Между старообрядчеством и язычеством

Среди коми-пермяков получило широкое распространение старообрядчество. Старообрядчество беглопоповского согласия способствовало этнической и конфессиональной консолидации язьвинских пермяков. Значительное число верхнекамских коми-пермяков – старообрядцы белокриницкого согласия. Влияние старообрядчества белокриницкого и поморского согласия отмечено и у коми-пермяков Коми-Пермяцкого округа. Поморские беспоповские традиции, например, значительно повлияли на современную этно-конфессиональную ситуацию у лупьинских коми-пермяков. Хотя они и считают себя приверженцами Православной церкви, многие ритуалы выполняются по старообрядческому канону, при молениях используются лестовки и подручники, сохраняется двоеперстие, крещение младенцев выполняется старшим.

При этом в коми-пермяцком старообрядчестве сохранялось и сохраняется немало языческих верований, часть из них при этом тесно переплетена с христианскими представлениями. На летние и осенние православные праздники, например на Ильин день, во многих местах совершалось жертвоприношение барана или быка, которых покупали на общественные сборы и закалывали. Обряды этого дня связаны с древним культом предков и одновременно с аграрной магией: жертвенному мясу придавали предохранительные, продуцирующие функции. Часть мяса тогда относили на могилы родных или закапывали на своей полосе.

В селе Чураки Косинского района рассказывали о таком обычае на Ильин день: жители села в этот день обязательно кололи барана или овцу. Из ног и голов животного варили холодец и в туесках несли в церковь. После того, как священник освящал принесенное, на большой поляне возле церкви все усаживались за трапезу. После трапезы проводились танцы, исполнялись песни. В селе Большая Коча Кочевского района жертвоприношение проводили вдень Фрола и Лавра (31.08). На берегу реки Онолвы недалеко от села проходила церковная служба, затем резали жертвенного быка, варили мясо и устраивали общую трапезу. У южных коми-пермяков в деревне Серва, селе Антипи-но, селе Верх-Юсьва особо почитался праздник Марии Голендухи, на который в церковь несли вареных куриц, а после службы в церковной ограде устраивали трапезу. Среди коми-пермяков сохранилось почитание священных деревьев, святых родников.

Из социальных сетей…

 

 

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>