На исходе лета в Библиотеке цивилизаций им. Марка Блока состоялся вечер текстов и музыки. Тексты и музыка были предоставлены творческим объединением «Без названия, запятых и точек». У этой поэтической группировки нет ни офиса, ни вывески, ни устава, ни правил. У них даже собственного письменного стола нет. Зато есть гигантская сцена – город Кишинев (в существовании которого в последние годы многие сомневаются – да город ли это?). Еще есть благодарная публика (вечер в библиотеке собрал более 100 зрителей), собственная страница в Фейсбуке и колоссальный заряд творческой энергии.
Марк Ткачук, основатель Библиотеки цивилизаций им. Марка Блока, прокомментировал творческий вечер объединения «Без названия, запятых и точек».
Марк Евгеньевич, «Вечер текстов и музыки без названия, запятых и точек» был необычным. Как правило, большинство слушателей лекций в Библиотеке цивилизаций знакомы друг с другом. На этот раз это была массовая молодежная аудитория. Что это было?
С точки зрения урбанистики это был реальный феномен «захвата публичного пространства», о котором так много говорят исследователи. В Кишиневе он зарегистрирован впервые, и я горд, что произошло это здесь, в стенах нашей библиотеки. Из множества молодых людей, которые пришли, многие друг друга впервые видели. И объединил этих людей эффект поэтической речи, не привязанной к старой традиции, а создающий традицию заново.
В урбанистике публичное пространство – это не пространство, которое предоставляется. Это пространство, которое захватывается людьми. И здесь это произошло, когда люди прямо на месте создали публичное явление, когда количество переросло в качество.
Множество неправительственных организаций получают гранты, чтобы проповедовать эту хипстерскую идеологию «захвата пространства», пытаются что-то делать, раскрашивают стены, создают сайты и «креативные сценарии». Но все это, к сожалению, остается имитацией. А здесь было место действия. Люди пришли в семь часов вечера, и с трудом разошлись в одиннадцать.
Оказалось, что Кишинев – это город двадцатилетних поэтов. Это город диогенов, которые дышат воздухом из бочек и перерабатывают всю информацию заново без всякой связи с предыдущей культурной традицией. Прежняя культурная поэтическая традиция существует в виде инерции. А эти возникли сами.
Человек, которому 20 лет, вдруг оценивает реальность в таких изначальных категориях, которой является поэзия. Ведь гражданский мессидж так и развивается, сначала от поэзии к философии, и затем только к социальным теориям.
Я так понимаю, что если в таком ключе представлять пространство, то это может приобрести совершенно другое звучание.