Межэтнический мир: исторические параллели

Вряд ли кто оспорит истину, что современная Россия – многонациональный анклав, где национальная политика – одна из стержневых, если не главная, определяющая развитие мощнейшего на политической карте мира государства, позиционирующего себя как передовое, обладающее бесценным опытом складывавшихся веками межнациональных отношений, объединяющих народы в единую общность – российский народ.
На фоне дискредитировавших себя идей мультикультурных обществ, разлагающих изнутри европейские ценности, идеологема национальных отношений, скрепы которых объединяют российские территории, исторически ставшие для многонационального государства опорной формой существования, сформировала общегражданскую идентичность, став его национальной идеей, все более привлекательной для мирового сообщества. Что же должно стать той мягкой силой, что укрепит российские позиции в мире, Старом и Новом свете, не желающем признавать фиаско в межнациональных отношениях, упорно цепляющемся за мультикультурализм и вновь оказывающемся в проигрыше? На этот непростой вопрос в беседе с нашим корреспондентом отвечает политолог, профессор ДГУ, лауреат Государственной премии РД в области общественных наук Абдурахман Гусейнов.
– Абдурахман Гаджиевич, происходящие в мире процессы наталкивают на мысль о крахе мультикультурных представлений, тем не менее Европа пытается делать хорошую мину при плохой игре, цепляясь за универсальные европейские ценности. Что вы об этом думаете? Можно ли считать российский опыт универсальной национальной моделью?

– Хотелось бы напомнить, что Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ. Благодаря его объединяющей роли, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию на исторической территории и сформировались уникальное культурное многообразие, духовная общность различных народов. И сегодня современная Россия объединяет основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко-культурного наследия единый культурный, цивилизационный код, характеризующийся особым стремлением к правде и справедливости, уважением самобытных традиций населяющих Россию народов и способностью интегрировать их лучшие достижения в единую российскую культуру.
Нашей стране удалось выработать механизмы интеграции в единую общность различных этнических групп без утраты ими своей самобытности. Вместе с тем государство осознает актуальность дальнейшего совершенствования подходов к вопросам обеспечения устойчивого этнокультурного развития народов России, защиты прав национальных меньшинств на фоне мировой тенденции обострения межэтнических противоречий.
На рубеже XX-XXI веков оказалось, что ряд концептов и идеологем, выработанных мировой социологией, не способны не только предупредить, но и объяснить межэтнические, этнорелигиозные и социокультурные конфликты и противоречия современного общества. Примером тому – некогда благополучные европейские страны. Это ответ на ваш вопрос.
– Нашей стране многое пришлось переосмыслить за годы безвременья. Но народам, населяющим постсоветское пространство, хватило мудрости сохранить общенациональный геном, отличавший особую ментальность многонационального, многоконфессионального государства, хотя центральная власть тогда оказалась в растерянности, не предполагая, какие ценности должны лежать в основе новой политической системы.
– После распада СССР, идеологии интернационализма, дружбы народов и концепции «единая общность – советский народ» не было предложено реальной альтернативы в условиях деконструкции сильной государственности, ослабления центральной власти, роста этнического сепаратизма и этнического самосознания народов России. Но уже в 1996 году была принята Концепция государственной национальной политики РФ, представлявшая собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти российских субъектов в сфере национальных отношений.
Реализация Концепции способствовала сохранению единства и целостности России. В результате мер по укреплению российской государственности, принятых в 2000-е годы, удалось преодолеть дезинтеграционные процессы, создать предпосылки для формирования общероссийского гражданского самосознания на основе общей судьбы народов России, восстановления исторической связи времен, укрепления национального согласия и духовной общности населяющих ее народов. С моей точки зрения, были достигнуты существенные результаты в обеспечении политической стабильности на Северном Кавказе, созданы правовые гарантии прав коренных малочисленных народов, сделаны существенные шаги по развитию национально-культурной автономии, обеспечению прав граждан и национальных, значит этнических, общностей в сферах образования и развития национальных языков.
Вместе с тем в сфере межнацио­нальных отношений остаются нерешенными проблемы, вызванные как глубокими общественными преобразованиями при формировании в современной России свободного, открытого общества и рыночной экономики, так и некоторыми просчетами в государственной национальной политике. Сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма.
– В этой связи хотелось бы напомнить о блестящей статье Владимира Путина о национальном вопросе, где даются четкий анализ и прогноз будущего российской политической системы, сферы межнациональных отношений.
– В 2012 году Владимир Путин опубликовал статью «Россия: национальный вопрос», где впервые в постсоветской истории России анализируется состояние национальных отношений в стране и за рубежом, объективно оцениваются риски и вызовы, связанные с ростом межэтнической и межконфессиональной напряженности, активизацией национализма и религиозной нетерпимости в российском обществе.
«Для России с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур, – пишет В. Путин, – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие. Мы видим, что происходит в мире, какие здесь копятся серьезнейшие риски. Реальность сегодняшнего дня – рост межэтнической и межконфессиональной напряженности. Национализм, религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для самых радикальных группировок и течений. Разрушают, подтачивают государства и разделяют общества».
Характерной особенностью национальной политики является то, что В. Путин не только констатирует наличие проблем, но и определяет пути их решения. Им обоснована необходимость разработки стратегии национальной политики, основанной на гражданском патриотизме.
– Что вы думаете о взаимосвязи светского и религиозного компонентов в нашей стране, республике?
– В современной России, как и в большинстве других стран, этническая и религиозная идентичности граждан взаимосвязаны. Часто религиозность является лишь дополнительным элементом этнической самобытности. В других случаях религиозная традиция, не отвергая этнокультурной самобытности верующих, тем не менее остается базовой идентичностью. В этом отношении можно говорить об этноконфессиональных отношениях.
Причины распространения проявлений этнополитического экстремизма и религиозной нетерпимости заключаются в нескоординированности системы противодействия деятельности экстремистских организаций, прежде всего в сфере межэтнических отношений; недостаточной подготовленности представителей органов власти всех уровней, а также органов местного самоуправления по вопросам прог­нозирования и предупреждения межэтнических противоречий и конфликтов. В этой же обойме невысокий культурно-образовательный уровень значительной части молодежи, не получившей соответствующего воспитания или, напротив, усвоившей в семье, школе или вузе негативные этнические стереотипы, а также деструктивная деятельность в российских субъектах ряда неправительственных, в том числе зарубежных, организаций, институциональное оформление радикальных национальных движений при содействии им из-за рубежа.
Еще на что хотел бы обратить внимание – на слабую интенсивность диалога между общественными организациями и органами власти, прежде всего региональными и местными, недостаточную эффективность деятельности правоохранительных органов в пресечении противоправных действий, межэтнических конфликтов на ранних стадиях. А также на социально-экономическое расслоение населения, деструктивную роль ряда признанных экстремистскими печатных изданий и интернет-сайтов, продолжающееся использование языка вражды в ряде СМИ в отношении не только этнических меньшинств и мигрантов, но и русского народа.
Межэтнический мир в прошлом и настоящем Дагестана основан на историческом опыте совместного проживания его народов, решении спорных вопросов на основе межнационального диалога и согласия, общности духовно-нравственных ценностей, культуры, традиций дагестанских народов. В истории Дагестана не имели места межнациональные конфликты.

Айшат Тажудинова, «Дагестанская правда«

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>