«Культура Два» и Первые Европейские Игры в Баку

Выступление на платформе Интернет-конференции «Баку-2015. Первые Европейские игры и роль Азербайджана в развитии отношений между странами».

25 назад блестящий культуролог Владимир Паперный написал книгу «Культура Два». Структуралистскому анализу были подвергнуты советский конструктивизм 20-х гг. и сталинский имперский классицизм 30-х – 50-х гг. Для удобства работы с двумя подвидами советской культуры Паперный предложил бинарное дуалистическое деление, которое обозначил терминами «Культура 1» и «Культура 2». Опираясь на эти удачные обозначения, автор пришёл к неожиданным и блестящим выводам. Культура 1 – культура революции и нововведений обладает особыми качественными характеристиками, сказывающимися в архитектуре, кинематографе, литературе, политике, социальной жизни. Это разбегание населения по территории государства, демократизация политической власти и общественной жизни, любовь к иностранному и механизмам, горизонтальная архитектура, немое кино, абстракционизм в живописи, импровизация в музыке, культ делократии и целесообразности, динамики и реализма как в культуре, так и в обществе. Да – ещё ненависть к мифу и иерархии.
Культура 2 зиждется на иных принципах: вместо импровизации – ноты, вместо горизонтальных конструкций – вертикальные высотки, не равноправие, а иерархия, не движение, а неподвижность. Растеканию населения по горизонтали противопоставляется его закрепощение. Культу малых дел противопоставляется вера в чудо, на смену абстрактному реализму приходит миф.
Паперный, используя свой метод, переносит бинарность двух культур на иные хронометражные отметки русской истории, предлагая вычленить в ней бесконечный цикл: 1 – 2. Т.е. хрущёвская «оттепель», «перестройка» и «лихие 90-е», а также начало «славных дел» Петра Великого – это всё Культура 1. С равноправием, преклонением перед немцами– инородцами, движением элиты и населения в разные стороны, конструктивистской абстрактной архитектурой и живописью. «Логика Паперного» видит единую преемственность между конструктивистскими «домами с ногами» и «мёртвыми» хрущёвскими ульями.

Соответственно «высокий сталинизм», эпоха Петра I с момента провозглашения Империи и иерархии («Табель о рангах»), опричнина Ивана Грозного, «золотой век» Екатерины Великой и Леонида Брежнева, «Золотой век русской литературы» Николая I – это она – «Культура – 2». С верой в Чудо: строительство гигантского Дома Советов с грандиозным Лениным на вершине, провозглашение Москвы Третьим Римом. Культура 2 – эпоха иерархии, активной сверхчеловеческой жизни, время перехода от двухмерного мышления к трёхмерному (от горизонтали к вертикали), от броуновского Движения к совершенной Неподвижности. Мы попадаем в царство бронзовых пионеров и Медного Всадника, Рабочего и Колхозницы и «сталинских соколов», вглядываемся в «небесные потолки» московского метрополитена, замираем у дворцов зодчего Кварнеги и салютуем скачущему по площади Исаакиевского Собора императору Николаю, коронованному римскими орлами. Да, Рим и Империя в «Культуре – 2» – ключевые слова.
Самое интересное в этой книге то, что сегодня она сверхъактуальна. Потому что мы живём в переломный период смены культур. Одной ногой в Культуре 1, а другой – уже в Культуре 2.
И эта культурология имеет прямое отношение, как к Европейским играм в Азербайджане, так и к смене эстетических парадигм в России.
Нетрудно заметить, что с какого-то времени мы начали жить в эпоху государственных шоу, растущих корнями из имперских ристалищ в Древнем Риме. Старт дала Олимпиада в Сочи-2014 с супермасштабными сценами истории от Чайковского до русского художественного авангарда. Культура-2 всё берёт в оборот. Даже в принципе внутренне ей чуждый авангард и конструктивизм, она перетолковывает и «вставляет» в «правильное» триумфальное русло.
Любопытно, что символами обновлённого Баку, нового Баку Евровидения и Европейских игр, стали уникальные работы зодчей Захи Хадид. Особенно потрясает воображение дворец в виде подписи президента Гейдара Алиева. Но по своему духу, по своему задору госпожа Хадид родом из «Культуры-1»: с её любовью к абстракции, «неоконструктивизму». Венец её прозрений (на мой взгляд) – сюрреалистическое здание администрации антверпенского порта. Это стеклянный летучий корабль, приземлившийся на ганзейские торговые склады.
Но торжествующая власть, уверенного в себе нового Азербайджана, вставляет «творческое безумие» архитектора в свои королевские торжества, в каспийский «Марлезонский балет». И получается ярко, фешенебельно, «дорого-богато».
«Культура-2» украшает эпоху фестивалями и гипермасштабными постановками. Открытие Плавательных Игр в Казани будто бы продолжило Евроигры в Баку. Во всяком случае такое сложилось у меня впечатление. И дело не в том, что организаторы и имиджмейкеры «тягают» элементы шоу друг у друга, сама структура мифологической культуры предполагает определённые правила, законы жанра.
Западные политики не ездят на наши радостные «игры» – ни на Олимпиаду, ни в Баку. Для них наши праздники слишком утомительны. В Европе вовсю правит «Культура-1» – революционное время экспериментов с финансами (разгром Греции), полом (ювенальная юстиция, референдумы об однополых браках), попытка наконец-то создать европейское правительство и воплотить мечту Троцкого о создании Соединённых Штатов Европы (своего рода СССР-2). Они с нами просто по разные стороны парадигм (по Куну).
А вот Россия и Азербайджан, что называется «на одной волне». И это меня, как евразийца и сторонника дружбы между нашими народами – безумно радует! Вроде бы мы давно не в месте, Азербайджан формально не участвует в евразийской интеграции, но время у нас течёт одинаково!
Мы существуем в рамках одной «Культуры-2». Лев Гумилёв однажды ввёл понятие суперэтноса, объединяющего внутри себя разные по языку, культуре, происхождению народы и государства. Он считал, что все эти различия соединяются в потоке «общей исторической судьбы» этносов.
Так вот – время, судьба, вектора культуры у России и Азербайджана по-прежнему общие. И ментально мы, по-прежнему – одно целое, как два русла одной реки, иногда расходящиеся, но потом соединяющиеся вновь.
Потому русские с удовольствием смотрят Евроигры в Баку. А азербайджанцы болеют за россиян на чемпионате мира по плаванию в Казани.

Павел Зарифуллин,
директор центра «Льва Гумилева», Россия

Центр Гумилёва Азербайджан

Спутник Азербайджан

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>