Матвиенко и Пустота

Вчера, 24 июня, президент Дмитрий Медведев поддержал предложение ряда губернаторов о выдвижении Валентины Матвиенко в спикеры Совета Федерации России, таким образом продолжая череду понижений Валентины Ивановны, начавшуюся с 2003 года. Тогда нынешний губернатор Санкт-Петербурга с поста заместителя председателя Правительства Российской Федерации была «почетно» сослана полпредом в Северо-западный федеральный округ, а потом и вовсе назначена главой одного из северо-западных субъектов.

Хотя многие расценивают пост спикера Совфеда как возвращение Валентины Ивановны в большую политику, а само место называют «вторым» и «третьим» в государстве, как это делает Кудрин, фактически это дальнейшее понижение. Руководить органом, у которого есть проблемы легитимности, а в активном багаже всего несколько собственных инициатив и нескончаемая череда «одобрямса» всех инициатив правительства и президента, по сравнению с губернаторством выглядит унылой перспективой. Аппаратных возможностей на этом посту тоже немного. Во всяком случае, Миронов сделал свою партию не с опорой на Совфед, а председательство не спасло его и партию от надвигающегося провала.

Что же остается от Матвиенко в Петербурге? Демократии точно станет больше. Несмотря на то, что город принял ее как губернатора где-то к 2006-2007 году в связи с ее объективными успехами, сама она не избавилась от комплекса «неместной». Отчетливо это проявлялось в организационных решениях губернатора.

Отличительной чертой губернаторства Валентины Матвиенко всегда была закупорка общественных инициатив. Возможно, это было связано с тем, что любые общественно-политические объединения и формы общественного контроля использовались «местными» многочисленными депутатами и чиновниками в кадровых и ресурсных целях против малочисленных абсолютно прогубернаторских, а возможно это просто такой стиль Валентины Ивановны, неспособной организовать взаимодействие с горожанами и общественностью вообще.

Среди таких закупорок можно назвать несколько фактов. Во-первых, практически все общественные советы при всех органах власти превратились в прикормленные посиделки чиновьих детей, любовниц и секретарш. Все более-менее независимые попытки создать общественный совет из действительно общественности всегда пресекались.

Другая отдельная тема – молодежная политика. Несмотря на то, что функциональность молодежных «правительств» и «парламентов» является постоянной шуткой практически на всех этажах властной башни, в абсолютном большинстве регионов они есть, так как считается, что из этих структур интересующиеся подростки могут вынести хоть какой-то управленческий опыт. В Петербурге нет даже этих фейк-структур, так как молодежное «правительство» (строящееся под лично Дмитрия Грызлова) было признано несоответствующим уставу города. Пока во всех европейских городах функции молодежных структур вписываются в уставы городов, чтобы обеспечить хоть толику реальных полномочий, в «самом европейском» из российских городов молодежные структуры были умышленно развалены.

В городе есть Общественная палата, которую губернатор тоже посчитала неуставной. Она работает, но в ней кризис легитимности.

Поскольку губернатор со своим аппаратом не хотят слышать голос горожан, то этот же стиль начинают примерять на себе и другие структуры. Это на сегодняшний день привело к тому, что гуманитарные проекты реализовать в городе практически невозможно: городские власти их не поддерживают, а все остальные фабрики политики – партийные и непартийные – просто торгуют связями с бизнесменами, таким образом, получая ренту с коммерческих проектов. А гуманитарные проекты, на которые выделяются огромные деньги, и за которыми нет широкого общественного контроля, прекращаются в такие уродливые городские программы как горпрограмма «Толерантность», «Ипотека» и «Улучшение жилищных условий».

Валентина Ивановна обмолвилась о трех преемниках, которые должны занять ее пост. Так что остается надеяться, что борьба за губернаторское кресло закончится разумной и беспощадной петербургского регионализма. Противостояние «местных» и «московских» – это не придуманная проблема. Это осмысление политической проблемы «назначений», при которых демократическое участие осложняется в пользу сил, высказывающихся за безоговорочную поддержку губернатора.

Санкт-Петербург – город с глубокими демократическими традициями. Это региональная черта всего северноморско-балтийского региона, в контексте которого возник этот город. Страны и свободные города Балтии сами решали свои проблемы, потому что лучше знали, что им нужно. В балтийских водах по этой причине никогда не было пиратства, здесь формировалась и развивалась беспрецедентная торговая ганзейская сеть, немыслимая без автономного городского управления, собственных законов и невозможная при столичном контроле. Как только столицы государств региона начинали протягивать руки к трансрегиональным торговым, культурным и интеграционалистским проектам, это сразу делало города «выколотыми точками», Пустотой свободного равноправного сотрудничества.

До тех пор, пока местное городское сообщество не может управлять своей собственной землей, к Петербургу всегда будут относиться с подозрением сообщества Баренц-балтийских стран, а многие формы межрегионального и межмуниципального сотрудничества будут для нас закрыты.

Виталий Трофимов-Трофимов

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>