Легенды башкирского рока: творчество группы «Рух»

В этом году исполняется 20 лет с момента создания легендарной башкирской группы «Рух», стоявшей у истоков зарождения рок-движения в республике. Башкирский рок, возникший еще в начале 90-х годов на волне подъема национального самосознания, оказал мощное влияние на формирование постсоветской молодежи Башкортостана, послужил духовным ориентиром в сложных условиях политического кризиса в стране. Именно в те непростые годы песни таких оригинальных групп как «Дервиш», «Рух», «Ант», «Караван-сарай» и многих других, стали своеобразной отдушиной для простых людей, помогали не только выжить, но и с надеждой смотреть на будущее. В целом, башкирский рок как социокультурный феномен заслуживает самого пристального внимания, поскольку, в отличие, скажем, от русского рока, оно явление, близкое к постфольклору, то есть непосредственно связанно с богатой национальной «почвой», является отражением, прежде всего, народного творчества.

Необходимо также отметить, что на заре 90-х годов было очень много самобытных и оригинальных башкирских команд, творчество каждой из которых достойно уважения, однако легендарными группами, то есть с глубокой и цельной мифологией, получившими общественное признание, стали, на мой взгляд, только две – это «Дервиш-хан» и «Рух».

Группа «Рух» образовалась в 1991г. в Хайбуллинском районе в с. Акъяр. Основной состав команды сложился практически сразу и не менялся на протяжении многих лет. Это — основной исполнитель и автор текстов Газинур Салаватович Биктимеров, автор музыки и соло-гитарист Ирек Атанов, бас-гитарист Зуфар Байгускаров, певец, музыкант, автор песен Юлай Аскаров (первый вокалист гр. «Дервиш»), танцор Нуридтин Исянбаев, барабанщик Зиннур Кунысбаев.

В начале 90-х годов молодые и талантливые башкирские ребята, только что вернувшиеся из армии, горели желанием заниматься своим творчеством. В СССР в это время, с началом «перестройки», шло бурное становление молодежного рок-движения. На арене музыкальной жизни страны блистали такие команды как «Аквариум», «Наутилус», «ДДТ», «Пикник», «Алиса» и др. Уже взошла и горела звезда группы «Кино». Основатели «Руха» — Газинур Биктимеров и Ирек Атанов к этому времени уже хорошо знали друг друга, поскольку были друзьями с детства. Вдохновленные примером популярных рок-групп СССР, они стали усиленно репетировать, появились первые песни, в основном на русском языке.

В июне 1991г. ребята собрались дома у И.Атанова. С ними был и приехавший из соседней деревни Макан Альберт Габбасов (основатель гр. «Дервиш»). Он, кстати, и предложил им создать свою группу, чтобы вместе с «Дервишем» начать ездить с концертами по району. При этом А.Габбасов настоял на том, чтобы песни исполнялись только на башкирском языке. Он также предложил для репетиций студию в с.Макан, где у них была неплохая по тем временам аппаратура. Так родилась легендарная группа «Рух».

Ребята с вдохновением принялись за работу, много занимались, сочиняли новые песни. Поскольку петь было решено на родном языке, многие тексты пришлось перевести с русского. Это, к примеру, ставшие впоследствии широко известными среди башкирской молодежи – песни «Оло-Телэк», «Акъяр» и др. Со временем группа обрела себе место при ДДТ в райцентре.

Песни обычно Г.С.Биктимеров с Иреком Атановым писали вместе. Могли в день сочинить до 2-3 композиций. Вообще, кто помнит эти времена — люди тогда, а особенно молодежь, были в приподнятом настроении. Наивные советские люди с праздничным восторгом и большими надеждами встречали политические перемены в стране, не подозревая о надвигавшейся катастрофе.

Между тем творческий опыт группы «Рух» был уже на таком уровне, что они с большим успехом отыграли на фестивале «Новое поколение», проходившем в ноябре 1991г в г. Уфе. Выступление «Рух» вызвало настоящий фурор, поскольку в отличие от других команд, исполнявших на русском или английском, «Рух» был единственной группой на фестивале, кто пел на родном башкирском языке. Лидер СБМ Артур Идельбаев сразу же заметил молодую команду из далекого района и пригласил в редакцию газеты «Ленинец», где ребят сфотографировали и написали о них первую статью. Нужно отметить, что песни группы «Рух» за короткое время получили огромную популярность среди башкирской молодежи. Тогда, наряду с песнями гр. «Дервиш», их можно было услышать, к примеру, из окон общежитий БГУ, в какой-нибудь далекой башкирской деревушке или в тесной комнате гимназии №1 им. Р.Гарипова. Почти вся башкирская молодежь знала и знает эти песни наизусть. У каждого они лежат где-то там, в глубине души…

Известность группы со временем только росла, что позволило им в октябре 1992г. дать сольный концерт в ДК «Нефтяник» при клубе «Ак тирмэ». Их встретили «на ура», зал был набит битком, что было неудивительно, поскольку молодая и талантливая команда была уже широко известна в республике. До этого в марте того же года, «Рух» выступил с песнями «Оло-Телэк» и «Хайран калдым» на фестивале «Урал моно» (гран-при они получили в 1996г. за песню «Марьям»). В тот период они много гастролировали с концертами по республике, принимали участие в различных фестивалях, выступали на Днях башкирской молодежи. Однако все неожиданно оборвалось. 1 июня 1994г. возле п. Садовый Хайбуллинского района лидер группы Г.Биктимеров, возвращаясь домой, разбился на мотоцикле. В том же году погиб и танцор Нуридтин Исянбаев. С этого момента, по сути, закончилось «земное» время легендарной башкирской группы.

Несмотря на то, что гр. «Рух» и сегодня активно выступает, записывает новые песни (участники «старого» состава живут в с. Акъяр), основное их творчество связано, прежде всего, с именем безвременно ушедшего и очень талантливого человека — Газинура Салаватовича Биктимерова. И прежде чем обратится к творчеству гр. «Рух» хотелось бы сказать несколько слов о нем.

Г.С.Биктимеров родился в 1964 году д. Урген Зианчуринского района, однако его детство и юность прошли в с. Акъяр, куда в свое время переехали его родители. Мама Газинура работа в больнице, отец многие годы был адвокатом. Его младший брат также пошел по стопам отца. Все они уважаемые люди в районе. Г.С.Биктимеров учился Акъярской школе №2, в 1987г. закончил исторический факультет БашГУ. Уже в те годы проявились его творческие и организаторские способности. Он был участником танцевального коллектива «Ирендек» при Башкирском госуниверситете и даже ездил в его составе в Германию. Являясь выходцем из семьи сельской интеллигенции, Газинур Салаватович хорошо знал башкирскую литературу, историю и культуру своего народа. Много читал на башкирском языке. Рами Гарипов был его любимым поэтом. Несмотря на то, что первоначально Газинур писал песни и стихи на русском, со временем он полностью погрузился в стихию родного языка, скрупулезно выискивая новые поэтические формы для своих песен.

Это был очень светлый, прямолинейный и отзывчивый человек, что может каждый почувствовать, слушая песни гр. «Рух». Сколько его помню, он всегда был готов помочь – неважно, словом, советом или делом, как, впрочем, и все руховцы. Наша группа («Игра») относилась к ним с большим уважением, как к старшим братьям. Они всегда давали нам возможность репетировать, выступить на их концерте, хотя тогда нам всем было по 15 лет. Кроме того, Газинур Салаватович был нашим учителем истории в школе. Строгим, но справедливым. Под его влиянием я, кстати, впоследствии поступил на истфак БашГУ. Словом я очень благодарен судьбе, что мне пришлось общаться с такими людьми, учится у них.

Творчество гр. «Рух» лишь на первый взгляд кажется простым и легкодоступным, однако в этом и заключается главная особенность их песен. В действительности поэтический язык гр. «Рух» богато насыщен народными метафорами и символами, уходит корнями в пласты древней истории. Их творчество, в отличие скажем от гр. «Дервиш», явление более культурное (в узком смысле), «интеллигентское», поскольку в центре композиционного строя стоит лирический герой, с характерным поэтическим мировосприятием. Именно по этой причине многие их песни имеют общенациональное звучание, стали, по сути, гимнами для башкирской молодежи (например, песни «Ни булды беззен менэн!», «Хайран калдым мин уз халкыма» и др.). Слушая их, удивляешься способности Газинура Салаватовича обращаться к глубинным символам и архетипам коллективной памяти народа, легко вмещать сюжеты огромного тематического плана в небольшие по размерам песенные строфы. Здесь века легли срезанными колосьями, и прошлое максимально приблизилось к современности. И вот уже начинает казаться, что устами оживших героев башкирских восстаний, лирический певец обращается к сегодняшним «бесхребетным» потомкам с гневными словами:

Что же стало с нами?
В сердце погас огонь…
Плачет родная земля
Из-за нас с тобой!
(«Ни булды?»).

По этой же причине в песнях «Рух» часто повествуется от имени народа, своего поколения. Соборное «мы», в котором, однако, не растворена и не задавлена отдельная личность как микрокосм. «Рух» первая группа, которая дала импульс целому направлению национально-патриотических песен в башкирском роке (позже эта тема нашла наиболее полное выражение в творчестве гр. «Караван-Сарай»). Несмотря на то, что в их репертуаре много веселых и жизнерадостных песен, «Рух» — группа с трагическим миросозерцанием.

В целом, стоит отметить, что в отличие от эстрады, «попсы», рок в поэтическом плане близок к высокому искусству, хотя и не является им. В этом, наверное, и заключается его притягательность, сопряженная с магией и стихией музыки.

Возвращаясь к творчеству легендарной команды нужно сказать, что удивляет и широкий жанровый охват песен «Рух». От пафосных и патриотических композиций о Родине, лирических о любви, до шутливых песен «народного» плана, полных искрометного и веселого юмора. Последние являются одной из форм проявления «смеховой культуры», уходящей корнями в народный фольклор. Это, кстати, характерно как для гр. «Рух» («Марьям», «Тукмасбикэ» и др.), так и для гр. «Дервиш».

В музыкальном плане «Рух» испытал прямое влияние русского «классического» рока, в особенности гр. «Кино». Это, прежде всего, гитарная, «битовая» музыка. Однако талантливый композитор Ирек Атанов сумел очень органично украсить свои песни башкирскими народными мотивами. «Наполнить» взятую форму собственным содержанием. Мелодии их песен легко ложатся на слух и сразу же запоминаются. Отсюда и постоянно возникающая иллюзия, что ты слушаешь знакомые с детства башкирские народные песни.

Сегодня в репертуаре группы около 50 песен, автором большинства которых является Газинур Биктимеров. Среди известных хитов «Тыуган як», «Хин хаттар язма», «Акъяр», «Тыуган ай», «Оло телэк» и многие другие широко известные башкирской публике. Есть и песни, написанные на стихи башкирских поэтов – Г.Ишкинина («Тыуган кон»), Ф.Абдульменова. Автором слов ряда песен является Юлай Аскаров.

Однако главным, «центральным» мотивом творчества гр. «Рух» была и остается тема Родины, долга, высокого служения своему народу. Взятое когда-то «случайно» из энциклопедии название группы необычайно точно и закономерно определило судьбу этой башкирской команды. Это песни людей с несгибаемой волей, несломленных духом, готовых жертвовать жизнью ради свободы своего народа и родной земли.

Отсюда и национально-патриотический характер песен «Рух», сильное идеологическое влияние, которое они оказывали и оказывают на башкирскую молодежь. Устами трагического героя, они призывают не смиряться с существующей несправедливостью, не предавать дел своих отцов и дедов. Доходя до прямого дидактизма, они обращаются к молодому поколению:

Наш клич призывным эхом
Разлетелся по всему Уралу!
Наши глаза искрящиеся светом
Зажгли людей погасшие сердца!

Эй, башкирские парни!
Не забывайте мелодию курая.
Эй, башкирские девушки!
Дождитесь своих парней!
(«Оран халкыма»).

Высокая идейная направленность, глубокий смысл песен гр. «Рух», воспитание здорового патриотизма, гордости за свой народ – вот главный итог творчества легендарной группы и, прежде всего, Газинура Биктимерова.

К сожалению, как и многие башкирские исполнители того периода, он слишком рано ушел от нас, в возрасте 30 лет, в расцвете своих творческих сил… Остались без отца две дочери (Ильсияр и Азалия). Кроме большого поэтического наследия, песен, неопубликованных стихов сердце каждого кто был знаком с ним, хранит в памяти образ светлого, открытого и прямого человека. Настоящего сына своего народа.

В завершении хотелось бы выразить несколько общих мыслей по поводу написанного. Легендарные группы «Дервиш» и «Рух», уже ставшие частью нашей истории, являются тем фундаментом, на котором стоит башкирский рок. И независимо от того, какие группы в дальнейшем возникнут, они неизбежно будут сверять свой путь с творчеством этих двух команд, отталкиваться от их наследия. Группы «Дервиш» и «Рух» не только задали основное направление новому культурному феномену, но и экстенсивно освоили огромное тематическое «поле». Такая миссия, исполнить роль «классиков», обычно выпадает тем, кто стоит у истоков нового направления в искусстве, тем, кто определяет главные параметры последующего развития. Что вполне закономерно, так как любое серьезное явление в культуре, неважно, идет ли речь о поэзии или рок-музыке, стремится, опираясь на традицию и опыт своих предшественников, пойти дальше, жаждет сказать новое слово от имени своего поколения.

Опираясь на богатую народную почву, башкирский рок стал уникальным в своем роде явлением, поскольку его представители сумели переложить опыт народного творчества на язык молодежных субкультур. Песни таких групп как «Дервиш», «Рух», «Караван-Сарай», «Ант», «Диуана» и многих других стали путеводными звездами во времена суровых испытаний выпавших на долю простых людей, навсегда останутся в сердце народа.

А.М.Буранчин, Башкирские традиционалисты — 21 век

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>