Эссе посвящается Бендерской трагедии 19 июня 1992 года
И началу обороны Брестской крепости 22 июня 1941 года
Без небосклона
Солнечный Русский совершенно открыт. Как доверчив кочевник — к ветрам, стихиям, метеоритам. Он разорвал свою грудь на растерзание птицам небесным. Они клюют его и режут на части. Но существует и обратная сторона монеты. Всё и вся доступно Солнечному Русскому. Бескрайняя Вселенная — с отсутствующим окоёмом!
Нету уже горизонта, да и не было никогда —
Мне проломила череп упавшая с неба звезда…
(Кирилл Рыбьяков)
Философ Александр Секацкий считает образцом Солнечного Русского — князя Мышкина — героя романа «Идиот». Сам Достоевский именовал его не иначе, как «Князь-Христос». Князь открыт и в своей открытости совершенно бесстрашен.
Князь бесхитростно открыт к истеричкам, олигархам, проходимцам, униженным и оскорблённым. Открыт нараспашку! Ему интересно самодурство купца, страсть женщины, злобная зависть менеджера-приживалы, чистое «жульство» солдата, побратавшегося с барином крестиком. Выменявшего в итоге себе серебряный крест вместо оловянного. Каждая идея для князя Мышкина важна, он их не боится. Простец Солнечный Русский оказывается одновременно и могуч и крайне уязвим. Окружающие сосут его кровь, энергию, ресурсы, время, здоровье. Они же плавятся в солнечном свете его святой простоты. Меняются до неузнаваемости, прожигаются, облучаются княжеским Инобытием.
Он податлив к обману, но он и открыт живым токам Вселенной. Для него не существует Государства в форме сделки, договора, бухгалтерского отчёта.
Его Страна — светла и органична! Готовность выслушать душу, если душа заговорит — это и есть режим самой истины.
Подлинный Господин не городит от мира щитов и рогаток. В средние века иностранцев поражало в столице Золотой Орды отсутствие стен! В кровавой и чумной, сверх-воинственной эпохе такого себе никто не позволял! Все были с оградами, все, кроме европейских татаро-монголов. Цари и князья склоняли головы перед этой наглой и вопиющей открытостью. Потому, что Солнце не имеет стен. Свет несётся в космосе безгранично, суверенно и естественно.
Брест
Но всё же бывают времена, когда надо упереться, когда Солнечный Русский попадает в крепость, кром, «избу смерти». Волею ли дурных обстоятельств, ратного счастья и несчастья. Бывает что кочевника, солнечный ветер, сияющую птицу загоняют в угол, в силки, в цепи мира, в крепостное право осады.
Такое случается в миру и на войне, но на войне чаще.
Откуда приходит Солнечный Русский? Изнутри, как искра из огнива, он пробуждается в сладко спящем народе, как чудо, как напоминание о небесной правде.
Иногда нас запирают в бастионах и равеллинах и надо сражаться, стоять, держать марку, стать и позвоночник, вопреки всему, вопреки ловчим, неприятелям и бесам.
Символ русского бесстрашия — Брестская крепость. В лихолетье первого месяца войны, когда в плен сдавались целые армии и фронты, а германцы не знали куда этих пленных и их вооружение девать…
В чёрном июне и чёрном июле 1941 года гарнизон Восточного форта Брестской крепости стоял насмерть перед врагом, превосходящим его в сотни и тысячи раз!
Оборону возглавил майор Пётр Гаврилов. По этнической принадлежности он — кряшен. А по делу — Солнечный Русский!
Странный и малочисленный кряшенский народ, ведущий своё происхождение от тюрок-христиан Орды, подарил Русской цивилизации трёх национальных героев Великой войны: генерала Карбышева, гения сталинской администрации генерала Поскрёбышева и майора Гаврилова, сплотившего разрозненную группу солдат и офицеров Кобринского укрепления Бреста, осатаневших от немецкого удара, на великий подвиг.
Месяц бомбёжек и артобстрелов и бесконечных штурмов. Ежедневно по 7-8 атак с применением огнемётов. А русские стреляют и не сдаются и убивают германцев.
В таких местах, как Брестская крепость дух бесконечно проверяется на прочность ядами капитуляций. День и ночь работали репродукторы: «Русский сдавайся! Русский сдавайся!». Словно сернистый Дракон, громкоговорители отравляют мозги, путают мысли, стимулируют усталость, проверяют на прочность. И это пострашнее огнемётов. А подмоги нет и, видимо, не предвидится. Но, пусть так. Мы же бьёмся за русское достоинство, за то, чтобы стоять с винтовкой наперевес в любую погоду при любых обстоятельствах. Наша флейта войны играет солнечные марши.
Долго ли — коротко ли, но стало ясно, что никакой помощи от СССР в принципе не будет, и Гаврилов начал принимать всех оставшихся в живых в коммунистическую партию. Сам же рекомендовал, сам же и принимал. Делал он это, как Балиан Д`ибелин Иерусалимский, запертый в столице крестоносцев армией Саладдина. Пажей, прислугу, мирных жителей молодой парень, сам недавно возведённый в рыцари, принимал в рыцари. Чтобы все умерли рыцарями. Чтобы рыцарями пришли в Царствие Небесное.
Коллектив Брестской крепости отправился на Тот Свет коммунистами. Рыцарями-коммунистами. Из чёрного пекла в Красный Рай. Потому что на войне атеистов не бывает.
Гаврилов однажды остался один, как герой еврейского восстания против римских легионеров. На прощание взорвал гранатой шестерых «фрицев», предлагавших ему сдаться. Голодного, обросшего и чумазого майора пленили и вытащили наверх из катакомб к бесам-германцам.
Говорят, что они поднимали его с больничной койки и бросали об стену. Говорят, что в его честь они устроили в Бресте военный парад. Всё возможно в подлунном мире, иной раз и в неподатливой тщете прорастает орхидея Священного. Фашисты салютовали Солнечному Русскому. Последнему герою блокады Бреста. В истории такого не бывало. Враг признал своё поражение и отправил Гаврилова в концлагерь.
Лабиринт
Брест долгое время был символом поражения для Русской Цивилизации. Здесь заключили знаменитую унию с католиками. Здесь большевики подписали с кайзером «похабный» Брестский мир. Героическая оборона изменила смысл места, запечатлела русскую и белорусскую самость, национальную идентичность на началах поразительной стойкости и твёрдости духа. Столько разных событий не могут просто так родиться «абы где». Разумеется Брест произрастает в садах священной географии.
В цитадели есть лабиринт. Если стоять лицом к Вечному Огню на Площади Церемониалов — он справа. Сразу увидишь.
И прямо возле огня, также есть руины с подвалами, где было разрушенное в боях здание. Руины перетекают в сакральную путаницу.
Капонир Гаврилова, где он был контужен и пленён похож на сложный лабиринт. Вся крепость пронизана подземными коммуникациями, где армейские казематы наложились на секретные переходы средневекового города. Мальчишки Бреста проводят в тайной сети своё детство, играя в войну и красных командиров, ища и находя «штабы», патроны и порох.
Мировая раковина — вогнутая земля
Лабиринтальной запутанности, земля,
Испещрённая извилистыми ущельями
Двадцати семи уровней плотности…
(Уильям Блэйк)
Лабиринт — древний космический храм, пространство таинств и мистерий, священных женских плясок и обрядов посвящения в мужчины. Княжество оборотней и зверолюдей, богов и счастливых влюблённых…
Главный русский лабиринт на Соловках. Они ещё знамениты, как монастырь, место «соловецкого сидения» монахов супротив войск Антихриста. А также, как первое место советской ссылки, как верховная зона на острове смерти. Словно «Корабль Веры» на православных иконах в окружении пик и бердышей аггелов и гонителей, Соловецкий монастырь намертво бросил якорь в студёное Беломорье.
В Бресте, как и на Соловках есть монастырь. Местного святого Афанасия Филлиповича, убитого возле города в 1648 году, за то что он открыто звал казаков Хмельницкого. Из крепости к месту ритуальной казни старца поляками крестные ходы бывает собирают по сто тысяч человек.
Солнечный Русина
Я мечтаю, чтобы сказали о России — стране равнин:
«Вот земля прекраснейших женщин и отважнейших мужчин!»
(Николай Гумилёв)
Наши столкновения с германцами, как передовым отрядом Запада, имеют длинную хронологию. И у Бреста была предыстория. Про Солнечного Русского, воевавшего за царя Ивана Грозного — про воеводу Русина-Игнатьева и его славных соратников.
Во время Ливонской войны, когда русские войска ушли на зимние квартиры в Московию, оставив в Прибалтике лишь небольшие гарнизоны, ливонские немцы решили нанести коварный удар. Десятитысячная армия осадила крепость Ринген. В ней квартировалась сотня стрельцов под началом Русины-Игнатьева и небольшое кавалерийское подразделение из татар (в начале Ливонской войны русской армией командовал татарский хан Шах-Али).
На подмогу Рингену отправилось войско князя Репнина. Магистр Кетлер его разбил и рассеял.
После чего началась месячная осада замка стократно превосходящими силами.
Крепостицу расстреливали днём и ночью, так что стена превратилась в дуршлаг. В крепости обвалились башни и гарнизон Русины жил и сражался в развалинах. Кончился провиант — поели боевых татарских коней. Когда вышел весь порох — стало совсем худо. Бились в рукопашную. Спали вповалку по очереди на расколотых каменных глыбах. И выиграли кампанию 1558 года. Лев Гумилёв писал по другому поводу много лет спустя: «Войны выигрывают те народы, которые могут спать на голой земле. Русские и татары могут, а немцы — нет. Немцы воюют по часам, и только когда кофе выпьют, а мы — всегда». Кетлер потерял при осаде и штурме несколько тысяч человек и главное — потерял время и темп наступления. Началась распутица, армия выдохлась…
Так русские гарнизоны в Ливонии избегли уничтожения по очереди. Они спасены стрельцами и конниками крепости Ринген. Добавим лишь, что никто из осаждённых воинов не остался в живых. А Русина-Игнатьев — наш Солнечный Русский погиб на пиках ливонцев, использовав их древки, как лествицу в Царствие Небесное!
Изба Смерти
У большинства народов Земли со стародавних времён существуют ритуальные подобия смертных крепостей. Антропологи называют их Домами Инициации.
Там молодых людей мучили и пытали, преобразуя бренную плоть в тварное золото. Резали кожу, ставили клейма, сжигали все волосы на теле, пугали и унижали. Обряд соответствовал нисхождению в преисподнюю. Посвящения проводили свои же соплеменники в ритуальных масках и перьях. Для того, чтобы юноша стал мужчиной, получил «новую душу» и был готов биться за свой народ, не щадя живота своего — против зверей, вредителей-людоедов, против чертей и бесов. Уподобившись мёртвому, Новый Человек обретал бессмертие.
«Духовный новобранец» учится отделять «своё» и «чужое», его режут на части, но и он обретает навыки разделения мира на «чёрное» и «белое», «мы» и «не-мы». Что есть основное качество самопостижения человека, семьи и народа. Вне языка, культуры, крови… «Мы» и «Не-Мы»…
Есть «мы» — благие, светлые, праведные, «наши», люди. И «не-мы» — дурные, пришлые, злые, враждебные, «не-наши», «не-люди», «не-мцы».
В спокойной, как штиль Русской Равнине мужские способности «различать», «резать» и «разделять» дремлют в народе-общине. Все во всём, все связаны-повязаны кумовством, торговлей, дружбой, блатом, родственными узами. Но переворачиваются часы мира, наступают дьявольские времена, приходит лихо, вваливаются оккупанты, детей и женщин угоняют в рабство, мужчин уничтожают и опускают. И надо экстренно менять режим существования: на столбовой, режущий, жестокий. Режим в принципе мало свойственный нашему современнику.
Но жизнь Русского Народа в последние века изобилует Избами Смерти. Крепостное право, царские остроги, сталинский ГУЛАГ — всё наши люди сносили стойко. Вечно готовые ко Второму Пришествию и Концу Света, они ощетинивались против мира сего староверскими «гарями» и казачьими куренями. Строили твердыни против Врага Человеческого. Потому беспримерная русская стойкость взращена в тигле национальной варки. Где бесы и ангелы сцапают, а после томят и выпаривают Русский Народ в страшной алхимической бане, в плавильной золотой печи. Чтобы родить из крика сапфировых птиц всему миру на удивление Его. Солнечного Русского!
Синий цвет
В крепостях, в осаде, в пробитом ядрами потолке, словно цветущее просо шелестит Млечный Путь. Пусто в солдатской сумке, как в голове у дрозда! Голова человека напротив светла до помешательства.
Народный фольклор и отчёты этнографов утверждают, что Избы Смерти посещают близнецы и небесные девушки. Священный мир раздваивается, размножается, вселенная выворачивается своей фрактальной многомерной сущностью.
В первобытном детском сознании человека все цвета слиты в пёстрый и многогласый шум-ковёр. В Избах Смерти люди научились различать цвета и масти. Сначала чёрный и белый. Потом красный — голос крови, восхода и заката. После — жёлтый, зелёный. Пока не приходит способность-осязание Синего — блаженного колора жизни и смерти. Вода Ковчега Завета, голубые дюны над Араратом и плащ Богородицы притаились в Синем вместе с вестью о чуме, голоде и несчастьях.
Лазуритовые самолётики, как снег начинают валиться из индиговых сфер.
В Синем пространстве под потолком-люком в Царствие Небесное различия между мукой и озарением, льдом и тихим огнём, сном и явью, напротив — стираются! Мёртвые, как и живые смело вступают в бой, а пока шевелящиеся, стоящие на ногах, начинают разговаривать с вестниками и покойными родителями…
Дети С-Той-Стороны приносят шары цвета морской волны…Контуженные уходят за грань страны звуков, в миры, где можно хлопать одной ладонью…
В полночь головокружительной бессонницы с пурпурных куполов спускаются валькирии в образе огненных жар-птиц. Они забирают ратников с собой, отзывают бойцов в чертоги славы. Пляшут для невидавших женщин новобранцев небесный стриптиз. Ведь война — женского рода!
Мы готовы рядить победу словно женщину в жемчуга!
Проходя по пыльному следу отступающего врага!
(Николай Гумилёв)
На кресте
Близнецы и драконы. Драконы снаружи, близнецы внутри. Боль, страдание и отчаяние наступают со всех сторон. Так крепится дух солдата, висящего в крепости на кресте вверх ногами…
Так закалялась сталь.
Так рождается Солнечный Русский.
Четырехмерный мир, люди как пятна в стекле…
Отсюда приходит Свет — сказали Калуца и Клейн,
Я скрестив руки стою, Здесь я стою, не бегу
А близнецы зовут, любят, рыдают и лгут.
Волны потока во льдах, время поймали в сеть
Я вижу вас, близнецы, как ангелы видят смерть,
Вы улыбаетесь, как рисунки тотемных столбов;
Пью ваш березовый сок, песенки, сны и любовь,
А перед вами смерть: сказочник — первый Дракон
В глиняный полный рот суёт сельдерей и дайкон,
А за воротами Двух мне дорогих близнецов
Свился второй Дракон, маской прикрыв лицо.
Драконы и близнецы судьбы формируют крест
Чую, что этот крест линию жизни съест.
Саблей тупою год резал Дракону живот
Дракона кормил смолой, его как ребёнка рвёт,
Гнал Близнеца в Ростов или в болотный Пинск
Несть разума, мчался вскачь, будто я «конь имск»,
Мучил извозчиков льда, новочеркасских ведьм
Центрокрестовый я, центрокрестовый весь!
В меле и в снеге судьбы, в потоке из зайцев и сов
Драконов не резал — душил, взасос целовал близнецов.
Плясали мои близнецы танго цыганских фей
Мюзикл молокан до Царствия сфер — вей!
Крест мой сжигал меня, так не выпарят Сандуны!
Дрожали небес зеркала колора зеленой сосны,
Земля была как арлекин, как шахматы в темноте…
Больше драконов нет. И близнецов — нет!
Схлопнулся мир как мяч, крест испустил треск
В скачках живого нуля в орбитах его ноздрей…
Звенят колокольни рая, звёзды цветут, что степь
Я судорожно пытаюсь забыть, как висел на кресте.
В мире Калуцы и Клейна, откуда приходит Свет
Ангелы словно пиво выпьют и боль и смерть…
Сталинград урусов
Войны не кончаются и не могут кончиться для народа-богоносца до Второго Пришествия. Страна, находящаяся под особым покровительством Пресвятой Девы носит внутри себя одно важное качество, залог нашей непобедимости.
Слово «упереться» имеет к нашей исторической судьбе прямое отношение. Старинное русское и татарское «урус», «урусить» обозначает «упрямствовать», «упереться», «укрепиться», «отморозиться».
«Упёрся казак на своём», «упёрлись пацаны», «упёрлись солдаты в приклады». В нашем народе живёт беспримерная неприступная крепость, производная от имени-звания «Русский». Урусый! Упёртый! Тот-Кто-Стоит-На-Своём! Тот-Кто-Стоит.
Но эту «Урусость» ещё надо из нас достать.
В романе «Три мушкетёра» персонажи Дюма лихо отбивают атаки ла-рошельцев в бастионе Сен-Жерве в течении нескольких часов. Что есть романтический образец европейской доблести.
Русская мера доблести для европейских армий не подходит. Она — слишком великанская!
Я читал воспоминания немецкого солдата, который воевал под Сталинградом, попал в плен, а в 1953 году вернулся домой. Потом в Западной Германии был издан его дневник. Он пишет: «1 октября 1942. Наш штурмовой батальон вышел к Волге. Точнее, до Волги еще метров 500. Завтра мы будем на том берегу и война закончена». «3 октября. Очень сильное огневое сопротивление, не можем преодолеть эти 500 метров. Стоим на границе какого-то хлебного элеватора». «6 октября. Чертов элеватор. К нему невозможно подойти. Наши потери превысили 30%». «10 октября. Откуда берутся эти русские? Элеватора уже нет, но каждый раз, когда мы к нему приближаемся, оттуда раздается огонь из-под земли». «15 октября. Ура, мы преодолели элеватор. От нашего батальона осталось 100 человек». А дальше: «Оказалось, что элеватор обороняли 18 русских, мы нашли 18 трупов». Представляете? 18 трупов. И их штурмовал батальон.
Сталинград рассказал миру, чему равна русская стойкость, открыл истинное значение глагола «УРУСИТЬ!».
В Сталинграде есть дом, известный на весь мир, как «Дом Павлова». При штурме дома немцы потеряли людей больше, чем за всю французскую кампанию!
Гитлеровские солдаты и танки совершали атаки по несколько раз в день, даже захватили первый этаж, но целиком дом взять не смогли. А в это время в подвале «Дома Павлова» прятались мирные жители, не успевшие эвакуироваться!
Воистину этот народ победить невозможно!
Царский дом
В городе Царицыне-Сталинграде (построенном из кирпичей столицы Золотой Орды Сарая-Берке) «рождаются» цари.
Иосиф Сталин, превративший провинциальный городок в «Красный Венден», и мечтать не мог о Правлении Русью. «Оборона Царицына» сделала Наркомнаца знаменитым, сам он вышел из гражданской бойни на полустанках у Волги, помазанным елеем царского преображения. А Царицын назвали Сталинградом.
В «вождях ленинградской блокады» — в Кузнецове и Вознесенском — Сталин справедливо видел своих наследников, преображённых среди голода, отчаяния и страдания Северного Города.
Этих «наследников» он жестоко уничтожил. Но власть у Сталина перенял политический руководитель обороны Сталинграда Никита Хрущёв. Курьёз? Нет — священный закон. Осаждённый Сталинград-Царицын словно небесное чрево рождает царей! Заливает урусов «царской водкой» и щавелевой кислотой, освобождая истинное золото от осадков и примесей.
На Руси государи испокон веку живут в «кремлях», царские дети вырастают в замковых «детинцах», в церквях-крепостях царевичей венчают на царство.
Афанасий Филлипович Брестский якобы воспитывал в Бресте, якобы чудом спасшегося Царевича Дмитрия Дмитриевича. Сына Марии Мнишек и Дмитрия Самозванца. Элементы мифа о царе, царевиче и крепостях повторяют и скачут друг за другом, будто близнецы. От замка к замку…
«Кремли», как правило, стоят на лабиринтах, на священных камнях и холмах, петляющих хрустальными тропами в незримые палаты и бункеры.
А в центре любого кремлёвского лабиринта живёт царь, ведь само греческое и римское слово «лабиринт» заимствовано из лидийского языка. Оно обозначает первостепенную регалию царя — «лабрис»-топор. Золотую секиру. Предмет, лучше всего позволяющий разделять и различать…
Крепость Бендеры в Приднестровье, как и Сталинград даруют царей. «Турецкий кремль» основал Сулейман Великолепный на месте древней резиденции скифских вождей, готских рексов и гуннских шаньюев. И только туркам по сию пору известен подлинный план ходов и лабиринтов под укреплённой горой.
Емельян Пугачёв получил в ледяных окопах под крепостью знаменитые «царские знаки» — странного вида волдыри и двухглавого орла на виске. Этих «знаков» хватило для того, чтобы Русский Народ признал его императором Петром Фёдоровичем.
Сама крепость проста по форме — прямоугольник стен над рекой с башнями. Сегодня внутри лишь одно отдельное здание — военный музей. А в специальной башне — музей пыток, устроенный по всем канонам «заплечных дел мастеров». Что является безусловной аллюзией, явным намёком на классическую Избу Смерти, на камеру обрядов-инициаций. Палаческие инструменты для допросов и истязаний, как то — кони с гвоздями, груша, дыбы, клещи, колодки и «железная дева» сделаны с любовью (крепость курирует Приднестровское МВД). Высокопрофессиональный «кат» почувствовал бы себя в каморе, как дома. Можно пытать, а можно заниматься экзорцизмом — выгонять из людей бесов.
Мы вышли Оттуда на Божий Свет. И гжелевое небо над Днестром, до сыта полное журавлями, показалось воплощением мечты русского человека о воле, о зовущей в ураническую синь дороге. О наших поприщах в Царствие Небесное.
А недалеко от цитадели у трассы высится мемориал павшим в войне за свободу Приднестровья. Парням, отстоявшим честь России-Евразии. Чётным числом раскладываем на камнях красные цветы.
Кремль-лабиринт топит в тайне катакомб ненавистные стены. Топор-лабиринт рубит частокол мира сего в мелкие щепки. Будто бы оград и не было никогда…
А кто сказал, что они были?
Русская Правда
Русь — пространство Священного. И в мгновение ока при внешней опасности русские люди превращают страну в «Дом Павлова». Нас жгут лучшие армии «ненаших». Но мы выходим из огненной домны, как Иван-Царевич из печи Бабы-Яги. Выходим Солнечными Русскими. Царями и скифскими львами, преображёнными и вдохновлёнными на великую миссию Русской Правды. Она заключается в том, чтобы дать народам планеты вечное право — жить на своей земле, по своим законам. И только Солнечный Русский знает — как это сделать.
Павел Зарифуллин
Евразийское Приднестровье