«Новые скифы» — это разностороннее движение. Мы — люди горизонта. Мы можем многое, и, в отличие от современной либеральной и консервативной публики, способны предложить настоящее искусство, которое имеет глубинную народную природу. Мы не довольствуемся вульгарными и дешевыми шоу, но и не замыкаемся в архаике, от которой пахнет нафталином. Наше искусство — это приглашение в неведомое, путь к тому, что прячется за гранью слов и привычных образов. Сейчас мы нащупали узнаваемый стиль передачи скифского духа — мистерии — уникальные иммерсивные погружения, наделенные силой и магией, в которых каждый может коснуться истины, ощутить себя частью чего-то большего и вспомнить, что есть вселенская красота.
Что значит быть частью мистерии? Это значит выйти за пределы логики и почувствовать на кончиках пальцев дыхание космоса, первобытное и вечное, словно воспоминание о чём-то давно заброшенном, но знакомом. В мистериях мы ищем не только ответы, но и вопросы: кто мы на самом деле? К чему стремимся? Может ли человек, живущий в потоке социальных ролей и повседневных забот, выйти за пределы обыденности, прикоснуться к божественному, к звёздному свету, что горит и в нас, и в галактиках, и в каждом миге? Мистерии — это наше возвращение к себе, это путешествие к нашим истокам, это попытка оживить тот голос, который звучит в нас с самого начала времён, голос, который забыли мы сами, но помнят наши предки.
Вряд ли подобное можно найти в наше время где-то еще кроме «Новых скифов». В этом плане мы предлагаем безусловно уникальный опыт, основанный на взаимодействии профессионалов в своей области и желания показать людям то, что есть в нас, но то, чего чаще всего не видим.
Именно таким стало событие, что прошло 27 октября 2024 года в московском Брюсов-холле, где состоялась вторая мистерия из серии «Скифская Алхимия», под интригующим названием «5000 лет истории России: от обретения колеса до полета Гагарина». Зрители смогли за полтора часа погрузиться в атмосферу звука, света и движения, познавая себя через древнюю и новаторскую одновременно магию трансформации. Для меня это было вторым посещением подобного мероприятия, и именно так продолжилось мое знакомство с Новыми Скифами. Само действо раскрывалось, словно священная мандала, где каждый шаг, каждый аккорд и каждое слово были наполнены силой и скрытыми смыслами. Скрытые смыслы и метафоры, за которыми прячется великая глубина, — это одна из отличительных черт Новых скифов.
Мероприятие открылось видеосюжетом «Наследие скифов: сакральные земли и гуманитарные технологии будущего». Так вводная часть стала неким обрядом, приглашением в иной мир от Павла Зарифуллина, где знание и мифы образуют целостную картину. Через образы, ожившие на экране, нам показали скифскую философию, которая предлагает путь к восстановлению гармонии с природой и космосом. Взгляд на сакральные земли — это взгляд на наши корни, путь по которому невозможно пройти в одиночку, но возможно пережить, погружаясь в коллективный опыт мистерии.
Видеосюжет развернул перед зрителями живую панораму наследия скифов, в котором каждый элемент насыщен дыханием времени и смыслом, уходящим за горизонт обыденного восприятия. Павел Зарифуллин, подобно жрецу-древоходцу, пригласил нас пройти по таинственным тропам сакральных земель, где знание и миф переплетаются в единое целое, где каждая частица мироздания звучит в унисон с ритмами космоса. Эта философия не просто взгляд вглубь веков — это движение в бесконечность, шаг навстречу самому себе и окружающему миру, неразрывно связанного с силами природы.
Образы, ожившие на экране, открыли перед нами путь древних кочевников, чья культура сияет в веках, словно отражение солнечных лучей на гладкой поверхности реки. Скифы — не просто воины или завоеватели. Они — хранители тайных знаний, связующих звеньев между земным и небесным, между временами и мирами. Их философия, столь же мощная, как волны степных ветров, велит искать гармонию с природой и с тайными законами вселенной, выстраивая путь от сердца к сердцу, от земли к небу.
Этот путь, описанный в сюжетах книги Павла Зарифуллина «Новые скифы», ведёт нас от курганов и степей Приднестровья до диких просторов Камчатки, унося в мир, где рунические знаки и древние символы служат мостами, связывающими века. Их мудрость, словно солнечные лучи, освещает всё вокруг — от ритуалов и искусств до самих основ жизни. В сердце этого пути — идея «солярной цивилизации», где солнце символизирует источник бесконечной энергии и внутренней силы, вечно рождающейся из глубин человека и земли.
Искусство и мудрость скифов, воплощённые в сакральных практиках — сердечных медитациях и молитвах — напоминают, что древние знали путь к гармонии не только с природой, но и с безмолвным космосом, что оживает через ритмы сердца. Эти «гуманитарные технологии» открывают внутренний взор, помогают пробудить в человеке ту связь с миром, которая уходит глубже корней, за пределы разумного и видимого. В этом призыве к внутреннему единству скифское наследие обретает новую силу — как ключ к построению общества, где царят согласие, духовная глубина и мудрость веков.
Далее последовала лекция Павла Зарифуллина «Учение о колесе». Своими словами он словно вплетал нить, соединяющую далёкие эпохи и сегодняшние дни, обрамляя каждый образ, каждую деталь в поток истории, который становился почти осязаемым. Зарифуллин рассказывал о первых арийских колесницах, найденных на Южном Урале, об этих древних символах, связывающих человека с вечностью. Слушая его, каждый ощущал, как прошлое просыпается в нас, как память предков отзывается тихим эхом где-то внутри, напоминая о том, что колесо — это не просто изобретение, но архетип, часть глубинной структуры нашей души, путь, ведущий нас сквозь время.
Мы, оседлавшие колесо, — победители времени, хранители традиции, и вместе с ним мы ощущаем, что не принадлежим только современности. Колесо пульсирует как символ вечного возвращения, циклов природы и нашей внутренней связи с прошлым. Это был больше чем рассказ о предмете — это был взгляд в наше собственное прошлое, в наследие, что продолжает жить в нас, даже если мы его не осознаем. Павел Зарифуллин говорил о колесе как о символе жизни, где каждое движение вплетено в циклы бытия, и мы, хотим того или нет, тоже становимся его частью. Эта идея захватывала, словно гипнотический танец, и вместе с этим ритмом мы погружались в глубину собственной истории.
Во многом это была сердечная медитация, направленная на глубины нашей души, целью которой было ощутить, что мы связаны с нашими предками не только кровью, но и сознанием, неразрывной цепью. В каждой душе живёт память о тех, кто впервые увидел вращающееся колесо, осознал его мощь и тайну. Колесо — это не просто движение, это символ знания и перемен, путь к осознанию себя частью Вселенной. Мы ощутили, что это движение древних арийских колесниц воссоздаёт ритм самой жизни, который не прекращается, не останавливается. И мы — участники этого вечного круга, этого танца, что начинается и завершается в одном и том же месте, возвращая нас к истокам.
Многие здесь могут подумать и обвинить нас в возможном сектантстве. Ответим сразу – вы не правы. Мы выступаем за здоровье во всех его проявлениях. И именно поэтому сердечные медитации как древние скифские практики мы считаем одной из главных и составных частей здорового образа жизни человека. Но самое главное – именно такие медитации приближают нас к самим себе. Золотой Человек – скрыт и живет в каждом из нас. Об этом и пытается нам сказать Павел Зарифуллин, он пытается показать нам, через мистерии, медитации, свои труды, это важную и очень актуальную в наши тяжелые времена идею.
Но на этом мистерия не остановилась. Прямо вслед за лекцией, словно в ответ на древний зов, танцоры под руководством Анастасии Фатеевой вышли на сцену, чтобы исполнить импровизационный танец — «Танец колеса». Под завораживающую музыку Оркестра интуитивной музыки Яна Бедермана танцоры погружали зал в древний ритуал, где каждый их шаг, каждое движение обретало силу и смысл, символизируя бесконечное движение жизни и времени. В их пластике оживал символ колеса, он пульсировал как само время, как дыхание космоса, с которым мы вновь обретаем связь.
Каждое движение танцоров было не просто танцем, это был вызов законам пространства, жестокому тиску времени, это было единство со стихией, где колесо — это уже не просто изобретение, но магический ритуал, круг, что ведет нас по спирали сквозь века. Мы видели, как они передают идею колеса как вечного ритма, ритма, что открывает нам глаза на природу жизни. Колесо — это ход самого бытия, пульсирующий в унисон с биением наших сердец. Казалось, что каждый в зале, погружаясь в их движения, мог ощутить, как прошлое, настоящее и будущее превращаются в единую нить, как мы сами становимся Колесничими, движущимися вместе с танцорами по древнему пути.
Всё это создавала магия музыки Яна Бедермана. Кто не слышал его музыку своими ушами, тот потерял возможность прикоснуться к настоящему волшебству. Его музыка — это уникальный опыт, живое и захватывающее исполнение, где, казалось бы, самые обычные инструменты начинают звучать так, будто их касаются духи древних миров. В руках Яна эти инструменты объединяются в единую стихию, как отдельные ручейки, что сливаются в бурный поток, переносящий нас в мир интуитивной гармонии. Ян Бедерман один, словно оркестр, наполняет пространство многогранным звуком, который проникает в самую суть каждого.
Музыка, которую исполняет Ян Бедерман, это Музыка души, звучащая как бурное море: то спокойное, то наполненное волнами эмоций, оно охватывает и затягивает в свои глубины. Это музыка, заставляющая со-переживать, со-чувствовать, со-творить. В ней нет ничего заранее предопределённого, каждый звук рождается здесь и сейчас, становясь частью общей импровизации и живого ритма зала. В эту музыку вплетается не только мастерство, но и глубокое понимание: как звучит наша душа, чем она живет и что может почувствовать в миг слияния с вечностью.
Когда музыка Яна и танец танцоров переплелись, в зале возникло ощущение, что само время закружилось вместе с нами, будто мы все становились частью этого ритуала, древнего, как сама жизнь. Это и есть стихия жизни и мы, Новые скифы, с радостью показываем ее и укрощаем ее, вместе с тем становясь ее частью…
Следующий этап мистерии — «Скифский космизм» — был обращён к бескрайним просторам космоса, к нашей связи с вечными звёздами и загадками вселенной. Павел Зарифуллин, словно древний проводник, рассказывал об этом великом пути, о стремлении души к звёздам, к свету, что вечно манит нас. В этой лекции он вспомнил слова из романа поэта Андрея Белого — «Я иду на Восток». Эти слова звучали как призыв, как зов, не теряющий своей силы на протяжении веков. Восток — это не просто сторона света, это символ нашего пути, нашего движения к истине, это вектор, который направляет нас к глубокому, почти сакральному знанию.
Зарифуллин объяснял, что Восток, как и в древности, для нас — это не просто география, но метафизическое направление, духовный маршрут, по которому шли скифы, искатели истины, странники и мудрецы. Восток был и остаётся символом светлого будущего, которое живет в мечтах и устремлениях человечества. Его слова словно окутывали зал магическим ореолом, в них была таинственная сила, которая погружала нас в глубокое созерцание. Каждый чувствовал, что этот путь — не только символ древности, но и наше стремление в будущее, наш постоянный зов к неизведанному. И конечно же нашим спутником был Юрий Гагарин, поэтому Путь на Восток – это путь вверх, это путь домой и путь к Золоту.
В словах Павла Зарифуллина было что-то магическое, что-то, что заставляло нас почувствовать, как мы находимся на рубеже, за которым — загадка вселенной, необъятное пространство, приглашение идти вглубь космоса и своей души. Зарифуллин говорил о том, что космос — это не просто внешнее пространство, это внутренний путь, по которому мы можем следовать, отбрасывая суету и ложные цели. Восток в его словах становился не только маршрутом, но и состоянием духа, состоянием, в котором пробуждается древняя мудрость.
Этот путь на Восток — это путь к себе, к своему внутреннему свету, который, подобно звезде, манит нас, возвращает к истокам и ведёт к новому пониманию. Мы осознали, что, обращая взор к космосу, мы смотрим и внутрь себя, и наоборот — исследуя глубины своей души, мы поднимаем глаза к звёздам. Зарифуллин словно приглашал нас на это великое путешествие, на поиски вечно ускользающего света, который живёт и в нас, и в каждой далёкой звезде. В этот момент в зале повисла тишина, полная осознания: каждый почувствовал свою неразрывную связь с этим бескрайним пространством, своё единство с древним стремлением человека к космосу.
Настоящим прорывом вглубь вселенной стало выступление саксофониста Сергея Летова, который исполнил фри-джазовую импровизацию «Гагарин». В этот момент казалось, что в зале ожил голос самого космоса: звуки его саксофона пронизывали пространство, наполняя его звёздным сиянием и тайной, которую человечество всегда стремилось разгадать. Летов не просто играл — он словно создавал звуковой мост между землёй и бескрайними галактиками, между мечтами людей и великой безмолвной красотой вселенной. В его музыке звучала древняя космическая сила, голос далёких миров, говорящий с нами на языке, понятном лишь тем, кто готов почувствовать.
Звуки его саксофона не просто наполняли зал — они оживляли образы, перенося нас к звёздам, к тому первозданному свету, что светил в глазах Гагарина, когда он впервые увидел Землю из космоса. Музыка Летова напоминала о той пронзительной минуте, когда человек, впервые вырвавшись за пределы атмосферы, оказался лицом к лицу с вечностью. В каждом звуке чувствовалась дрожь открытий, дрожь, которая ведёт нас вперёд, несмотря на страх и неизвестность. Его импровизация словно повторяла это вечное стремление, тот порыв, который заставляет нас смотреть ввысь, к звёздам, где кроется истина нашего бытия.
Это была музыка вселенной, рождённая не разумом, но сердцем, чувством и интуицией. Летов играл на саксофоне так, что казалось, будто сам космос начинает звучать его руками, будто каждое его прикосновение к инструменту открывает новые горизонты. Эта музыка говорила с нами на языке древних духов, языке, что существовал задолго до появления слов. Её звучание было словно пульс звёздного света, проходящего сквозь время и пространство, чтобы напомнить нам, что мы тоже часть этого великого движения.
Каждая нота была как звёздный луч, ведущий нас всё глубже и глубже в бесконечность, в те дали, где звук становится светом, а свет самой сущностью бытия. Мы все, слушая Летова, чувствовали, как этот свет проникал в наши души, пробуждая в нас то знание, что нельзя передать словами. Его импровизация «Гагарин» стала для нас не просто музыкальным номером, но призывом вспомнить наше место во вселенной, почувствовать единство с бескрайним пространством, где каждый человек, как и Юрий Гагарин, способен преодолеть земные границы и устремиться к звёздам. И Гагарин, конечно – это скиф. Скиф, идущий на Восток и взлетел в небо…
Кульминацией мистерии стал танец «Иду на Восток» под завораживающую музыку Яна Бедермана. Этот танец был не просто выступлением — это было заклинание, это был древний зов, призыв вернуться к своему корню, к самому сердцу нашей природы, к тому свету, который изначально ведёт нас вперёд, как звезда в бескрайней тьме космоса. Танцоры, ведомые Анастасией Фатеевой, воплощали силы стихий, словно растворяясь в этом ритме, сливаясь с потоками времени, становясь символами стихий. Их движения были как дыхание вселенной, соединяя зрителей с самой основой бытия, с вечным циклом, в котором человек снова и снова находит себя.
Эти слова — «Я иду на Восток» — звучали не просто как строки, но как древняя формула, символ нашего бесконечного поиска, стремления к тому Золотому Человеку, образу, который скрыт в каждом из нас, в глубине нашей сущности. В этом танце мы видели путь, по которому шли наши предки и по которому идём мы, продолжая цепь поколений, оставляя следы на пути к свету и свободе. Танцоры передавали всю ту внутреннюю силу, что живёт в нас, нашу древнюю тягу к истокам и к высшему знанию, возвращая нас к нашему предназначению.
Этот танец словно стёр границы времени. Словно в магическом круге, в этом вихре мы ощущали, как проносятся века, как прошлое и будущее сливаются, становясь частью одного великого мгновения. Мы все, затаив дыхание, чувствовали, что стоим на пороге нового мира, где отзвуки древних голосов соединяются с нашим внутренним светом, где мы обретаем единство со всем, что существует.
«Иду на Восток» стало для нас символом великого пути, пути, который открывается перед нами только в мистерии, только когда мы готовы выйти за пределы обыденного, услышать зов вечности и ответить на него. Этот танец вернул нас к тому состоянию, где нет разделений, где вселенная и человек едины, где космос отражён в нашем собственном сердце.
Так завершился этот незабываемый вечер в Брюсов-холле — вечер, где «Скифская Алхимия» стала живым огнём, воззвавшим к самым сокровенным глубинам наших душ. Здесь каждый, кто решился погрузиться в мистерию, прикоснулся к тайне, что ускользает от слов и живёт только в отклике сердца. Мы, Новые Скифы, предлагаем не просто событие, а великое посвящение — путь к звёздам и за пределы, тропу, где культура, наследие предков, философия и сам космос сплетаются в один мощный ритуал, пробуждающий в каждом из нас то, что вечно, то, что не подвластно времени, то, что является нашей истинной сутью. Этот вечер стал приглашением в бесконечность, призывом вспомнить, что каждый из нас — частица великого света, отражение древнего знания и тайны мироздания. Павел Зарифуллин подарил людям необыкновенное путешествие, которое нам лишь предстоит осознать и отрефлексировать в себе. Скифское золото – в каждом из нас!
Игорь Горбунов