В первый мой приезд в Кыргызстан, водитель такси — кыргыз, который вез меня из аэропорта «Манас» в гостиницу Урмат-Ордо, рассказал анекдот:
«Раздавал бог всем народам землю, а кыргыз очень долго к нему шел, устал и прилег отдохнуть. Когда он проснулся, то оказалось, что бог уже все земли раздал. И бог тогда отдал кыргызу свой райский уголок, который назвали Кыргызстаном».
А дальше он добавил, что «Бог восседал в центре райского уголка и не делил свой эдемский сад на север и юг».
А что же с народом? Только в Ферганской долине проживали не только кыргызы (адыры кыргызлар, сахройи кыргызлар), каракиргизы, но и узбеки (племена например, кипчаков и кураминцев), сарты (неплеменные тюрки), уйгуры, казахи, каракалпаки, джунгары (калмыки), кипчаки, кураминцы, таджики (А. Ф. Миддендорф в «Очерке Ферганской долины» отмечал, что чистые таджики обитали в самых неприступных горных долинах, а долинные частично представляли «помесь персидской, арабской, узбекской, еврейской и даже киргизской кровей»…).
Совсем забыл, ведь по новой теории (Кем – то неспроста придуманной?) в современном Кыргызстане проживают ещё кыргызы и киргизы.
Вот Лев Николаевич Гумилёв из истории III – V веков сделал главный вывод: «жизнь двух и более враждебных друг другу этносов (наций) на одной и той же территории превращает государство и общество в химеру – образование нестойкое и опасное для людей, в него входящих. Химера – не единственная форма межэтнических контактов.
Л. Гумилев отмечал, что при пассионарных толчках возможна интеграция – создание нового этноса при слиянии нескольких старых. Он выделил ещё две формы межэтнических контактов, при которых этносы не сливаются и не враждуют: ксения и симбиоз.
Ксения (гостья) – нейтральная форма: народы живут рядом, не сливаясь, но и не мешая друг другу.
Симбиоз – положительная форма межэтнических контактов, возникают отношения дружественные, когда этносы не соперничают, а взаимно дополняют друг друга».
Какую же форму межэтнических контактов выберут сегодняшние руководители Кыргызской Республики? Будут ли они считаться с мнением народов, проживающих в стране?
А что же с исламом? Этносы (народы) перенимали от других народов не только обычаи, культуру, традиции, но и религию. Так, кыргызы Ферганской долины давно признали шариат вместо обычного у кыргызов адата. Ислам вошел в их жизнь и стал неотъемлемой составляющей, впитавший обычаи и традиции кыргызов.
В Евразийском пространстве в XIX – XX веках мирно сосуществовали различные религии и их течения, пока определенным политикам не понадобилось расколоть народы даже в рамках одной религии.
Кадыр Маликов, специалист Кыргызстана в религии отмечал: «В нашем государстве все больше и больше обостряется религиозное положение».
Как и в государствах Центральной Азии у нас в религиозном положении Кыргызстана есть несколько нерешенных внешних и внутренних вопросов. Самым серьезным вопросом безопасности считается не столько внешняя угроза, сколько обострение внутреннего религиозного радикализма. Нельзя смотреть равнодушно, полагая, что эти вопросы не решаемы. Становится необходимостью проведение государством непрерывной регулирующей пропагандистской политики.
В стране есть движения, которые под прикрытием «Кыргызстан – демократическое государство» через различные информационные источники в косвенной форме призывают к терроризму, религиозному радикализму. Государству надо вести тщательное наблюдение за шагами религиозных террористов особенно в сети интернета.
Сейчас в мире происходит кризис. Но причину этого кризиса можно связать с отсутствием идеологии и духовных богатств, нравственным оскудением людей, экономическим положением, неравенством в обществе. В какой уголок мира ни пойдёте – увеличились войны, взрывы, самоубийства. Когда портятся нравы людей, Алла Таалам посылает на них несчастья в качестве предупреждения, испытания. Также и в Кыргызстане причина экономического, политического кризиса это скудость духовных богатств у людей. Нельзя говорить обо всех людях. Как говорится, мир держится благодаря наличию хороших людей. Но также правда, что в разных обществах увеличивается количество испорченных людей, устраивающих провокации, сталкивающих народы. От безвыходности люди ищут справедливости у отъявленных радикалов и уходят к ним.
В стране появились мусульмане, говорящие: «У меня высшее образование в религии, я учился в Египте, я учился там-то!» В какой стране изучали религию, из той страны принесли с собой обычаи, полученные знания того народа (чему и где обучились, тем и пропитались).
Кроме того, в религии ислама есть религиозные течения, движения, провоцирующие народ на раскол и размежевание, губящие благополучие и согласие, даже разрывающие изнутри исламскую религию («Салахия», «Ахмадия», «Ваххабизм», «Таблиги жамаат», «Нуржульцы-Фетхулагцы», «Акромия» и другие).
Наконец – то, руководство Кыргызстана, под стечением определенных обстоятельств, приняло решение провести аттестацию религиозно-образовательных учреждений в Кыргызстане. Об этом сообщил глава госкомиссии по делам религий Орозбек Молдалиев.
«Аттестацию пройдут все медресе и высшие учебные заведения. Религиозных вузов в Кыргызстане около десяти, медресе насчитывается более 100, из которых 70 функционируют. О. Молдалиев сообщил, что после проверки документов только часть из них сможет попасть в список для прохождения аттестации».
Заместитель директора Государственной комиссии по делам религии Бактыбек Осмонов заявил, что всего к процедуре были допущены 1300 духовных служителей, однако, не прошли проверку 800 имамов. Из 71 директора религиозных образовательных учреждений 66 не допущены к аттестации. Так кого они уже вырастили и воспитали? В каких традициях?
У Управления мусульман Кыргызстана (муфтията) нет полномочий (нет прав) контролировать, запрещать, призывать к порядку или упразднять организации, общества, фонды, представительства и сообщества, которые под прикрытием ислама, работают против кыргызских национальных обычаев, сеют смуту в народе, разрушают согласие и благополучие. Идейные враги искушают молодежь, портят, втягивают обманным путем в радикальные течения, движения, группы, которые противоречат традиционным обычаям, а также исламу.
Может, пришло время и нужно прислушаться руководителям страны к шести рациональным предложениям Кадыра Маликова, специалиста в области религии? А может также необходимо присмотреться к опыту Духовного управления мусульман в России?
Не зря старые аксакалы в Кыргызстане говорят, что власть должна быть ближе к народу, прислушиваться к нему, не допускать схваток между религией и обычаями, идти вместе в согласии на благо целостности и независимости страны.
Валерий Синько