами в трех соседних странах: Румынии, Молдове и Украине.
С другой стороны, причины, по которым Каталония желает покинуть Испанию, носят исключительно экономический характер. Каталония, безусловно, является самой богатой провинцией страны, которая больше не желает быть казначеем для более бедной части Испании. Точно так же итальянская правопопулистская партия «Лига Севера» уже давно выступает за то, чтобы отделить процветающий север от бедного юга страны.
Мотивы шотландцев и северных ирландцев, которые хотят покинуть Великобританию, также отличны: они хотят оставаться членами ЕС и после Брексита (выхода Британии из ЕС – Ред).
«Запретом на изменение национальных границ пренебрегли в 1990-х годах, и он не может быть восстановлен. Должны быть установлены новые правила для всех будущих территориальных изменений», — подчеркивает автор.
Какими бы ни были причины и конкретные обстоятельства, все изменения границы в Европе с 1990 года происходили с применением насилия или угрозой его применением, а также не имели согласия между заинтересованными сторонами; они также нарушили Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт (1975 год), Парижскую хартию (1990 год) и другие соглашения и договоренности, которые европейские государства заключили в рамках сотрудничества в ОБСЕ. Некоторые из них нарушают международные законы, установленные Уставом ООН. Мы дополним, что в случае с Карабахом, кстати, не выполняются и четыре резолюции ООН.
Андреас Цумах выступает против сохранения статус-кво и применения формулировки «давайте забудем об этом и будем жить как раньше». По его мнению, это опасный просчет, так остается постоянное «яблоко раздора».
«Если ситуация останется неразрешенной, суверенитет Косово, достигнутый войнами НАТО против Сербии, останется источником нестабильности в Юго-Восточной Европе. Косово является коррумпированным мафиозным государством; оно не предлагает будущего для молодого поколения и служит предостерегающим примером того, что отделения и государственные образования, основанные на этнической однородности, не работают», — пишет автор.
Но и «НКР» является мафиозным государством и источником нестабильности для всего Южного Кавказа.
Подытоживая вышесказанное: Можно только приветствовать, что отношение в Европе к проявлениям сепаратизма меняется. Жаль, что это происходит только сейчас, ведь уже пролиты реки крови. Но лучше поздно, чем никогда.
Источник: Vesti.az