В последние годы вопросы исторического познания в России, принципов мемориальной политики, находятся в числе приоритетных и актуальных задач в текущей повестке страны. Это обусловлено как внутренними процессами общественной консолидации на основе гражданского патриотизма, так и внешними попытками пересмотра истории на постсоветском пространстве и в мире в целом.
Печальным и поучительным примером в этом смысле можно считать современную Украину, которая являясь частью евразийской цивилизации и единого культурно-исторического процесса, связанного с Россией и Восточной Европой, решила исключить себя из общего исторического контекста и написать свою историю с позиций ультранационализма, а также мифологем, ориентированных на западноевропейские ценности.
В этой связи интересным представляется положительный опыт Республики Башкортостан, в которой региональные власти уже давно и последовательно реализуют стратегию по гражданско-патриотическому воспитанию населения в рамках государственной национальной политики, с опорой на местные исторические нарративы.
Так, большим событием для жителей республики, ее культурной и национальной общественности, стало открытие 11 октября в Уфе памятника Герою России, легендарному генералу 112-ой Башкирской кавалерийской дивизии Минигали Шаймуратову.
На церемонии открытия присутствовали Глава Башкортостана Радий Хабиров, врио Главы Донецкой Народной Республики Денис Пушилин, помощник президента Российской Федерации Владимир Мединский, генеральный инспектор Министерства обороны РФ Валерий Баранов и др.
Как отметил выступая Глава ДНР Д. Пушилин: «Генерал Шаймуратов погиб, освобождая Донбасс, но Башкирская кавалерийская дивизия пошла дальше и дошла до Берлина. И сегодня жители Донбасса и Башкортостана вновь плечом к плечу защищают нашу большую Родину – Россию».
На памятнике М. Шаймуратов представлен в момент кавалерийской атаки, но посвящен ансамбль всем воинам-защитникам Родины: от «северных амуров» и героев 112-й кавдивизии до воинов-интернационалистов и сегодняшних защитников суверенитета страны.
Необходимо отметить, что идея памятника хорошо продумана и наполнена глубокими историческими символами и смыслами. К примеру, один из рельефов композиции носит название «Душа башкирского народа и его история в эпосе и легендах», второй – «Боевой дух 112-й Башкирской кавалерийской дивизии». Кроме того, на мемориальных башнях размещены списки бойцов Башкавдивизии – 78 Героев Советского Союза и 5 полных кавалеров ордена Славы. На фасаде расположен геральдический щит, увенчанный Звездой Героя России.
Фактически новый памятник в столице Башкирии уже можно поставить в один ряд с крупнейшими символами Победы: Ржевским мемориалом и мемориальным комплексом «Саур-Могила».
По словам архитектора проекта С. Щербакова, высота памятника крупнее обычных конных статуй, которые стоят в Европе, в Москве, в Петербурге и по ряду параметров сопоставима с другим памятником национальному герою башкирского народа Салавату Юлаеву, уставленному еще в советское время.
В 2020 году Указом Президента России В. Путина за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, генерал-майору М. Шаймуратову было присвоено звание Героя России посмертно. Этому предшествовала многолетняя «низовая» инициатива самих жителей республики, которые собирали подписи в адрес руководства страны с просьбой представить генерала к высокой награде. Однако добиться положительного решения удалось лишь два года назад, в том числе благородя личным усилиям главы Башкирии Радия Хабирова.
Во время войны о стойкости и мужестве башкирских кавалеристов ходили легенды. Но в ходе Харьковской оборонительной операции при начале немецкого контрнаступления дивизия оказалась в глубоком вражеском тылу и была вынуждена с большими потерями прорываться к своим. 23 февраля 1943 года М. Шаймуратов героически погиб при выходе полка из рейда по тылам противника. В годы ВОВ он считался пропавшим без вести и только в 1946 году официально был установлен факт его гибели. Главным образом по этой причине советское партийное и военное руководство сомневалось в признании героического подвига генерала.
Еще задолго до начала военной спецоперации на Украине руководством Республики Башкортостан были инициированы различные культурно-идеологические проекты по усилению работы в области патриотизма, с опорой, прежде всего, на успешный опыт советской национальной политики.
В отличие от перекосов допущенных в период «парада суверенитетов», в мемориальной политике региона был сделан упор на легитимацию выдающихся личностей, внесших большой вклад в укрепление государственности России. Тех, чья биография является ярким примером беззаветного служения интересам Родины в рамках общефедеральной, а не узколокальной истории. Так, в республике была проведена кампания по увековечиванию памяти выдающегося дипломата, посла Советского Союза в Саудовской Аравии, уроженца Башкирии Карима Хакимова. В частности, в ноябре 2019 г. тожественно открыта в Уфе мемориальная доска в его честь.
Также Глава Башкортостана Радий Хабиров выступил инициатором создания музея «возвращенных имен», где в последующем планируется собрать материалы о выдающихся личностях, рожденных и работавших в республике.
26 мая 2021 года в Уфе состоялось открытие музея полярников имени Валериана Альбанова, приуроченное к 139-й годовщине со дня рождения прославленного выходца из Башкирии и переходу председательства в Арктическом совете к России.
Далее, осуществлено «подключение» к пластам коллективной памяти, связанной с Великой Отечественной войной. Центральной символической фигурой данного процесса в регионе стала героизация имени командира 112-й Башкавдивизии генерала М. Шаймуратова.
С началом спецоперации работа в этом направлении лишь набрала обороты. Так, 9 мая 2022 г. в Уфе была заложена памятная гильза в основание будущего памятника легендарному генералу. 8 июня при участии Главы РБ Р. Хабирова в Луганской народной республике установлен бюст М. Шаймуратову. В школах Башкирии открыты «шаймуратовские классы». На сцене Башдрамтеатра поставлен спектакль «Потомки Салавата не отступят!», посвященный бойцам 112-й Башкирской кавалерийской дивизии и т.д.
Также в регионе были сформированы два батальона добровольцев для участия в спецоперации на Украине – имени генерала М. Шаймуратова и Героя России А. Доставалова, который в марте 2000 года героически погиб в бою под Улус-Кертом сражаясь против боевиков Хаттаба во время второй чеченской кампании. Данное решение носит глубоко продуманный характер, поскольку теперь в массовом сознании фигура башкира М. Шаймуратова дополняется еще и именем А. Достовалова – уроженца Уфы, русского по национальности.
Кроме того, еще 2017 году в Уфе был открыт Исторический парк «Россия – моя история». Показательно, что Республика Башкортостан стала первым после Москвы регионом, где был развёрнут этот масштабный мультимедийный музей. Особое внимание в рамках представленных экспозиций отведено Великой Отечественной войне и героическому труду тыла в Башкирской АССР.
В этой связи важно отметить, что республика была одним из крупных районов эвакуации в годы войны, включая беженцев с Украины. В БАССР жили и работали многие известные украинские ученые, организаторы промышленного производства, деятели культуры, литературы и искусства.
В Уфе нашли приют Академия наук, союзы писателей, композиторов, художников Украинской ССР, несколько вузов, труппы театров из Киева, Мелитополя, Одессы, Николаева. В Уфу были эвакуированы рукописные фонды Николая Гоголя, Тараса Шевченко, Ивана Франко, Леси Украинки, Михаила Коцюбинского, экспонаты ряда украинских музеев. Из двух тысяч эвакуированных учителей более тысячи приехали с Украины. Другими словами, деятельность этих людей внесла значительный вклад в развитие образования, культуры, человеческого потенциала республики.
В числе эвакуированных предприятий были также такие крупные заводы, как Одесский станкостроительный, Харьковский завод электроаппаратуры.
При поддержке руководства региона в Башкирии ежегодно 27 января отмечается Международный день памяти Холокоста, посвященный одной из трагических страниц в истории человечества и жертвам идеологии нацизма. Эта дата всегда занимала большое место в деятельности местной Еврейской общественной организации «Кохав» и сегодня на нее направлены многие детские и молодежные программы.
В этом же ряду стоит государственная поддержка деятельности национально-культурных центров в регионе, которая способствует формированию межнационального согласия, укреплению дружбы между народами; оказывает содействие созданию условий для сохранения традиционной этнической культуры. В том числе и еврейских общественных организаций Башкортостана.
Отдельно необходимо указать и на исторический опыт взаимодействия и диалога традиционных для региона религиозных конфессий, активную общественную позицию местного духовенства, в том числе по теме СВО. Так, в феврале 2022 года Президиум ЦДУМ России заявил о верности решения проведения спецоперации на Украине, аналогичную позицию озвучило и Духовное управление мусульман РБ. Наиболее заметную деятельность развернула Башкортостанская митрополия РПЦ, которая на регулярной основе оказывает гуманитарную помощь российским военнослужащим, беженцам и жителям ДНР и ЛНР.
В 2020 году по инициативе первого вице-премьера правительства РБ А. Бадранова в Уфе было открыто региональное отделение Российского исторического общества. Одной из главных задач отделения РИО стало оказание научно-методической помощи со стороны профессионального исторического сообщества Башкирии органам исполнительной власти в ходе реализации проектов в сфере патриотического воспитания. Также с началом СВО в республике заметно активизировалась работа отделения Российского военно-исторического общества в РБ.
3 ноября 2022 г. в Уфе состоялось торжественное открытие стелы «Город трудовой доблести», приуроченное ко Дню народного единства. Двадцатиметровый объект, символизирующий подвиг тружеников тыла во время Великой Отечественной войны, расположен на набережной реки Белой при въезде в столицу.
Обращаясь к участникам и гостям церемонии, Глава Башкирии Радий Хабиров отметил, что наряду с памятником М. Шаймуратову и Монументом Дружбы стела выражает историческую память народов Башкирии.
«В годы Великой Отечественной войны в Уфу были эвакуированы десятки крупных предприятий, государственных учреждений и научных институтов. Вся республика работала на нужды фронта. Признанием трудового подвига уфимцев и жителей республики стал указ Президента России о присвоении нашей столице почетного звания „Город трудовой доблести“», – подчеркнул он [1].
Это лишь небольшой перечень действий регионального руководства в данном направлении. И следует признать, что они в целом вызвали хорошую ответную реакцию со стороны простого населения, поскольку, к примеру, нарратив и потенциал, связанный с ВОВ огромен; в положительном и эмоциональном ключе отражен в коллективной памяти народа.
Политика современного руководства РФ в этом плане также во многом строится по лекалам советской идеологии, что вполне закономерно исходя из задач в области патриотизма, которые необходимо реализовывать в условиях военной кампании. К примеру, как отмечают исследователи, еще: «В 70-х годах коммунистическому режиму удалось найти новые ресурсы политической легитимности, которые позволяли ему поддерживать общественный престиж до конца десятилетия. Одним из таких ресурсов стали пласты культуры, связанные с Великой Отечественной войной» [2, с. 151].
Празднование 50-летия Октябрьской революции в 1967 г. можно считать последним мероприятием, когда центральный идеологический символ фигурировал в качестве главной опоры легитимности коммунистического режима. В дальнейшем основной центр тяжести в системе идеологии фактически полностью был перенесен на Великую Отечественную войну, а 9 мая стало важнее 7 ноября. В соответствии с новыми установками в СССР снимается серия кинолент («Освобождение», «Они сражались за Родину» и др.), которые активно транслируются в пространстве официальной культуры 70-80-х годов, культивируя в массовом сознании восприятие войны с фашизмом как нового актуального прошлого [2, с. 152].
В этой связи было бы ошибочно недооценивать роль исторических символов на общество в контексте легитимации СВО. По мнению политолога З. Маха: «Символы представляют новые идеи и ценности и комбинируют их внутри новых контекстов, наполняя эмоциями и создавая символическую реальность – их интерпретацию мира, которая, будучи принятой, становится частью этого мира, и, тем самым, основанием восприятия и действия. Именно таким образом символы становятся активными факторами в социальном изменении» [3, с. 24].
Кроме того, с началом спецоперации государство вновь начало восстанавливать многие практики советского традиционализма. Произошел довольно серьезный разворот в обществе в сторону гражданско-патриотического воспитания, особенно молодежи. В школах страны была введена традиция еженедельного поднятия российского флага и исполнения гимна; усилена работа в рамках движения «Юнармия», созданного еще в 2016 г. по инициативе министра обороны РФ С. Шойгу и многое др.
Таким образом, реализуемая еще с 2018 года стратегия руководства Башкирии в области национальной политики и гражданского патриотизма, оказалась достаточно эффективной и дальновидной в свете последующих геополитических вызовов, с которыми столкнулась в итоге Россия.
Завершая можно констатировать, что мемориальная политика в Республике Башкортостан в последние годы набирает обороты и становится одним из важных инструментов реализации государственной национальной политики в полиэтничном регионе. Что, безусловно, является актуальным и стратегически верным решением в условиях проведения военной спецоперации на Украине.
Азамат Буранчин
Кандидат исторических наук
Литература:
1. В Уфе состоялось открытие стелы «Город трудовой доблести // https://www.bashinform.ru/news/social/2022-11-04/u-nas-odna-rodina-i-ot-nas-zavisit-ee-buduschee-maksim-zabelin-3016425
2. Зудин А.Ю. «Культура имеет значение»: к предыстории российского транзита // Мир России. 2002. №3.