Легенды башкирского рока: творчество группы «Дервиш-хан»

Группа «Дервиш-хан» является одной из самых популярных и легендарных команд башкирского рока, возникших на волне 1990-х годов. На их творчестве выросло уже несколько поколений молодежи, а многие песни, выдержав испытание временем, стали безусловными хитами башкирской эстрады и частью национальной культуры.

Возникновению данного социокультурного феномена способствовал целый ряд причин и условий различного характера, из которых в качестве основных можно выделить несколько факторов.

Башкирский рок как явление социума

К концу 1980-х годов башкирское общество, пройдя через процесс советской модернизации, постепенно стало терять фундаменталистские черты, присущие для аграрного традиционализма. К этому моменту выросло совершенно новое поколение башкирской молодежи, которое, в отличие от своих родителей, искало другие формы самовыражения, иной культурный язык. Ее уже слабо привлекала «старая», основанная на сельском фольклоре, башкирская советская эстрада. Что, в сущности, было закономерным итогом урбанизации общества, набиравшей обороты в условиях советской действительности. При этом возникшая субкультура, несмотря на то, что она развивалась параллельно с рок-движением СССР, была феноменом именно башкирского социума, отражала специфику его внутреннего развития.

Так, в отличие от русского, башкирский рок был тесно связан с народной культурой, фактически вырос на этой «почве». Это хорошо видно на материале таких групп, как «Рух», «Каравансарай» и, конечно, «Дервиш-хан». Башкирский рок и сегодня преимущественно явление не городской, а сельской культуры. Все ее яркие представители либо выходцы из деревни, либо носители ее традиций. Соответственно, их творчество напрямую связано с традиционным типом сознания и мышления. Отсюда и специфическое отношение к миру, особенное восприятие основных проявлений жизни, ясное «логическое» творчество. Для сравнения: культовые фигуры советского рока – Виктор Цой, Константин Кинчев, Борис Гребенщиков, Вячеслав Бутусов, Егор Летов, Эдмунд Шклярский и другие – были горожанами во втором или третьем поколении.

На башкирский рок наложило свой отпечаток и политическое движение за суверенитет республики, массовое воодушевление населения республики, связанное с надеждами на духовное возрождение народа. Этот всеобщий подъем тоже отразился на творчестве башкирских групп того времени, в результате чего внутри рок-движения появилось целое направление с песнями национально-патриотического характера.

Кроме того, к этому моменту возникли условия для модернизационных перемен и внутри национальной культуры, включая башкирскую эстраду, которая также имела свои особенности. Так, в отличие от литературы, эстрада была более свободной от давления партийной идеологии, но при этом находилась в прямой зависимости от академического искусства. Помимо жесткого отбора и контроля со стороны различных худсоветов, башкирские исполнители негласно должны были следовать репертуару, навязанному «официозом». На практике это означало, что можно использовать лишь песни, написанные профессиональными композиторами и литераторами (так называемыми «текстовиками» или поэтами-песенниками).

Тем не менее, уже в 1980-х годах внутри нее постепенно начинает формироваться неформальный полюс. В итоге, находящиеся под прессом официальной культуры творческие силы с началом «перестройки» выходят на поверхность общественной жизни, главным образом в рамках самодеятельных независимых коллективов и башкирских молодежных субкультур, в лице таких групп, как «Дәрүиш-хан», «Рух», «Ант», «Карауанһарай», «Сая», «Диуана», «Аҡ йондоз», «Ҡышҡы йәйғор» и другие [1, с.86].

Со временем, из-за популярности у слушателей, рокерские песни стали крутить на башкирском радио, а участников групп приглашать на различные концерты, телепередачи и т.д. Другими словами, они постепенно добились культурной легитимации и сами стали частью башкирской эстрады.

В целом, уникальность данного явления в том, что башкирский рок был очень разнообразным, несмотря на то, что возник за короткое время (конец 1980-х – начало 1990-х годов). Существовало огромное количество команд, частью уже забытых, игравших в различных жанрах и направлениях. Была, например, группа «Майдан», исполнявшая композиции в стиле хеви-металл, а «Диуана» (Руслан Нигматов) – в стиле босанова. Вокалист группы «Сая» сразу же запоминался своеобразной манерой пения. То есть все старались отличаться друг от друга, а стилевой охват был довольно широк.

История возникновения и взлета культовой группы

Творчество каждой команды самобытно и требует отдельного рассмотрения. Однако культовыми группами, с глубокой мифологией и цельным самовыражением, стали только две – «Дервиш-хан» и «Рух».

Группа «Дервиш-хан» образовалась в 1991 году в Хайбуллинском районе, в селе Макан. Ее основателем является талантливый гитарист и автор музыки Альберт Габбасов. В первом составе, кроме него, были Юлай Аскаров (вокал), Ирик Абдуллин (клавиши), Валерий Лаптев (бас-гитара), Радик Алчинов (ритм-гитара). Вскоре часть из них по разным причинам покинула коллектив, и нужно было искать им замену. В 1992 году в качестве вокалиста был приглашен Дим Маннанов, а также еще два музыканта из Уфы.

Таким образом, в 1990-е годы, на пике популярности и творческой активности группы, сложился состав «Дервиш-хана» в лице руководителя и соло-гитариста Альберта Габбасова, вокалиста Дима Маннанова (Кулахметова), клавишника Ирика Абдуллина, бас-гитариста Альберта Нигматуллина, барабанщика Альберта Нурисламова.

Необходимо отметить, что первые рок-группы в Хайбуллинском районе стали появляться еще в середине 1980-х годов, а в селе Макан при непосредственном участии Альберта Габбасова, вернувшегося в 1987 году из армии, возникло сразу четыре команды («Реклама», «Крик» и др.). Определенную роль в этом сыграло и то, что директор крупного совхоза-миллионера «Маканский» А.Н. Малимонов поддержал ребят и, благодаря настойчивости А. Габбасова, выделил значительную по тем временам сумму для покупки аппаратуры и создания студии на базе СДК, который возглавлял башкирский музыкант.

Местное партийное руководство также пошло навстречу молодежному движению. В 1988 году по инициативе первого секретаря Хайбуллинского райкома ВЛКСМ Н. Гумерова в селе Акъяр был организован и проведен первый рок-фестиваль с участием 15 команд района. Гран-при получила маканская группа «Реклама».

В 1991 году Альберт Габбасов с товарищами создает уже новую команду, взяв символичное название «Дервиш-хан» (по совету своего отца Марат-агая), которое, на мой взгляд, сильно повлияло на творческую судьбу легендарного коллектива. В июне того же года образовался и «Рух», лидерам которого, Газинуру Биктимерову и Ирек Атанову, Габбасов предложил собрать свою группу, чтобы вместе с «Дервишем» начать ездить с концертами. При этом настоял, чтобы они пели только на родном языке.

Постепенно в Хайбуллинском районе появляется множество команд, исполняющих песни на башкирском и русском языках («Майдан», «Йома», «Аргентум», «Орион», «Прощай, фазанка», «Игра» и др.), включая группу «Джулия», состоявшую только из девушек. Чтобы осознать масштабы движения, нужно иметь в виду, что тогда даже в самых отдаленных и глухих деревнях района существовали самодеятельные ансамбли. Фактически Хайбуллинский район становится в это время одним из центров башкирского рока.

Группа активно гастролирует с концертами, часто бывая и в Уфе. Довольно быстро она получает и официальное признание.
В феврале 1992 года «Дервиш-хан» завоевывает гран-при на первом конкурсе «Урал моңо», куда они приезжают по приглашению одного из лидеров Союза башкирской молодежи Данира Гайнуллина. Это была единственная команда, которая играла на концерте «вживую», поскольку для телевидения требовался фонограммный звук.

Осенью того же года группа выигрывает гран-при уже на всероссийском фестивале «Восходящие звезды», также проходившем в Уфе. Об уровне исполнения участников «Дервиш-хана» говорит тот факт, что они были единственным коллективом, выступавшем на башкирском языке, а в составе жюри конкурса были такие известные советские музыканты, как Крис Кельми и Сергей Беликов.

С этого момента популярность группы только растет, в республике и за ее пределами. А в 1994 году члены команды принимают решение окончательно переехать в столицу. Так начался уфимский период их жизни. Ребята много работали, выступали на концертах, скитались по бесконечным общежитиям. Музыкантам необходимо было выживать в сложных условиях городского существования. Именно в этот период были созданы и, что не менее важно, качественно записаны в студиях песни, хорошо знакомые сегодня многим слушателям. Каждая новая композиция практически сразу становилась хитом и, как говорится, «уходила в народ».

Основатель и лидер команды

Основатель, идейный вдохновитель легендарной башкирской команды Альберт Габбасов родился 1967 году, формально – в поселке Прибельский Кармаскалинского района, а в реальности – в поезде, когда его родители возвращались домой из Кустаная, куда ездили в гости.

Родители музыканта – коренные жители Кармаскалинского района, башкиры по национальности. В начале 1980-х годов они переехали в Хайбуллинский район, в зерносовхоз «Маканский», поскольку активно развивающемуся аграрному району нужны были рабочие специалисты в данной сфере. После отъезда из поселка Прибельский Альберт перешел в 7 класс школы села Макан. Через год поступил в уфимский техникум по специальности, связанной с электрооборудованием, что очень помогло ему в дальнейшем для работы со звуковой аппаратурой. В 1985-87 годах был в армии, а после окончания службы снова вернулся в Макан, где уже полностью окунулся в стихию музыкальной деятельности.

Музыкой он увлекался с детства и на каждом этапе своей жизни. Еще мальчиком играл на трубе в оркестре Прибельской школы. Дело в том, что у них в школе преподавал необычный и талантливый учитель музыки Григорий Иванович Дементьев, на уроках которого дети изучали нотную грамоту, сольфеджио. Вероятно, он и пробудил в нем любовь к прекрасному, а также заложил основы гармонического мышления.

Став юношей, благодаря двоюродному брату Ильдусу, он приобщился уже к рок-музыке, тем более что у брата на молочно-консервном заводе была своя группа, в которой Альберт иногда заменял музыкантов. И в армии он участвовал в самодеятельном ансамбле в качестве гитариста.

В музыкальном плане ему всегда нравилась энергичная, живая музыка. В молодости он любил слушать «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Слэйд», «Смоки». Все это важно знать, поскольку А. Габбасов не только организатор «Дервиш-хана», но и главный создатель стилистики, музыки, аранжировок и основных сольных партий.

Приступая к новой песне, он обычно представлял общий каркас музыки, после чего, исходя из характера композиции, говорил Диму Маннану, какой примерно требуется текст. Иногда они его писали вместе или брали стихи из сборников башкирских поэтов, особенно из Ангама Атнабаева. К примеру, известный хит группы «Нисек барһың, тик шулай бул», изначально был написан на русском языке еще в конце 1980-х годов, а текст песни «Айгөлөм» Юлай Аскаров перевел с русского на башкирский. Другими словами, поэтический дискурс группы формировался из различных источников, хотя и он является результатом определенного культурного и стилистического отбора.

В целом, роль Альберта Габбасова в истории башкирского рока трудно переоценить, он оказал сильнейшее влияние на его развитие. Кроме того, в точках бифуркации активно использовал чисто конструктивистские механизмы (в выборе языка, стиля), определив таким образом будущие контуры формирующейся субкультуры. В противном случае мы сегодня имели бы совершенно иной облик этнонационального рока, вероятно, смешанного русско-башкирского типа.

Вопреки сложившемуся стереотипу, в «Дервиш-хане» были музыканты с профессиональным образованием, к примеру, окончившие уфимскую школу-интернат Ирик Абдуллин и Альберт Нурисламов. Кроме того, в разное время в коллективе играли такие музыканты, как Рустем Абдеев, бас-гитарист Марат Галеев, барабанщик Дима Лебедев, которой впоследствии работал у самого Юрия Антонова.

Неприкаянный странник

Творчество группы «Дервиш-хан» неразрывно связанно с именем Дима Маннана – вокалиста, автора текстов части песен группы.

Он родился в 1969 году в селе Комсомольское Учалинского района в простой башкирской семье. После женитьбы, в конце 1980-х годов переехал в деревню Турат (Илячево) Хайбуллинского района, на родину своей невесты. Там он работал пастухом, кочегаром, жил в маленькой землянке на краю деревни у подножия горы. Когда его пригласили в группу, Дим сразу же согласился и, бросив прежнюю работу, начал активно выступать в ее составе.

Он от природы обладал хорошим голосом с богатым тембром, однако Габбасову пришлось основательно поработать над постановкой его вокала, поскольку Дим был носителем диалектных особенностей учалинских башкир, а Альберт считал, что для рокерских песен «Дервиш-хана» больше подходит открытый и более жесткий язык коренных жителей Хайбуллинского района.

Это был настоящий народный самородок, талантливый, жизнерадостный и очень остроумный. Жизнерадостность была основным принципом существования участников группы и главным мерилом отношения к жизни. Поэтому песни «Дервиш-хана» – это в основном жизнеутверждающие, веселые песни, с мощной витальной энергией. По этой же причине фронтмены группы А. Габбасов и Д. Маннанов являются многодетными отцами.

Однако жизнь Дима Маннана была, к сожалению, далеко не так легка и радостна, как может показаться, если судить по песням. Тем не менее, как большой и самобытный талант, он легко и светло относился к миру. Это был очень светлый человек. До конца своей жизни, не впадая в уныние, он нес тяжелый груз творчества, принципиально не замечая черных сторон бытия.

Поэт Осип Мандельштам писал, что «голос – это личность». И вся жизнь Дима, все ее перипетии, отразились в его голосе, манере исполнения. Откровенно говоря, очень обидно, что перед нами прошел и сгорел на глазах замечательный и талантливый человек, которому порой приходилось торговать на рынке, вместо того, чтобы спокойно и полноценно заниматься творчеством.

Как автор слов, Дим преимущественно лирический поэт, многие его тексты носят автобиографический и личный характер. Серьезным образом повлиял на него и тот нравственный перелом, который он пережил придя в ислам. В результате разгульной, «рокерской» жизни у него произошло что-то наподобие клинической смерти, после чего он радикально пересмотрел свое отношение к ней.

Слова имеют над человеком огромную, таинственную власть. И взятое когда-то название – «Дервиш-хан» – сыграло роковую роль в судьбе как самого Дима Маннана, так и других участников группы. По этой жизни он шел как неприкаянный странник, веселой и легкой походкой, завороженно глядя на небо. Позднее Дим сам обратиться к теме странничества, большого пути. К примеру, в песне «Юлаусы», которую исполнил совместно с Фирузой Париж (музыка Р.Абдеева, сл. Д.Маннана).

Однако свою дорогу домой он все-таки нашел. Обращение Дима в конце жизни к исламу – логический итог его духовного развития. Данный переход носит глубоко символичный характер – пройдя странником по жизни, он нашел успокоение не в творчестве, а в религии. К сожалению, 22 апреля 2005 года Дим Маннан умер от остановки сердца, в расцвете сил, в возрасте 35 лет.

Новая жизнь группы

«Дервиш-хан» и сегодня ведет активную творческую деятельность, по сути, переживает второе рождение. В обновленном составе выступают вокалисты Ринат Зарипов и Ян Лира, Альберт Габбасов, Ирик Абдуллин, Альберт Нигматуллин, гитарист Надир Юлбарисов и барабанщик Артур Гумеров.

В репертуаре группы более ста песен, большинство из которых хорошо известны не только слушателям Башкортостана, но и в целом тюркоязычной аудитории постсоветского пространства.

Мифология песен группы «Дервиш-хан» сложна, хотя, на первый взгляд, и просто выражена. Несмотря на то, что их музыка уходит корнями в башкирскую народную мелодику, чисто этнической ее не назовешь. Альберт Габбасов как композитор многое взял в качестве формы из западной, преимущественно англо-американской рок-культуры. Тем не менее, это очень самобытная и оригинальная музыка. В целом, А.Габбасов сильный мелодист, его мелодии сразу ложатся на слух и легко запоминаются, а тексты песен, написанные Димом Маннаном, органично эту музыку дополняют. В этом, наверное, и главный секрет успеха группы.

Разбирая содержание песен, можно выделить целый пласт написанных на деревенскую тему («Ауыл», «Диуана», «Зөлфиә», «Зәбир ағай», «Лилиә» «Һаумы, әсәй» и другие). В них поется о жизни, чувствах и переживаниях обычного деревенского парня, порой с большой долей искрометного юмора. Последнее является одной из форм проявления «смеховой культуры», уходящей корнями в народный фольклор. Это отразилось даже в названии группы – «Дервиш-хан», то есть в данном контексте «странствующий певец, актер», но при этом «властитель, монарх». К примеру, исследуя амбивалентную природу карнавальных образов, известный советский культуролог Михаил Бахтин отмечал, что для карнавального мышления очень характерны «парные образы, подобранные по контрасту (высокий–низкий, принц–нищий и т.п.)» [2, с.188].

Произведения данного направления имеют своего рода хулиганский характер, это песни бесшабашного человека, любителя повеселиться и погулять.
Однако творчество группы развивалось очень пластично. От легкого жанра постепенно происходит переход к более сложным, религиозно-философским темам («Эй, кешеләр», «Ҡыуанам», «Рәхәтлек», «Төн», «Урал байлығы», «Бүреләр» и др.). Песни этого плана полны уже глубокого смысла. Они ставят перед слушателем коренные вопросы бытия: о жизни и смерти, добре и зле, о судьбе башкирского народа. Много у «Дервиш-хана» лирических произведений о любви, грустных и радостных.

В целом, за любым проявлением жизни они пытаются увидеть главное, сакральное значение, будь то любовь или рождение ребенка. В одной из замечательных песен («Тормош») есть такие строки, обращенные к младенцу:

Открой глаза, человек – дам тебе имя!
С прямой дороги не уходи в сторону.

И в этом вся суть творчества легендарной команды. Для слушателя они расставляют основные духовные ориентиры: как стать и быть человеком – идти прямой дорогой, быть чистым перед Богом и людьми.

Итоговой работой группы, вершиной их творчества, является композиция «Нисек барһың, тик шулай бул» («Какой ты есть, таким и будь») написанная на слова башкирского поэта Ангама Атнабаева. Эта песня о любви и не только, эта песня – о торжестве и согласии мировых сил, о главной правде жизни!

Азамат Буранчин

Литература

1. Буранчин А. Современная башкирская культура: механизмы функционирования и основные векторы развития // Городские башкиры: этническая идентичность в условиях полиэтничного города: Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 2021.
2. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. СПб.: Азбука, 2019.

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>