Маньчжуры

Маньчжуры проживают во всех регионах Китая, особенно много их в провинции Ляонин.
Маньчжурский язык относится к маньчжурской языковой ветви тунгусо-маньчжурской языковой группы алтайской языковой семьи. Есть два диалекта маньчжурского языка: южный и северный. Вследствие многовековой жизни и тесного общения с ханьцами, маньчжуры преимущественно говорят на китайском языке. Лишь малая часть маньчжур, живущих в отдаленных деревнях, и пожилые умеют говорить на маньчжурском языке. Маньчжурская письменность создана в конце XVI в. на основе монгольского алфавита. Сегодня маньчжуры используют китайскую письменность.
В прошлом у маньчжуров был распространен шаманизм, который в нынешнее время среди них не распространен.

Маньчжуры – национальность с древней историей. Они ведут свое происхождение от появившихся свыше 2000 лет назад сушэней, от которых пошли мохэ, илоу, уцзи и другие племена. Предки маньчжуров населяли обширные территории среднего и нижнего течения реки Хэйлунцзян (Амур) к северу от горы Чанбайшань и бассейна реки Уссури. Прямые предки маньчжур – мохэ – впоследствии образовали племя чжурчжэней и в XII в. основали династию Цзинь. В 1583 г. Нурхаци объединил все племена чжурчжэней, учредил восьмизнаменную военную систему, создал маньчжурскую письменность и в 1635 г. присвоил народности имя “Маньчжоу”. Восьмизнаменная структура имела три функции: политическую, военную и производительную и представляла собой системообразующую конструкцию маньчжурского общества. Вступивший на престол в 1636 г. Хуантайцзи переменил название правящей в Маньчжурии династии на “Цин”.

В 1644 году маньчжуры захватили Пекин и вскоре присоединили весь Китай к своей империи Цин (названной так по правящей маньчжурской династии). Основоположник новой династии, Нурхаци, объединил разрозненные племена, родственные чжурчжэням под новым названием, впоследствии связываемым с именем бодхисаттвы Манджушри.

В империи Цин маньчжуры занимали привилегированное положение, образуя костяк армии и структуры государственного управления. Этнические китайцы стали занимать высокие должности в империи только со второй половины XIX века. Будучи привилегированной группой, составлявшей большую часть войск империи, маньчжуры широко расселились по территории Китая, образуя национальные кварталы в крупных городах. При падении империи Цин в 1911 году во многих из них произошли антиманьчжурские погромы со множеством человеческих жертв. После Синьхайской революции 1911 г. национальность получила нынешнее название.

В годы Второй мировой войны японцы построили в Северо-восточном Китае маньчжурское государство Маньчжоу-го во главе со свергнутым в 1911 году ещё ребёнком маньчжурским императором Пу И. В КНР Маньчжурия была разделена на провинции Ляонин, Хэбэй, Хэйлунцзян и Цзилинь. Часть территории Маньчжурии была включена в состав Внутренней Монголии.

 

В 1988 г. в провинции Цзилинь, уезде Яньбянь, Китай, были организовали съёмки документального фильма на тему «Маньчжурские жертвоприношения на огне».

Во время жертвоприношения шаманка призывает к жертвеннику трёх женских духов: Священную Орлицу (Матушка Орлица), богиню Восточного моря (Матушка Дэликэ) и Похитительницу огня Тоялаха.

Днём шаманка, обходя вокруг могучей древней ивы или вяза с пышной листвой, делает приготовления и приносит в жертву оленя или свинью. Вечером шаманка зажигает огромный костёр перед священным деревом и масляные фонари перед алтарём с глиняными и костяными фигурками божеств — фонарь в виде звериной головы, фонарь в виде лягушки, орла, рыбы и прочие. Народ зажигает «толо» («факелы» по-маньчжурски). В этом море танцующих и мерцающих огней шаманка на маньчжурском языке произносит «Молитву о призвании огня» и исполняет танец Священной Орлицы с расправленными крыльями. Под звуки бубна и колокольчиков на поясе Священная Орлица соединяется с телом шаманки. Танцуя, шаманка поёт гимн, в котором воспевается одно из космогонических преданий:

 

«До начала начал
Земля была покрыта водой, небеса были покрыты водой,
Повсюду словно одно огромное море,
Волны переливались словно «толи» («медное зеркало» по-маньчжурски).
В этих тягостных условиях
Трудно было жить чему-либо живому.
В суровой борьбе за выживание почти все люди были истреблены,
Они скитались, не имея места, где могли бы приютиться.
Издалека приплыла Священная Морская Львица (тюлень),
Её послал на помощь небесный шаман.
Она посадила на спину мужчину и женщину.
Люди добрались до острова и там, в пещере, родили потомство,
Так продолжился человеческий род.
Небесная владычица послала Священную Орлицу,
И та в клюве унесла человеческую дочь,
Вырастила её, и та стала первой женщиной-шаманом
И святой прародительницей человечества.
Когда Священная Орлица улетала,
Священная Ежиха укрывала девочку,
Чтобы та не стала жертвой гадов и хищников».

Священная Орлица – небесное божество, покровительница шаманок, её приход вызывает ликование у всего народа. На алтарь с почтением ставится идол Священной Орлицы, её громадные груди подчёркивают физиологическую особенность божественной кормилицы. На алтаре также находится статуя Священной Морской Львицы, спасшей человеческий род во время потопа.

Второе божество, призываемое шаманкой, — богиня Восточного Моря (Матушка Дэликэ, её ещё называют Матушка Дэлигейаолинь). Она выглядит как женщина с рыбьей головой и высокой грудью. Богиня Восточного моря изображена на лицевой стороне овального шаманского бубна. Шаманка, призывающая это божество, должна обладать самой высокой профессиональной квалификацией. Под звуки бубна шаманка сначала совершает поклоны на восток, где обитает богиня.
После соединения этого духа с телом шаманки, шаманка, брызгая изо рта чистой водой, танцует с разноцветными (семицветными) лентами в руке в окружении собравшихся у костра людей. Этот танец повторяет движения рыбы – она то плывёт, то выпрыгивает из воды. Необыкновенно красивое зрелище. Пёстрые ленты касаются зрителей, разбрызгиваемая шаманом вода орошает их, у всех на лице радостное выражение, поскольку цветные ленты и вода являются символами богини Восточного моря. Сокровенную суть этого верования можно постичь, если вслушаться в слова священного гимна.

Предание гласит:

Когда начался потоп, всё живое поглотила вода, и только одного мужчину и одну женщину спасла Морская Львица, так продолжился человеческий род. Из тех же, кого поглотил потоп, одна часть превратилась в животных, подобных рыбам, и они стали жить вместе с рыбами.

Впоследствии богиня Неба Абука Хэхэ (Блистающая Абука) погрузила солнце в океан, температура воды поднялась, и рыбоподобные люди частично восстановили свой человеческий облик, но так никогда и не стали снова людьми. Они превратились в божества Дэликэ с человеческим телом и рыбьей головой.

Дэликэ – это женские духи, которые приносят людям свет и счастье, поскольку изначально сами они были людьми, пережили несчастья и потому сохранили сострадание к людям. При покровительстве дэликэ человеческое потомство растёт сильным и крепким, как резвящиеся оленята.

Поэтому во время танца богини семицветные ленты прикасаются к головам и плечам людей, символизируя семицветный огонь солнца, ниспосланного богиней Неба людям, а разбрызгиваемая шаманкой вода символизирует священные воды Восточного Моря, в котором зародилась жизнь. Свет и вода – вечные символы неиссякаемой жизненной силы, которая так необходима человечеству в преодолении суровых тягот.

Шаманский бубен в предании о сотворении мира

Картина, изображённая в предании маньчжурского рода Гуа-эр-цзя Хала, содержит ранние представления северных народов о происхождении шаманов. Богиня Неба Абука Хэхэ (Блистающая Абука) стёрла глину со своего тела и сотворила Хэхэ Маньни (Блистающую Маньни). Хэхэ Маньни выбрала кусок синего неба и сделала бубен, взяла высокую гору и сделала колотушку для бубна, при ударе неба и горы зародился звук бубна, сотрясший всё кругом, под этот звук родились люди и всё сущее во вселенной.

Описываемая в этом отрывке Хэхэ Маньни является образом шаманки (бубен – неотъемлемый атрибут и символ шамана), она сотворена из глины, покрывавшей тело богини Неба Абуки, она является потомком небожителей и прародительницей человечества. Под звуки бубна она сотворила жизнь во вселенной и является, в действительности, божественной создательницей. Описываемый в приведённом отрывке звук бубна – это звук удара горы о небо. Вероятно, в этом содержится скрытое указание на древний культ размножения, согласно которому от совокупления неба с землёй родилось всё живое.

Аналогичные религиозные воззрения отражены в шаманской поэме «Матушка Вабусибэнь», одно из преданий которой гласит: «При зарождении вселенной, богиня Абука победила демона Елули и послала сопровождавшую её дочь с орлиной головой Водуньлэ в качестве первой шаманки среди людей. Та взяла кусок небосвода над первозданным хаосом и сделала из него священный бубен, а из демона Елули сделала колотушку для бубна. Матушка Водуньлэ взяла колотушку и ударила в бубен в первый раз, так появилось синее небо; ударила во второй раз, и появилась жёлтая земля; ударила в третий раз, и появилась белая вода; ударила в четвёртый раз, и появился красный свет солнца; ударила в пятый раз, и постепенно появились тысячи живых существ и люди».

Шаманка Водуньлэ состоит в свите небожителей, служит в небесном дворце и является великой создательницей. Почему же её образ – это человеческое тело с орлиной головой? В повествовании говорится:

«В тот момент, когда небеса впервые разверзлись, земля была словно ледяная глыба. Блистающая Абука повелела Орлице прилететь с солнца. Та расправила крылья, вобрав в них свет и огонь, а затем полетела в мир. С тех пор снега и льды на земле стали таять, у людей и прочих тварей появилась пища, питьё и возможность размножаться. Однако орлица слишком устала летать и уснула, огонь посыпался с её оперения — леса, горы, всё загорелось и полыхало всю ночь. Проснувшись, Орлица поспешила потушить пожар, в своих огромных когтях она носила землю, накрывая ею огонь, но огонь так полыхал, что спалил её крылья, и она погибла, упав в море, а её дух превратился в шаманку».

В этом героическом эпосе Орлица спасает человечество и всё живое, геройски погибая, дух её обращается в шаманку. Из этого отрывка можно заключить, насколько значима личность шаманки.
В маньчжурском шаманском эпосе Канайлиши повествуется: «Белая Утка – это превращённая девушка. В глубокой древности, когда на всей земле бушевали огромные волны, одна шаманка помогала людям — ловила для них рыбу и кормила. Она могла дышать под водой и глубоко ныряла, однажды она по ошибке приняла камень за рыбу, ударилась и погибла, а после смерти обратилась в дух птицы с белым оперением. Это героическое женское божество, пожертвовавшее своей жизнью ради спасения людей».

Манчжуры входят в группу тунгусско-манчжурских народов. Их родстенниками являются эвенки и нанайцы.

Сергей Кузнецов

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>