«Люди вышли на пикет за право учить своих детей на своей земле»

Как мы сообщали ранее, жители деревни Тимошино 15 июля провели серию пикетов в райцентре, Бабаево, против ликвидации старших классов школы в их родной деревне. Это одна из немногих школ в Вологодской области, где поддерживается и сохраняется вепсская культура.

Председатель Общества вепсской культуры, старший научный сотрудник сектора этнологии Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН Зинаида Строгальщикова рассказала о вологодских вепсах и прокомментировала нынешнюю ситуацию.

***

Как это часто бывает с малочисленными народами, места их традиционного проживания в разных административных регионах.  Вепсская земля оказалась разделенной между Карелией, Ленинградской и Вологодской областями.  В Вологодской области вепсы оказались в  1937 г., когда при её образовании к ней из Ленобласти передали Шольский и Оштинский районы. В них в то время проживало около 5 тысяч вепсов. Сейчас в Вологодской области  по переписи 2010 г. всего  412 вепсов. Причиной более чем 10-кратного сокращения вепсов в области стала  широко известная по литературе «шимозерская трагедия». Название это пошло от вепсского села Шимозера, которое ленинградские власти в начале 1930-х годов, когда в стране проводилась активная поддержка национального развития малочисленных народов, в том числе и вепсов (создание письменности, организация преподавания на родном языке, подготовка национальных кадров и. д.), планировали сделать центром вепсского национального округа.

 В 1937 г. политика по отношению к национальным меньшинствам, особенно финно-угорским, в Ленобласти резко поменялась, и шимозерский куст деревень оказался за пределами области. Одновременно во всех регионах проживания вепсов была ликвидирована вепсская письменность, с 1938 г. во всех вепсских школах обучение было переведено на русский язык. Вепсские учебники и книги были все изъяты из библиотек, вепсская интеллигенция подверглась репрессиям. Как пишет в своих воспоминаниях житель с. Шимозера С.Я. Гаврилов, был арестован совсем молодой учитель Василий Ильин вместе с выпускниками Шимозерской школы, которых освободили через два года и сразу призвали в армию. Вепсскую письменность восстановили только в 1989 г.

Трагические для местного населения события  продолжились и после войны. В 1953 г. было принято решение Вологодского обкома от 19.авгута «О мерах помощи Оштинскому району», по которому вепсов из глубинки было решено переселись в с. Ошта, полностью разрушенное и обезлюдившее во время войны.  Причина – каменистость сельхозугодий,  затрудняющая  применение  техники. Сопротивление вепсского населения продолжалось до 1959 г., трудно было оставить дом, могилы предков, родину. Началось сокращение всех учреждений образования и культуры, прекратился ремонт дорог.  В Ошту переехала  только часть вепсов,  три колхоза полностью со скотом перешли к соседям — вепсам Ленобласти.  К осени 1959 г. все вепсские деревни Шимозерского куста прекратили свое существование. Роман вепсского писателя Анатолия Петухова «Люди Суземья» посвящен описанию трагической истории шимозерских вепсов. Земли Шимозерья и сейчас остаются заброшенными, а в вепсском фольклоре появился особый вид плачей: плач-воспоминание о покинутой родине.

Современные вепсы Вологодской области, это те, кто все-таки остался на родине. Сейчас они проживают в двух поселениях: Вепсском национальном  и Пяжозерском. Из-за отдаленности только здесь, и без особого пафоса можно утверждать, единственном месте в мире − еще сохранился живой вепсский язык, на котором говорят в семьях. Его можно считать  заповедником вепсской культуры и языка. Здесь жила известная сказительница Калинина Александра Леонтьевна, записи фольклора и языкового материала от которой составляют значительную часть культурного наследия вепсов.

В период перестройки 19 октября  1989 г. решением исполкома Вологодской области в Бабаевском районе был создан  на основании голосования жителей Куйского сельсовета (из 545 человек вепсы составляли 60%)  — Куйский национальный вепсский сельский  совет. В Куе уже давно в начальной школе преподается вепсский язык,  в 2004 г. был открыт музей вепсской культуры.  Периодически в области проводятся праздники вепсской культуры.

В 2006 г. а вепсы получили статус народов Севера. Власти Вологодской области провели в Вологде научно-практическую конференцию «Вепсы: история, культура, современность», по итогам ее работы издан сборник докладов.

В 2009 г. в области началось укрупнение сельсоветов и три сельсовета, в том числе и Куйский, объединились в одно – Вепсское национальное с центром в с. Тимошино. Тимошинская школа  сразу включила в свою работу этнокультурное направление с языком и культурой вепсов. Вологодские вепсы являлись участниками многих совместных крупных мероприятий, которые проводятся Обществом вепсской культуры в Карелии и Ленобласти.  В 2009 году по гранту Президента России во всех регионах проживания вепсов прошли летние этнокультурные лагеря, в  2012 г. в рамках «Года вепсской культуры -2012» в Вологде состоялась конференция вепсских писателей. На региональном интернет-портале «Культура в Вологодской области» появился информационный проект  «Культура вепсов» .  Там много интересной информации о вепсах.

По неясной для нас причине в  прошлом году отношение вологодских властей к вепсам резко изменилось. Видимо, у них появился новый куратор. Началась оптимизация. На территории бывшего Куйского вепсского национального сельсовета закрылись все учреждения культуры, в том числе и единственный в области музей. Теперь о нем можно посмотреть и почитать только в Интернете.  Появились предложения и о реорганизации единственной средней школы в Вепсском национальном поселении в восьмилетнюю. На состоявшемся 26 мая 2014 г. в г. Петрозаводске Консультативном совете Северо-Западного федерального округа по вопросам коренных народов, который проводился под руководством заместителя Полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Л.П. Совершаевой, Г. Смирнов представитель от вепсов Вологодской области, говорил, что жители поселения не согласны с таким  решением властей. Возить детей придется очень далеко, дороги плохие,  транспорт старый, есть и естественная боязнь родителей отпускать подростков в город: все это понятно. Подготовка детей в школе хорошая, все поступают на бюджетные места. Тем более,  закон об образовании предусматривает принятие таких решений только по итогам схода. В противном случае, семьям с детьми-старшеклассниками придется выехать из села.  Руководитель сельхозпредприятия, где работает основное население,  заинтересован в сохранении школы и готов оказать финансовую помощь. Но после состоявшихся осенью 2014 г. выборов губернатора,  никакие доводы местного населения власти не принимают во внимание. Консультативный совет Северо-Западного федерального округа по вопросам коренных народов, в который местные жители неоднократно обращались,  тоже не смог им помочь. Таким образом, и получилось, что люди вышли на пикет, а сейчас собираются судиться с властями за право учить своих детей  на своей земле, а детям жить с родителями.

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>