Лето кончилось. Да здравствует лето! 14 сентября Архангельск встретил Поморский Новый год

x2RIgsDgLUwТрадиция праздновать начало Нового года 1 (по новому стилю – 14) сентября берет начало в Московской Руси, которая, в свою очередь, заимствовала ее у Византии. А до этого, как у многих народов, восточных (Навруз) и западных (римляне до Митридатовых войн), славяне встречали начало года в марте.

От Ивана до Петра

Государь всея Руси Иван Третий вместе с женой Софьей Палеолог и гербом – двуглавым орлом привез в Московию и новую традицию. Просуществовав более двух веков, она успела прочно прижиться в народе. 1(14) сентября – День Симеона Столпника на Руси именовался Симеоном-летопроводцем и, одновременно, Симеон-летоначатцем. «Лето» в данном случае – не сезон года, а сам год. Отсчет лет тогда велся не от Рождества Христова, а от Сотворения Мира. В этот день в Москве царь торжественно выходил к народу, принимал челобитные подданных. Семенов (Симеонов) день – это и время выплаты податей, дела, согласитесь, отнюдь не праздничного. Но Новолетие не стало бы праздником, не будь оно воспринято народом.

Накануне Новолетия в русских избах зажигали живой огонь, как в глубокой древности трением двух деревянных дощечек. В этот день трехлетнего мальца впервые сажали на коня. А в поморских деревнях провожали на морской промысел подростка-зуйка (юнгу). А еще хоронили вредных насекомых – мух и комаров, клопов и тараканов. «Гробики» им вырезали из репы или моркови и с песнями хоронили, надеясь тем самым, что в будущем году назойливые букашки не будут досаждать людям. В дни Новолетия проводилась традиционная поморская братчина – всем миром варили праздничное пиво, разливали его из особой медной посуды – братин. Братину пускали по кругу, обязательно посолонь, т.е. слева направо, по ходу солнца, каждый сам наполнял свою чарку или кружку.

Новолетие перестало быть государственным праздником в 1700 году, когда Петр Первый заимствовал европейский Новый год – 1 января. Но традиция продолжала жить в народе, календарные обычаи «осенин» сохранялись, хотя связь их с началом старорусского Нового года постепенно забывалась. В своем исконном виде Новолетие продолжало существовать в Поморье, что во многом связано с распространением здесь старообрядчества, не принимавшего петровских нововведений. Кроме того, русские исследователи XIX века отмечали бытование новолетних традиций и в некоторых регионах Центральной России, например, Туле и Серпухове. Может быть, это случайное совпадение, но день города в Туле празднуется 14 сентября?

Кстати, и с Петром не все так просто: во время пребывания в Архангельске осенью 1693-го царя-реформатора наступление Нового года по древнерусскому календарю было встречено салютом из корабельных пушек и другого оружия и торжественным богослужением. Так что, Архангельск можно считать родиной салютов. Интересно, что первые празднования Поморского Нового года в начале 2000-х также сопровождались выстрелами из старинной пушки; впоследствии же одиночный пиф-паф смени фейерверк.

Старина и новизна

В Архангельске возрождение поморских традиций началось во второй половине 1990-х годов. Тогда в Архангельском городском культурном центре действовал клуб «Русский Север» под руководством Тамары Варакиной. Участники клуба возродили традицию отмечать старинные народные праздники, праздновали именины города – День Архангела Михаила, придумали конкурс «Поморская красавица» в противовес новомодным «мисскам». Со временем  вспомнили и о старом Новолетии.e6VoLAUQi-Q

Уже 13 лет Поморский Новый год празднуется на набережной Северной Двины силами поморских общественных организаций и творческих коллективов Архангельска. Воскрешаются старые традиции, рождаются новые. Ярким зрелищем стали факельные шествия на Набережной; первоначально огненная процессия выходила из ворот Гостиного Двора и направлялась к причалу Красной пристани. Здесь эстафету новогоднего огня перенимали бывалые лоцманы. На катере они направлялись к середине реки, где зажигали плот-«маяк», символизирующий уходящий год. «Маяк» должен был вспыхнуть в те минуты, когда последние закатные лучи сверкнут над Северной Двиной. Не всегда удавалось исполнить ритуал «без сучка и задоринки», порой мешал внезапно зарядивший осенний дождь. Однако, пусть и не с первого раза, огонь вспыхивал и разгорался. А потом – фейерверк над рекой, так допетровская традиция переплеталась с петровским нововведением, их органично дополняло современное искусство: творческая молодежь, работающая в жанре этно-фолк, создатели огненных мистерий, файер-шоу, перемежались с фольклорными коллективами – такими, как  «Сугревушка», «Сузёмье», «Северное сияние», представителями землячеств различных районов области. Кстати, в середине октября в Музее художественного освоения Арктики поморы отметят день рождения «Сугревушки» — творческого коллектива, с которым давно и успешно сотрудничает областная Национально-культурная автономия поморов.

Параллельно с возрождением народного праздника в Архангельске была восстановлена и осенняя Маргаритинская ярмарка. Инициатива первоначально также принадлежала общественникам-энтузиастам; после того, как ярмаркой заинтересовались власть и бизнес, она вышла на межрегиональный и международный уровень. Так Поморский Новый год стал преддверием главного архангельского торжища. Два главных сентябрьских события в жизни Архангельска стали городскими брендами.

Когда началась капитальная реставрация Гостиного Двора, праздник переместился на набережную в районе улицы Садовой. Здесь архангельский художник Вячеслав Ларионов выложил валунные лабиринты по образу и подобию соловецких. И с тех пор здесь, по каменным спиралям, водят хороводы, посвящают в мореходы юного зуйка, отправляют «в последний путь» комаров да мух. Только пивную церемонию пришлось отменить – публичное вкушение пива не вписывается в правила общественного порядка.

Зато появились на празднике «кежные» (травяные) чаи: пей – не хочу. Это тоже старинная традиция: задолго до того, как наши земляки познакомились с классическим китайским чаем, желанным угощением были отвары из трав и ягод. И, конечно, какое же празднество без музыки и песен. С ними и встретили поморы и наступивший 7522-й год от Сотворения Мира.

U1PscH1W9WoНынешнее Новолетие было вновь отпраздновано на Набережной Северной Двины у памятника адмиралу Кузнецову. Проводы зуйка, зажжение «маяка», колдун с варганом и шаманским бубном (его роль вновь исполнил архангельский художник Вячеслав Ларионов), песни и хороводы. Вечером в РЦ «Искра» — тоже песни; здесь, наряду с фольклорной группой «Сузёмье», выступили московский коллектив  «DUDELDRUM» («волынка и барабан»), московско-красноярский «ВЕДАНЪ КОЛОДЪ»; архангельская арт-группа Тима Дорофеева, «ШЕСТЬ МЕРТВЫХ БОЛГАРЪ», работающие в жанре этноэлектроники. Сюрпризом стала молодая архангельская группа «Полярис», которая исполнила песню о поморских промыслах на, Груманте (Шпицбергене) на английском языке. А завершился праздник ставшим традиционным факельным шествием. Файер-шоу и фейерверком..

С 2011 года региональное министерство по развитию местного самоуправления поддерживает проекты некоммерческих организаций. Как заявила на пресс-конференции, посвященной Поморскому Новому году, областной министр Наталья Кадашова, к настоящему времени профинансирован из областной казны уже 131 проект.

Скоро будет объявлен новый конкурс, общий фонд которого составит 20 миллионов рублей. Среди тех, кто уже выигрывал областные бюджетные гранты – национально-культурная автономия поморов Архангельской области. 395 тысяч рублей было выделено ей в нынешнем году на празднование Поморского Нового года.

Анатолий Беднов

aB6cVdzqFbA
h9zV4qd_WU0
tAT26cBdD3s
7zKF-HCm52A
OwAApwG6_AY
8WUJ8wPg-bA
L23wKllWMgk
5g4vYRG5ngg

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>