Ментальные взаимосвязи славяно – тюркских народов

Любая идеологическая или экономическая теория без системы понятий о конкретной ментальности того или иного народа, приведет к трагическим результатам, к непредсказуемому хаотизму и недопониманию демократических ценностей. Менталитет можно назвать той силой, с которой в организме человека (народа его) циркулирует нервная энергия. Внешне он проявляется в скорости мышления, темпе речи, мимике, подвижности, манере общения. Менталитет передается нам по наследству. С возрастом он подвергается незначительным изменениям. Как известно, человек биологическое существо, само по себе не вписывающееся в рамки нашей природы. Эта обстановка создает необходимые условия для изучения спектра общества в целом, уточняя расклад взглядов и подойти к этому обществу со знанием, осмысливая их мышление и мировосприятие. Изучение законов ментального мышления есть вернейшая исходная точка всякого познания того или иного общества. Предметом истинного знания менталитетов является такая «вещь», которая во всех изменениях сохраняет свою сущность.

Весьма многочисленны примеры, когда в пределах одного расового типа распространены различные группы языков. Так, индоевропейские, иранские племена западного Памира имеют гораздо больше общего по своему физическому типу с кавказцами, грузинами и семитами айсорами, чем с индоевропейцами Западной и Восточной Европы.

Все эти факты свидетельствуют об отсутствии какой-либо причинной зависимости языка от расы, и этому нисколько не противоречат весьма частые случаи, когда между расовой и языковой принадлежностью какой-либо группы устанавливалась историческая связь. Если, например, буряты и по форме культуры, и по языку, и по антропологическому типу отличаются от русских, то это, разумеется, ни в какой степени не означает, что бурятский язык есть порождение монголоидной расы.

Изучение различных форм этой исторической связи позволило сделать ряд обобщений:

1. Язык и культура могут распространяться и без перемещения антропологических типов, но антропологические типы никогда не распространяются, не принося с собой определенной культуры и языка.

2. Антропологические данные могут играть важную роль для определения тех этнических «слоев», из которых сложился данный народ.

3. Масса населения, почти однородная по антропологическому составу, может быть разделена на группы, говорящие на разных языках.

4. Следует различать два принципа историко-культурной классификации народов: а) классификацию по хозяйственно-культурным типам (например, арктические приморские охотники, оленеводы тундры, кочевники-скотоводы степей и т. п.); б) классификацию по так называемым историко-этнографическим областям, т. е. таким общностям, которые сложились в результате единства исторических судеб народов, населяющих данную область, и их длительных взаимных связей и влияний.

5. При решении проблем этногенеза классификация по историко-этнографическим областям имеет гораздо большее значение, чем классификация по хозяйственно-культурным типам.

Границы антропологических типов больше совпадают с границами историко-этнографических областей, чем с границами распространения хозяйственно-культурных типов или групп языковой классификации. Если учитывать что, большинство населения Кавказа, Ирана, Средней и Малой Азии, это тюркоязычные народы с большим количеством населения, то актуальность изучения взаимосвязи славяно – тюркских народов возрастает. После распада Советского Союза в этом пространстве образовались 5 тюркоязычных государств (Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан, Туркменистан и Азербайджан). Тюркские народы также как и другие народы не могут избежать процесса глобализации. Относительно влияния этих территорий на политическое и культурное развитие, процессы демократии мы можем строить только общие предположения и не можем проследить это влияние во всех подробностях, но и здесь, несомненно, связь между свойством территории, на которой живет народ и его историей. Поэтому историки в Европе не могут не бросать постоянно свои взоры на восток, откуда пришел

воинственный народ более треть тысячелетия державший в страхе весь европейский мир. С древнейших времен кочующие племена тюрков образовывали прочные государственные организации, которые не только мерились силами в частых схватках со своими соседями китайцами, но как показывают исторические факты, обладали образованностью и имели свою письменность. Тюрки воплотили в себе основные мировые религии, которые существуют и по сей день. Хотя большинство из них исповедует ислам, некоторые из них исповедуют другие религии. Например: Чуваши, гагаузы – христиане; тувинцы – буддисты; караимы – иудеи и т. д.

Большинство Азербайджана и Кавказа исповедуют ислам. Если мы окинем взглядом этногенез и историю этих народов, то мы столкнемся с многочисленными народностями и племенами, проживающими в Азербайджане и на Северном Кавказе, которые принимали участие в формировании этих народов, исповедующих разные религии. Из них мы можем отметить кутийцев исповедующих тотемизм, албанцев – христиан, хазаров – иудеев, мидийцев – огнепоклонников.

Глубокая нравственная традиция заложена в любой религии.

Как и в других формах общественного сознания в национальных вопросах следует различать два уровня (две сферы):

1) Националистическую идеологию, т. е. более или менее систематизированное изложение национальных догм и мифов профессиональными политиками и общественными лидерами.

2) Национальную психологию, т. е. национальные представления и чувства, ментальные характерные черты свойственные массе рядовых членов каждой нации.

Националистическая идеология выступает почти исключительно в виде мифов, т. е. рассказов о каких-то вымышленных сверхъестественных качествах своей нации. Миф всегда носит образный, наглядный характер.

Образно – мифологический характер националистических представлений масс умело используется ультраправыми политиками в целях наиболее эффективного воздействия на не определившуюся часть электората. После распада СССР в государствах в пост советского пространства, происходит в отдельных случаях временный рост национализма, в некоторых случаях религиозного фанатизма. Этот процесс носит сложный и во многом противоречивый характер. Новые экономические отношения, по сей день проходят болезненно для основных слоев населения. В силу социально-экономических и политических событий появились новые миссионерские движения и в некоторых случаях эти силы проводят пропаганду в антиславянских направлениях. Надо учитывать и то, что большинство миссионеров заманивают подростков из бедных семей для учебы в своих центрах. Но многие сами идут на это, потому что материальное положение не позволяет им платить за обучение профессии или ремеслу. Особенно это касается подростков и молодежи, которым от 16 до 27 лет. Выпускники школ, не поступившие в последующем в учебные заведения более высоких ступеней для получения — профессии, становятся социально беззащитными, профессионально непригодными к требованиям работодателей и чувствуют себя неуверенными, психологически и морально ущемленными, что часто приводит их к мысли ненужных граждан.

Таким образом, создаются условия для радикальных религиозных центров и националистических ячеек. Под воздействием новых условий жизни, в результате влияния патологической пропаганды некоторые группы становятся ксенофобами.

Поэтому фанатичная вера занимает важнейшее место в религиозной идеологии радикальных религиозных сект. Эти силы называют себя «защитниками» истинной веры. Особенно часто попадают под влияние этих сил молодые люди, которые не могут найти себя в этой жизни, слабые в борьбе с окружающим их чуждыми силами. Когда человек, измученный горем, личными невзгодами, уставший от окружающих его проблем, то ему бывает трудно объяснить себе такое стечение обстоятельств, и, не имея твердых религиозных принципов.

Он ищет облегчения в том, что может дать ему какое-то душевное равновесие и спокойствие. Именно в этих условиях некоторые обращаются к так называемым «защитникам». Попадая человек к фундаменталистам помимо психологического воздействия, он испытывает влияние выработанных данной религиозной организацией средств эмоционального воздействия. В результате многократных повторений этих воздействий у человека вырабатывается устойчивый искаженный принцип анализа всех явлений, формируется специфическая, фанатичная структура мышления. Так если религиозный культ носит открытый, публичный характер, то действия фундаменталистов, как правило, осуществляется конспиративно.

Следует иметь в виду, что некоторые реакционные круги пытаются экспортировать в страну СНГ националистические и религиозные идеи с целью идеологического разложения молодежи.

Изучая региональные менталитеты и делая, дифференциацию религиозных течений мы изучим ментальные характерные черты, национальную психологию.

Поэтому законы общества, как и любой другой закон не может быть написан без привлечения разума. Наши народы всегда жили в этих землях. Веками, передавая друг другу свои культурные ценности, почти, что создавали общие ментальные нравы. Огромный ареал между Байкалом и Черным морем был и есть ареной жизнедеятельности славянских и тюркских народов. В течение длительного периода этот регион был неисчерпаемой колыбелью народов, в зародыше которого образовались все воинственные и мирные качества, которые и поныне можно найти у тюркских и славянских народов.

 

Председатель центра психологической портретологии и политического анализа (Баку)

Адгезал Мамедов 

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>