Билеты на ажиотажные театральные постановки быстро раскупают — лучше заранее ловить их в афише и ждать открытия продаж. «Чудесного грузина» с Бузовой уже точно не увидеть, зато можно попасть на самые красивые, интересные и масштабные спектакли. О ярких проектах календарного года и о том, почему их стоит посмотреть, — в материале РИА Новости.
Мазепа в ГАБТе
Монументальное историческое полотно «Мазепа» в Большом — одно из важнейших театральных событий сезона.
Трехактный спектакль длительностью три с половиной часа поставили главный дирижер — музыкальный руководитель ГАБТ Туган Сохиев и режиссер, худрук Театра Пушкина Евгений Писарев. За сценографию отвечал Зиновий Марголин. Либретто по поэме Александра Пушкина «Полтава» написал Виктор Буренин.
© Фото : Дамир Юсупов / Большой театр
Сцена из спектакля «Мазепа»
Особенно впечатляют вокальные партии — их можно сравнить, пожалуй, с вагнеровскими по сложности и длительности. При этом оперу в хорошем смысле адаптировали для современного зрителя — местами сократили.
«Существуют купюры самого Петра Ильича. Мы следуем им и делаем свои, там, где надо быстрее направить действие в нужное русло, где хочется более интенсивного и энергичного движения», — рассказывает Сохиев.
Охотиться за билетами стоит, если вам понравились предыдущие работы Писарева в ГАБТ («Свадьба Фигаро» Моцарта и «Севильский цирюльник» Россини). К тому же главные партии исполняют Эльчин Азизов, Денис Макаров, Агунда Кулаева и Анна Нечаева.
И в войне, и в мире
© РИА Новости / Владимир Федоренко
Актеры после окончания спектакля «Война и мир»
Не менее внушительный проект — в Вахтанговском. Худрук Римас Туминас поставил к столетию театра пятичасовую версию «Войны и мира», в которой заняты все ведущие актеры разных поколений.
Образ графа Ростова воплотили Андрей Ильин и Сергей Маковецкий, князя Николая Болконского — Евгений Князев и Виктор Сухоруков. Людмила Максакова и Елена Ивочкина сыграли Марью Игнатьевну Перонскую, а Анна Дубровская и Юлия Рутберг — Анну Павловну Шерер.
© РИА Новости / Владимир Федоренко
Актеры Андрей Ильин в роли графа Ильи Андреевича Ростова и Ирина Купченко в роли графини Натальи Ростовой в спектакле «Война и мир» в постановке Римаса Туминаса на сцене Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова в Москве. Премьера приурочена к 100-летнему юбилею театра
Получился спектакль-блокбастер: классическая основа, легендарная актерская школа, масштаб и уважение к классике.
Впечатления аудитории от постановки — лучшая рекомендация. «Гениальный шедевр! Смотреть всем!» — такие отзывы первые зрители чаще всего публиковали в соцсетях.
Впечатляет и саундтрек: прозвучит «Херувимская песнь» Петра Чайковского и фрагмент из музыки Фаустаса Латенаса к спектаклю Туминаса «Вишневый сад» (1990).
Актеры Виктор Добронравов в роли Андрея Болконского (справа) и Евгений Князев в роли князя Николая Андреевича Болконского в спектакле Война и мир в постановке Римаса Туминаса на сцене Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова в Москве.
© РИА Новости / Владимир Федоренко
Бенвенуто в Мариинке
Ярко, громко и красиво — так про знаменитого ювелира и скульптора эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини рассказывает Алексей Франдетти в Мариинском театре.
Одноименную оперу режиссер поставил в эстетике итальянского кино эпохи неореализма. Он проводит параллели между историей создания легендарной статуи Персея и съемками фильма Феллини «8½».
© Фото : Пресс-служба Мариинского театра
Сцена из спектакля «Бенвенуто Челлини»
Трехчасовой спектакль смотрится легко: зритель как будто попадает на итальянский карнавал, где смешивается комическое и трагическое, чувства и игра, лицедейство и искренность. Да и герои под стать — от лирических до буффонных. Добавьте к этому впечатляющие арии и хоровые сцены.
Франдетти явно вдохновлялся живописью мастеров Возрождения — яркими и сочными мазками создает незабываемое визуальное и ментальное пиршество.
Премьера оперы «Бенвенуто Челлини» в Мариинском театре, постановка Алексея Франдетти, музыкальный руководитель Валерий Гергиев
© Фото : Предоставлено пресс-службой Мариинского театра
В партии Бенвенуто выступает тенор Александр Михайлов, за дирижерским пультом — Валерий Гергиев. И если кто-то говорит, что опера — это скучно, он просто не был на «Челлини» в Мариинке.
Супергерой и Брежнев
Условное противостояние супергероя и политика с успехом показали в Театре на Малой Бронной.
«Бэтмен против Брежнева» Саши Денисовой получился необычным и с интересным распределением ролей. Это своеобразная фантазия о том, что делал бы супергерой, будь он советским гражданином в эпоху застоя. Человеком — летучей мышью становится писатель Анатолий, который живет просто и скучно.
© Фото : пресс-служба театра на Малой Бронной
Сцена из спектакля «Бэтмен против Брежнева»
«Он терпит наезды тещи, ходит на работу в многотиражку Готэма, пишет статьи о том, как соцсоревнование вызывает отклик у миллионов советских людей, — рассказывает Денисова. — Отмечается на подписку Лескова, стоит в очереди за болгарским перцем, не знает, как добыть жене французские духи. При этом Бэтмена раздирает внутренний конфликт».
В спектакле много отсылок к быту, фильмам и песням времен застоя.
Сцена из спектакля «Бэтмен против Брежнева»
© Фото : пресс-служба театра на Малой Бронной
Если хотите поностальгировать по ушедшей эпохе или поискать в ней новые смыслы, обратите внимание на этот проект. Бонусом — Сергей Епишев, Александр Семчев, Екатерина Варнава в необычных амплуа.
Дон Жуан — в театре Фоменко
«Мы делаем спектакль-сказку, театральную сказку», — так описывал постановку «Моцарт „Дон Жуан“. Генеральная репетиция» Дмитрий Крымов, впервые сотрудничавший с Мастерской.
© РИА Новости / Сергей Пятаков
Актеры в сцене из спектакля «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция» в постановке Дмитрия Крымова в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве
В этой истории есть и металлургический завод в Кривом Роге, и коктебельские камушки, и, как говорит режиссер, «попытка объяснить, чем отличаются собственные художественные штампы от своих же художественных приемов».
Спектакль стал одним из самых награждаемых: проект представлен в восьми номинациях на «Золотой маске». В том числе в главных категориях — как лучшая драматическая постановка и лучшая работа режиссера. И уже получил «Хрустальную Турандот» как лучший спектакль.
© предоставлено пресс-службой театра
Евгений Цыганов и Александра Кесельман в спектакле «Моцарт «Дон Жуан“. Генеральная репетиция» в Мастерской Петра Фоменко
На сцене соединяются два мира: режиссера (Евгений Цыганов), который ставит «Дон Жуана», и пространства его спектакля. Но все как-то с самого начала не задается. Однако, по словам Крымова, зрителей ждет хеппи-энд, хотя ничто этого не предвещает.
Шекспир в БДТ
Тоже своеобразная «история в истории» — «Джульетта» в БДТ имени Товстоногова. Театр по-новому интерпретировал трагедию Шекспира и добавил аллюзию на фильм «Черный лебедь» Аронофски.
Это история о том, как готовят к выпуску спектакль «Ромео и Джульетта». Главная роль — у начинающей актрисы, которая впервые попадает на профессиональную сцену и уже на репетициях очаровывает всех вокруг.
© Фото : пресс-служба БДТ имени Товстоногова
Сцена из спектакля «Джульетта»
Дебютантка вживается в образ, грань между реальностью и театром для нее стирается. Она не понимает, любит ли бойфренда или ее привлекает партнер, играющий Ромео.
Интересно, что за постановку отвечал эстонский творческий дуэт Эне-Лийс Семпер и Тийт Оясоо.
«В современном мире любовь — объект потребления: поп-песни, розовые неоновые сердечки на витринах, лавина огненно-красных роз и воздушных шаров в День святого Валентина», — поясняет Эне-Лийс Семпер.
Сцена из спектакля «Джульетта»
Фото : пресс-служба БДТ имени Товстоногова
Главные роли в этой иллюзии — у Муси Тотибадзе, Геннадия Блинова, Ивана Федорука. Фоном звучат песни Шнура и известные зарубежные треки.
Гоголь в Малом
© РИА Новости / Владимир Федоренко
Владимир Носик в роли Губернатора и Мария Кривенцева (справа) в роли Дочки губернатора в спектакле по роману Н. В. Гоголя «Мертвые души» режиссера-постановщика Алексея Дубровского в Малом театре
Редко когда увидишь на одной сцене легендарных артистов. В Малом театре это исправляют — в «Мертвых душах» в постановке Алексея Дубровского.
Состав звездный: Василий Бочкарев играет Плюшкина, Ирина Муравьева — Коробочку, Борис Невзоров — Собакевича, Владимир Носик — Губернатора, а Александр Клюквин — Манилова.
«Для меня, кроме гениального юмора Гоголя и вечной актуальности коррупционной составляющей нашей жизни, одной из основных тем спектакля стало одиночество, — говорит режиссер. — Словосочетание «мертвые души» приобретает новый смысл».
© РИА Новости / Владимир Федоренко
Сцена из спектакля по роману Н. В. Гоголя «Мертвые души» режиссера-постановщика Алексея Дубровского в Малом театре
И в самом деле: мечтателю Манилову не с кем поговорить, Коробочка все время вспоминает свое вдовство, Ноздрев жаждет общения. А Чичиков затеял всю эту комбинацию, чтобы «иметь жену и детей, исполнить долг человека».
«Кармен» в Перми
Классическая опера, в которой звучат диалоги, — заслуживающая внимания версия «Кармен» в постановке Богомолова в Пермском театре оперы и балета.
Объединившись с дирижером Филиппом Чижевским и сценографом Ларисой Ломакиной, режиссер предлагает новый взгляд на хрестоматийную партитуру.
© Фото : Пермский театр оперы и балета
Репетиция оперы «Кармен»
«Это самая популярная опера в мире, вокруг нее множество штампов, которые мешают восприятию, — напоминает дирижер, музыкальный руководитель постановки Филипп Чижевский. — Мне хочется исполнить «Кармен» с чистого листа».
Проект получил номинацию на «Золотую маску» в категории «Опера/спектакль», а также отмечен за работу дирижера, режиссера и женскую роль (Наталия Ляскова).
© Фото : Пермский театр оперы и балета
Репетиция оперы «Кармен»
Постановщики пошли по интересному пути. Диалоги для спектакля написали на русском языке на основе французского либретто, при этом сюжетную линию сохранили, а текст дополнили деталями.
Сценография отсылает к началу XX века — времени черно-белых фотографий с сепией. Поэтому декорации выполнены преимущественно из железа с оттенком ржавчины.
Булгаков — в Театре Наций
© Фото : предоставлено пресс-службой Театра наций
Актеры на репетиции спектакля Театра Наций «Мастер и Маргарита» в постановке Робера Лепажа
Одну из самых красочных и экспрессивных постановок под занавес года приготовил Театр Наций — канадец Робер Лепаж поставил «Мастера и Маргариту».
Режиссер использует разные визуальные средства, чтобы усилить впечатление от спектакля. В ход идут доспехи, софиты и даже изменение конструкции сцены. А еще — феерические маски, которые создала художник по костюмам Виктория Севрюкова.
Играют в этом буйстве красок и эффектов Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Виктор Вержбицкий, Андрей Смоляков.
Миронов и Хаматова на репетиции спектакля
© Фото : пресс-служба Театра наций
Сам Лепаж рассказывает, что для него «Мастер и Маргарита» — прежде всего история любви, политическая и социальная сатира. А также пародийная комедия и фантастическая сказка.
«Для театрального режиссера приспособить этот литературный памятник к сцене — более чем вызов. Это реальная опасность. Риск без полумер, который приводит только к выходу за рамки привычного, поиску новаторских решений и взлому традиционных кодов повествования», — признается режиссер.
В течение года отменяли гастроли и фестивали, квоты на количество допустимых мест в зале то увеличивали, то сокращали, ввели QR-коды для зрителей, но театр жив. По всей стране ставят и смотрят тысячи спектаклей. Выбрать можно на любой возраст и вкус.
Анна Нехаева
Источник:РИА Новости