Майдан и майданщики: перспективы регионализма на Украине и в России

XB64sqqld6EИспользуя наивных простофиль, политические лохотронщики ведут Украину к хаосу и возможному распаду. Но это не отменяет будущее украинского федерализма 

Лукавое словцо                 

Шнырит урка в ширме у майданщика,
Бродит фраер в тишине ночной…

Песня неизвестного автора, приписываемая Владимиру Высоцкому

В разных языках одинаково звучащие слова могут иметь совершенно разные значения. Порой доходит до анекдотического абсурда. В ненецком языке местоимение «ты» звучит… «пыдор». Представьте себе, что ненец-оленевод в тундре окликнет русского: «Эй, пыдор!» Может возникнуть межнациональный бытовой конфликт на почве взаимного непонимания… В китайском языке местные мусульмане и вовсе обозначаются словом, которое в Китае пишется одним иероглифом, а в России – тремя буквами и обычно красуется на заборе. Представляю, как немногочисленные китайские мусульмане, проживающие в приграничных регионах России, вгоняли в краску переписчиц, вынужденных вносить три буквы в переписные листы. В Англии фамилия русского моряка Фокин вызывала хохот полисменов.

Бывает и так, что одно и то же слово, имеющее одинаковую этимологию, в разных языках приобретает различное значение. Например, в русском языке «хохма» — шутка, розыгрыш, прикол, а на иврите оно означает «мудрость», часто выраженную в юмористической форме, как это свойственно еврейской культуре. У татар и башкир «сабантуй» — летний праздник плуга, а в русском языке то же слово означает заурядную попойку, никак не связанную ни с плугом, ни с календарным циклом.

Так же и слово «майдан». В украинском языке и южнорусских диалектах это – площадь, как правило – торговая. На жаргоне российских воров «майданщик» — человек, который облапошивает на майдане простофиль, втягивая их в азартные игры. Майданщик же – содержатель воровского притона. Таким образом, в новом контексте, «майдан» — это уже не только рыночная площадь, но и притон для азартных игр.

Неудивительно, что для миллионов граждан России слово «майдан» ассоциируется отнюдь не с украинской политической борьбой, а с деяниями сугубо уголовными. И дело тут не в пресловутой «украинофобии» (ее нет, и никогда не было), и не в «кремлевской пропаганде» (на всевозможную пропаганду у русского человека аллергия выработалась еще в советское время). Может быть, дело все-таки в подсознательном отторжении всякого псевдо-революционерства, маскирующего под красными или белыми лентами, оранжевыми или черно-червонными стягами банальное желание наполнить карманы?

О том, что последнее ярко проявилось в последних киевских событиях, свидетельствует президент фонда «Русский предприниматель» Сергей Писарев в материале «Речь Посполитая вновь грабит Киев» на сайте ИА «Регионы России» (http://www.gosrf.ru/news/12461/):

«Интересный факт: толпу митингующих в Киеве возглавляют 52-й Председатель Совета Министров Польши Ярослав Качиньский, депутат литовского сейма Лорета Граужинене и проживающий в Германии Виталий Кличко. Все мы помним, что Польша и Литва ранее были в союзе – Речи Посполитой. Сейчас мы наблюдаем исторический фарс, как их наследники и союзники организовали в центре Киева грабеж, воровство и мародерство.

Многие митингующие – это молодые люди, которые выходят на улицы за деньги. Проще говоря, наемники. И они попросту грабят помещения, здания, ценности – всё то добро, которое принадлежит украинцам.

История повторяется в современности, прикрывшись фиговым листком демократии. У наследников Речи Посполитой сотни лет чешутся руки. Сегодня они не упустят возможности реализовать свою давнюю мечту – пограбить Киев, направив туда наемников. И Генеральная прокуратура Украины, и государственные силовые органы должны смотреть на этих сторонников евроинтеграции только таким образом.

Возможно, есть смысл обратить внимание Генеральной прокуратуры на организаторов грабежей и мародерства в столице Украины: Ярослава Качиньского, Лорету Граужинене и Виталия Кличко. Следует поинтересоваться у них: участвовали ли они в воровстве наравне с теми, кто шел под их руководством? Не осталось ли у них в карманах чужого имущества, столового серебра или еще каких-нибудь пропавших ценных предметов?»

Возможно, автор несколько преувеличил масштабы грабежа. Едва ли пан Качиньский лично грабастал украинское казенное имущество. Однако он был среди тех, кто подстрекал толпу к беспорядкам. Криминальная составляющая политических беспорядков в столице Украины зафиксирована и документирована. Неслучайно Президент России Владимир Путин назвал происходящее «погромом». А мы помним, что в прежние времена под националистическими лозунгами погрома всегда скрывалась сугубо уголовная, грабительская составляющая. Громя лавку ювелира Янкеля, погромщики суетливо набивали карманы. Потом награбленное обыкновенно пропивалось, проигрывалось в картишки, как это обычно и бывает с чужим добром. И очередная «оранжевая» революция под романтичным флером «борьбы с тиранией», за фигурами сисястых дивчин, изображающих «Свободу на баррикадах», скрывает все то же желание пограбить вволю. Для рядовых участников – набить карманы казенным добром, для лидеров протеста – заняться после победы переделом собственности. Проще говоря, отобрать у донецких и отдать львовским.

 

Хочешь быть регионалом – будь им 

Галицийские националисты, якобы несущие освобождение народу Украины от пресловутой «руки Москвы», на деле выступают врагами национальной свободы, неразрывно связанной с низовой демократией и регионализмом. В случае их победы мы получим малую империю, аналогичную Молдове или Грузии, где этнические и региональные интересы будут приноситься в жертву региональному великодержавию. Необандеровцы – принципиальные враги федерализма. В бытность президентом Виктора Ющенко в стране пачками стряпались уголовные дела по обвинению в сепаратизме тех, кто посмел заикнуться о преобразовании Украины в федерацию земель. Но и при президенте Викторе Януковиче, лидере Партии регионов, СБУ продолжала преследование украинских федералистов. А ведь для укрепления своей власти лидеру страны следовало бы опереться на регионализм и провести, наконец, необходимую административно-территориальную реформу. Теперь же речь идет уже не об укреплении, а о самосохранении действующей власти. Как говаривал Козьма Прутков: «Хочешь быть счастливым – будь им». Хочешь назваться лидером регионалов – действуй соответствующим образом. Назвался груздем – полезай в кузов.

Задача опоры на регионы в противостоянии с антироссийской частью столичной элиты стоит и перед Владимиром Путиным. Увы, пока что попытка опереться на провинцию ограничивается митингом рабочих «Уралвагонзавода», заставляющим вспомнить сатирическую песню Александра Галича про «заутреню в защиту мира». Зато все чаще говорится о некоем «региональном сепаратизме» и необходимости борьбы с ним. Так пятая колонна в структурах власти пытается столкнуть Кремль с регионами.

Региональная идентичность украинских земель существовала испокон веку, она культивировалась и при Советской власти: песенные образы одессита Мишки и парня-шахтера, вышедшего в степь донецкую, областная литература, региональные бренды – все это придумано не сегодня и вовсе не свидетельство козней «клятых москалей», якобы стремящихся разрушить единство нации. Без коммунистов с их тотальной идеологизацией и жестким управленческим централизмом региональная идентичность формировалась бы, наверное, еще более активно.

Как это ни парадоксально звучит, но региональная идентичность поддерживалась и в РСФСР. Вспомним культ казачества, процветавший все послевоенные десятилетия. В начале перестройки, когда  служил в Краснодаре, буквально на каждом шагу видел казачьи бренды: знаменитый кубанский хор, ресторан «Курень», многочисленные сувениры… Так что возрождение казачества в начале девяностых было отнюдь не воскресением из пепла. Разумеется, советский казачий брендинг был идеологизирован: на щит поднималось красное казачество, белое шельмовалось.

На Урале возникла целая региональная мифология: от сказок обласканного Советской властью Павла Бажова до знаменитой федоровской саги о семье Демидовых «Каменный пояс». К тому же регион был, пожалуй, самым пролетаристым в РСФСР, если не в Союзе – в таком качестве и позиционировался. Развивался и культурный регионализм: Палех, Хохлома. Гжель, вологодские и михайловские кружева, каргопольская и дымковская игрушка и т.д. Конечно, были и свои минусы. Так, поддерживая региональное, власть Советов не очень-то поощряла общерусское и российское. «Поменьше пишите слово «русский», почаще «советский», — давал руководящие указания архангельским литераторам столичный чиновник. РСФСР не имел собственной столицы, своей Академии Наук и даже республиканской Компартии.  Неслучайно 12 июня 1990 года в Верховном Совете демократы и коммунисты дружно проголосовали за Декларацию о государственном суверенитете. В память об акте, ставшем юридической основой распада СССР, поныне празднуется День России.

Небезынтересно отметить, что в СССР слово «провинция» применительно к регионам Союза считалось неполиткорректным. Цензура вычеркивала слово, заменяя на нейтральную «периферию»: «В СССР нет глухих провинций, они были при царском режиме».

Сегодня последователи Сергея Кургиняна, которым на каждом шагу мерещится «сепаратизм» как Шарикову контрреволюция, закатывают истерики пор поводу региональной идентичности. Что ж, в таком случае им пришлось бы сдать в спецхран советские романы-«опупеи» и телесериалы на сибирскую тему, предать огню романы Константина Бадигина и Евгения Богданова о поморах, а заодно сказки Бориса Шергина и Степана Писахова.

Между прочим, именно потребность в местных брендах позволила воссоздать и сохранить музей Сталина в Сольвычегодске. В противном случае, в девяностых, на волне всеобщей десталинизации, дом Сталина снесли бы, а на его месте наверняка выстроили бы очередной кабак. Сегодня же место ссылки будущего вождя служит для старинного города таким же брендом, как Строгановские соборы или фестиваль Козьмы Пруткова.

 

Махно против Петлюры

Что верно для России, справедливо и для Украины. Поэтому-то предлагаемая националистами «украинизация» Одессы такая же чушь собачья, как и «русификация» Архангельска с его самобытной поморской культурой, немецкой и татарской слободами. В Одессе никогда не было бандеровцев… ну разве только бандерша тетя Соня, у которой в бардаке таки был порядок.

Так же чуждо и противоестественно, «как в бане лыжи» воспринимались в дореволюционном Архангельске черносотенцы и германофобы.

Попытка перекроить Украину по галицийским лекалам ни к чему, кроме новой гражданской смуты не приведет. Сам западноукраинский национализм был создан искусственно накануне Первой мировой войны. Россия и Австро-Венгрия соперничали в борьбе за гегемонию в славянском мире. Орудием российской власти и ее спецслужб стал панславизм, орудием австрийской власти и спецслужбы – украинский национализм. В итоге неправыми оказались обе стороны. Распад Австро-Венгрии разжег тлеющие конфликты: румыно-венгерский, сербо-хорватский, польско-украинский. А ведь надо было стремиться не к развалу дунайской империи, а к преобразованию ее в Австро-Венгро-Славянскую федерацию. Точно так же подрывная работа австрийцев повлекла гибель тысяч русинов в Талергофе и других

Концлагерях (куда их депортировали по доносу националистов-«мазепинцев»), петлюровскому беспределу в Гражданскую (блестяще описанному его очевидцем Михаилом Булгаковым) и бандеровщине в годы Великой Отечественной. Оттуда же растут ноги и нынешнего национализма.

Насильственно «огаличивание» Украины способно многократно активизировать сепаратистские настроения на Юго-Востоке, возрождение Донецко-Криворожской и других самостийных республик, реанимацию махновского Гуляй-Поля – только вместо тачанок по степям двинутся уже танки и БТРы. В конце концов, традиции Запорожской Сечи с ее козацкой вольницей в украинском национальном самосознании глубже и прочнее, нежели западенские идем державности. Не забудем, что с Украиной связана жизнь и деятельность одного из основоположников русского и украинского федерализма Николая Костомарова.

Федерализация Украины пойдет на пользу и ее западным областям. Если бы тамошние ультра-патриоты защищали интересы Львовской или Ивано-Франковской области от централистской политики Киева, их борьбе можно было бы вполне искренне сочувствовать. Однако националисты хотят сами усесться в Киеве и рулить. Как в том советском анекдоте: «Большевики хотят, чтоб не было богатых, а народники хотели, чтоб не было бедных»; Юго-Восток хочет, чтобы регионы были свободны и самобытны, а Запад (внешний и внутренний) хочет причесать их под одну гребенку.

Можно было бы поддержать западенцев и в том случае, если бы они отстаивали права и интересы субэтнических групп украинского народа: гуцулов, бойков, лемков и т.д. Но они-то за единую и неделимую украинскую нацию, без всяких там региональных и этнических самобытностей (опять же, как не вспомнить тут нашу «Суть времени»).

Российские (наверное, как и украинские) регионалисты не против западенской региональной идентичности. Только вот истоки ее надо возводить надо не к УПА, а к Ярославу Осмомыслу, при котором расцвела и возвысилась Галицко-Волынская Русь в семье славянских княжеств.

 

А поля нет, где кончился майдан…

Говоря о киевском майдане, как тут не вспомнить прекрасную песню:

Переведи меня через майдан.

Он битвами, слезами, смехом дышит.

Порой меня и сам себя не слышит.

И вправду, не слышит ни предостерегающих голосов извне, ни внутреннего голоса простого здравого смысла. Однажды дни сомнительной славы завершатся и наступят дни ничтожности. Победа «майданщиков» станет для рядовых участников шумных протестных акций не меньшим поражением, чем сохранение власти в руках Януковича. И куда большим разочарованием.

Студенты скоро очнутся у разбитого корыта. Те, кто вел их, как слепого кобзаря, через бунтарский майдан, давно при власти и при деньгах. А те, кто бунтовал против Януковича, давно потратили на пиво розданные им на майдане деньги, спустили похищенные при штурме правительственных зданий дорогие безделушки. В стране глубокий кризис, цены и тарифы растут, зарплаты и пенсии заморожены (требование Евросоюза), а по улицам шествуют гей-парады (куда же без них в ЕС!), в квартиры украинских семей ломится ювенальная юстиция, противостояние Запада и  Центра с Юго-Востоком перерастает в горячую фазу. На киевском майдане ОМОН так же лупит протестующих, как он делал это при Януковиче. Майданщики ловко развели лохов.

Переведи…Майдана океан, качнулся, взял и вел его в тумане,

Когда упал он мертвым на майдане.

А поля не было, где кончился майдан. 

Пока не поздно, рядовым участникам майдана следовало бы спеть политическим мошенникам-майданщикам совсем другую песню:

Я дать совет хочу всем уркаганам,
Всем закенным фраерам блатным:
Кончай урканить, и бегать по майданам,
А не то тебе бля падло, бля придется нюхать дым! 

Думаю, смысл процитированного переводится с фени на мову без труда.

Анатолий Беднов

tBKJkYXuYCk

Вам также может понравиться

2 Комментариев

  1. 1

    В этой статье написана неправда. На Майдан в Киеве люди идут по велению души. И разделяют то, что есть у каждого, с другими. Платят за выходы на митинги только тем, кто якобы выходит на улицу в поддержку власти. И то…. людей заставляют туда идти под предлогом иногда не дополнительной оплаты, а хотя бы получения уже заработанной заработной платы!!!!
    Так что, пожалуйста, пишите правду!

  2. 2

    Согласен, что есть идеалисты-националисты, которые идут не за деньги. Вот только результат от деятельности и идейных—бескорыстных, и проплаченных одинаков — разруха, хаос и разочарование в революции.

Добавить комментарий для Помор Отменить ответ

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>