Как мы сообщали ранее, жители деревни Тимошино 15 июля провели серию пикетов в райцентре, Бабаево, против ликвидации старших классов школы в их родной деревне. Это одна из немногих школ в Вологодской области, где поддерживается и сохраняется вепсская культура.
Председатель Общества вепсской культуры, старший научный сотрудник сектора этнологии Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН Зинаида Строгальщикова рассказала о вологодских вепсах и прокомментировала нынешнюю ситуацию.
***
Как это часто бывает с малочисленными народами, места их традиционного проживания в разных административных регионах. Вепсская земля оказалась разделенной между Карелией, Ленинградской и Вологодской областями. В Вологодской области вепсы оказались в 1937 г., когда при её образовании к ней из Ленобласти передали Шольский и Оштинский районы. В них в то время проживало около 5 тысяч вепсов. Сейчас в Вологодской области по переписи 2010 г. всего 412 вепсов. Причиной более чем 10-кратного сокращения вепсов в области стала широко известная по литературе «шимозерская трагедия». Название это пошло от вепсского села Шимозера, которое ленинградские власти в начале 1930-х годов, когда в стране проводилась активная поддержка национального развития малочисленных народов, в том числе и вепсов (создание письменности, организация преподавания на родном языке, подготовка национальных кадров и. д.), планировали сделать центром вепсского национального округа.
В 1937 г. политика по отношению к национальным меньшинствам, особенно финно-угорским, в Ленобласти резко поменялась, и шимозерский куст деревень оказался за пределами области. Одновременно во всех регионах проживания вепсов была ликвидирована вепсская письменность, с 1938 г. во всех вепсских школах обучение было переведено на русский язык. Вепсские учебники и книги были все изъяты из библиотек, вепсская интеллигенция подверглась репрессиям. Как пишет в своих воспоминаниях житель с. Шимозера С.Я. Гаврилов, был арестован совсем молодой учитель Василий Ильин вместе с выпускниками Шимозерской школы, которых освободили через два года и сразу призвали в армию. Вепсскую письменность восстановили только в 1989 г.
Трагические для местного населения события продолжились и после войны. В 1953 г. было принято решение Вологодского обкома от 19.авгута «О мерах помощи Оштинскому району», по которому вепсов из глубинки было решено переселись в с. Ошта, полностью разрушенное и обезлюдившее во время войны. Причина – каменистость сельхозугодий, затрудняющая применение техники. Сопротивление вепсского населения продолжалось до 1959 г., трудно было оставить дом, могилы предков, родину. Началось сокращение всех учреждений образования и культуры, прекратился ремонт дорог. В Ошту переехала только часть вепсов, три колхоза полностью со скотом перешли к соседям — вепсам Ленобласти. К осени 1959 г. все вепсские деревни Шимозерского куста прекратили свое существование. Роман вепсского писателя Анатолия Петухова «Люди Суземья» посвящен описанию трагической истории шимозерских вепсов. Земли Шимозерья и сейчас остаются заброшенными, а в вепсском фольклоре появился особый вид плачей: плач-воспоминание о покинутой родине.
Современные вепсы Вологодской области, это те, кто все-таки остался на родине. Сейчас они проживают в двух поселениях: Вепсском национальном и Пяжозерском. Из-за отдаленности только здесь, и без особого пафоса можно утверждать, единственном месте в мире − еще сохранился живой вепсский язык, на котором говорят в семьях. Его можно считать заповедником вепсской культуры и языка. Здесь жила известная сказительница Калинина Александра Леонтьевна, записи фольклора и языкового материала от которой составляют значительную часть культурного наследия вепсов.
В период перестройки 19 октября 1989 г. решением исполкома Вологодской области в Бабаевском районе был создан на основании голосования жителей Куйского сельсовета (из 545 человек вепсы составляли 60%) — Куйский национальный вепсский сельский совет. В Куе уже давно в начальной школе преподается вепсский язык, в 2004 г. был открыт музей вепсской культуры. Периодически в области проводятся праздники вепсской культуры.
В 2006 г. а вепсы получили статус народов Севера. Власти Вологодской области провели в Вологде научно-практическую конференцию «Вепсы: история, культура, современность», по итогам ее работы издан сборник докладов.
В 2009 г. в области началось укрупнение сельсоветов и три сельсовета, в том числе и Куйский, объединились в одно – Вепсское национальное с центром в с. Тимошино. Тимошинская школа сразу включила в свою работу этнокультурное направление с языком и культурой вепсов. Вологодские вепсы являлись участниками многих совместных крупных мероприятий, которые проводятся Обществом вепсской культуры в Карелии и Ленобласти. В 2009 году по гранту Президента России во всех регионах проживания вепсов прошли летние этнокультурные лагеря, в 2012 г. в рамках «Года вепсской культуры -2012» в Вологде состоялась конференция вепсских писателей. На региональном интернет-портале «Культура в Вологодской области» появился информационный проект «Культура вепсов» . Там много интересной информации о вепсах.
По неясной для нас причине в прошлом году отношение вологодских властей к вепсам резко изменилось. Видимо, у них появился новый куратор. Началась оптимизация. На территории бывшего Куйского вепсского национального сельсовета закрылись все учреждения культуры, в том числе и единственный в области музей. Теперь о нем можно посмотреть и почитать только в Интернете. Появились предложения и о реорганизации единственной средней школы в Вепсском национальном поселении в восьмилетнюю. На состоявшемся 26 мая 2014 г. в г. Петрозаводске Консультативном совете Северо-Западного федерального округа по вопросам коренных народов, который проводился под руководством заместителя Полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Л.П. Совершаевой, Г. Смирнов представитель от вепсов Вологодской области, говорил, что жители поселения не согласны с таким решением властей. Возить детей придется очень далеко, дороги плохие, транспорт старый, есть и естественная боязнь родителей отпускать подростков в город: все это понятно. Подготовка детей в школе хорошая, все поступают на бюджетные места. Тем более, закон об образовании предусматривает принятие таких решений только по итогам схода. В противном случае, семьям с детьми-старшеклассниками придется выехать из села. Руководитель сельхозпредприятия, где работает основное население, заинтересован в сохранении школы и готов оказать финансовую помощь. Но после состоявшихся осенью 2014 г. выборов губернатора, никакие доводы местного населения власти не принимают во внимание. Консультативный совет Северо-Западного федерального округа по вопросам коренных народов, в который местные жители неоднократно обращались, тоже не смог им помочь. Таким образом, и получилось, что люди вышли на пикет, а сейчас собираются судиться с властями за право учить своих детей на своей земле, а детям жить с родителями.