Минрегион купит гражданские чувства россиян за 124 миллиарда

Минрегион подготовил окончательную версию Концепции федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», в которой прослеживается одна ключевая проблема российского общества — слабое гражданское самосознание, сообщают «Известия».

Из проекта следует, что в 2012 г. только 44% граждан России считали себя россиянами, при этом 51% положительно отозвался о состоянии межэтнических отношений, 45% жителей РФ удовлетворены реализацией своих этнокультурных прав. Тем не менее, 62% населения России на вопрос, следует ли ограничить въезд в страну некоторым национальностям, ответили утвердительно.

Для улучшения уровня гражданского самосознания и этнических взаимодействий министерство разработало две программы на 2013-2018 годы. Первая предполагает потратить 124,6 млрд. рублей и поднять уровень осознанных россиян до 86%, а скрытую нетерпимость снизить до 34%. Второй вариант более экономичный и предлагает потратить до 2018 г. 36,6 млрд. рублей. При этом доля граждан, считающих себя россиянами, вырастет до 64%, а нетерпимость снизится до 54%.

Руководитель информационно-правового центра «Миграция и закон» Гавхар Джураева считает минусом в программе Минрегиона то, что там не затрагивается работа с диаспорами. Они оказывают услуги посредника мигрантам при устройстве на работу в РФ, но не помогают им адаптироваться на новом месте в культурном смысле.

Руководитель Центра социальной демографии и экономической социологии Института социально-политических исследований РАН Сергей Рязанцев полагает, что гражданская самоидентификация базируется на трех китах: экономическом и бытовом благополучии граждан, социальной ответственности государства перед ними и патриотической идеологии. Концепция учитывает все три фактора, но пять лет для их реализации — слишком маленький срок.

Лекториум он-лайн

Греческий логос и русский простор. Лекция Александра Секацкого



Вам также может понравиться

Один комментарий

  1. 1

    Лишь 44% жителей РФ считают себя россиянами.
    Почему?! И как повышать гражданское самосознание?

    «Демократия – это власть народа, избранная народом и для народа» /А.Линкольн/

    «Минрегион удвоит число россиян за 125 млрд рублей».
    В газете «Известия» от 15.02.2013 года размещен материал под названием: «Минрегион удвоит число россиян за 125 млрд рублей». Только 44% жителей РФ считают себя россиянами. Одна из ключевых проблем в межнациональных отношениях в России — слабое гражданское самосознание. Многие граждане РФ не считают себя россиянами — для них более важна этническая и религиозная самоидентификация. Такой вывод, отмечается в материале, содержится в подготовленной Министерством регионального развития России окончательной версии Концепции федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». А решать эту проблему – проблему слабого гражданского самосознания, судя по всему, собираются в России вложением денег, больших денег — 125 млрд рублей.

    62% россиян продемонстрировали скрытую нетерпимость к «другим».
    Всего 51% жителей России положительно оценили состояние межнациональных отношений и лишь 45% удовлетворены реализацией своих этнокультурных прав — со ссылкой на Минрегионразвития РФ отмечается далее в материале. А вот 62% продемонстрировали скрытую нетерпимость: ответили «да» на вопрос, следует ли ограничить въезд представителей некоторых национальностей в их регион. Ведомство разработало, сказано в материале, два сценария федеральной целевой программы, рассчитанной на 2013–2018 годы. Они отличаются разным уровнем финансирования. Предполагается, что 124,6 млрд рублей позволят к 2018 году довести долю считающих себя россиянами до 86%. В более экономном варианте будет потрачено 36,6 млрд рублей, а доля граждан, относящих себя к россиянам, вырастет лишь до 64%. В первом варианте уровень скрытой нетерпимости за пять лет снизится до 34%, во втором — до 54%. В программе отдельно прописано повышение активности казачества.

    «У новой ФЦП нет иной цели, кроме освоения бюджетных средств».
    Эксперты оценивают проект Минрегионразвития РФ по укреплению национального единства неоднозначно. Руководитель информационно-правового центра «Миграция и закон» Гавхар Джураева считает, что любые попытки урегулировать существующее положение носят позитивный характер. Но считает минусом, что в концепции ФЦП нет ни слова о работе с диаспорами. По мнению председателя Наблюдательного совета Института демографии миграции и регионального развития Юрия Крупнова, в нынешних условиях в России невозможно за несколько лет изменить гражданскую самоидентификацию населения. По мнению Крупнова, у новой ФЦП нет иной цели, кроме освоения бюджетных средств. По словам руководителя Центра социальной демографии и экономической социологии Института социально-политических исследований РАН Сергея Рязанцева, должна быть социальная ответственность государства перед человеком, отношение к его жизни как к ценности. Необходимо снижение уровня коррупции, разбюрократизация отношений с госорганами, — говорит эксперт. Пять лет — слишком короткий срок, чтобы 86% жителей страны стали чувствовать себя прежде всего россиянами, — полагает Рязанцев.

    Гражданственность — «скреп-основа» новой общности: «РОССИЯНЕ».
    Да, Министерство регионального развития России таким нехитрым путем, путем вложения 125 млрд рублей собирается «удвоить число россиян» — удвоить число сограждан, которые станут считать себя россиянами. Да, именно так и сказано: «Миллиарды рублей позволят через пять лет поднять национальное самосознание до 86%, уверены в министерстве». Вот такая, с позволения сказать, бесхитростная (читай: прямолинейная) политика развития «гражданского самосознания»…? Актуальность темы гражданской идентичности россиян, ее значение для нашей страны, для настоящего и будущего России, на наш взгляд, нельзя переоценить. В материале под заголовком: «В России огромный дефицит гражданственности!», размещенном на сайте PublicPost 26.12.2012 года http://publicpost.ru/blog/id/23130, обращаясь к этой теме, мы, как раз эту значимость и подчеркивали: «Именно гражданская идентичность — может и должна стать тем «скрепом» (как «становой хребет»), который позволит со временем стать основой новой общности: «РОССИЯНЕ». Мы считали и ранее, продолжаем считать и сегодня, что в России огромный дефицит именно гражданственности! Это ярко показали события на «Манежной площади» в декабре 2010 года… И именно гражданская идентичность, на наш взгляд, должна стать тем «скрепом», который позволит избежать повторения «Манежки», «Кондопоги» и стать основой «новой общности»: «россияне». И каждый, независимо от национальности, будет одинаково горд тем, что он Россиянин. И лишь через это должно прийти к каждому россиянину осознание: Гражданином быть обязан!»

    Всерьез этим пока в России не занимается никто!?
    Мы считаем, что при таком дефиците гражданственности (а это подтверждает и указанное исследование Минрегионразвития РФ: «только 44% жителей РФ считают себя россиянами»), вопросам повышения гражданского самосознания, гражданской самоидентичности сегодня, несмотря на такую архиактуальность проблемы, уделяется крайне недостаточное внимание.
    Да, Гражданское общество в РФ по-прежнему слабо и далеко не занимает подобающее ему в нашей стране место! И выход из этого один — развивать институты Гражданского общества! Сегодня в РФ (ни в центре, ни тем более в регионах) никто этим всерьез не только не занимается, но и, похоже, не очень заинтересован в этом…? Многочисленные «карманные» общественные советы при различных органах власти(на 100% подконтрольные властям) не в счет. Мы считаем, что именно эта проблема является центральной для России во всех смыслах! И мы уверены: без кардинального изменения места и роли гражданского общества, изменения значимости голоса народа в происходящем в стране, не решить проблему усугубляющегося процесса взаимного отчуждения власти и общества. Не решить проблему тотальной и абсолютной бесконтрольности властей.

    «Россия — для всех россиян!» Как этого добиться?
    Президент РФ В.В.Путин вопрос «гражданского и межнационального согласия» обозначает в качестве «одного из главных условий самого существования нашей страны». И это и в самом деле именно так: Периодически в разных регионах страны возникают различного рода эксцессы, которые очень часто «объясняются» трениями в сфере межнациональных отношений. Кое-кто даже намеренно (в своих корыстных целях) спекулирует на этой теме, ставя под угрозу мир и согласие в стране. Это наглядно показывают каждый раз и выборы в Госдуму ФС РФ, и выборы в регионах РФ. На наш взгляд, это недопустимо, ибо гражданский мир — это основа и залог сохранения России! Да, любой национализм и шовинизм несут в себе огромную опасность многонациональной России.
    «Кущевская», «Гусь-Хрустальный», «Манежная», «Домодедово» – это, на наш взгляд, «явления» одного ряда. И главной и основной причиной того, что они имели место быть, на наш взгляд, являются никак не межнациональные отношения, и тем более не межнациональная рознь. Слава Богу, что в России этого сегодня нет. И это совершенно очевидно и вряд ли кто-то станет утверждать обратное, утверждать, что в сегодняшней России имеется межнациональная рознь — как явление. Этого нет! Да, есть случаи «выяснений отношений», в которых иногда появляется и национальный «момент». И часто национальную «окраску» и национальный «контекст» (или «основу») придают тем или иным случаям или даже преступлениям или чиновники, или СМИ, или СМИ — с «подачи» чиновников. В действительности же причиной происшедшего и на «Манежной», и в «Кущевской», и в «Гусь-Хрустальном», и в «Домодедово» является безответственность и неисполнение закона. А «результатом» этого — несправедливость! И реакцией именно на несправедливость становится поиск «врага»(виновника) происходящего. И, как это не прискорбно, но «врага» всегда «ищут и находят» в «чужом»… Да, «врагом» всегда оказывается «чужой» («не свой») — человек иного цвета кожи, иного овала лица, формы носа, иного вероисповедания, иной национальности… И, как следствие всего этого, «поиски врага» сопровождаются проявлениями национализма.

    Создать Министерство РФ по развитию Гражданского общества.
    Будучи полностью согласны с позицией (не создавать по любой возникающей проблеме какой-то госорган), высказанной накануне Д.А.Медведева, мы, тем не менее, считаем, что данная проблема – проблема развития гражданского общества – является основополагающей и имеет для России(как Демократического и Правового государства) исключительное значение, а значит и заслуживает того, чтобы быть исключение из правил. Исходя именно из такого понимания, мы предлагаем для решения этой (важнейшей для самого существования России как государства) проблемы создать Министерство РФ по развитию Гражданского общества. А возглавить это Министерство мог бы ( и должен) человек не понаслышке знающий сегодняшние проблемы Гражданского общества России и способный в силу своего авторитета и характера ставить их (эти проблемы) перед властями и добиваться их решения. И причем (ввиду особой важности и сложности этой работы) этот министр должен быть в ранге вице-премьера Правительства РФ.

    Создать представительства Совета при Президенте РФ во всех субъектах России.
    Мы считаем, что и Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов Гражданского общества и правам человека должен иметь свои представительства в субъектах РФ. Причем эти представительства должны быть независимы от глав регионов. Принципиально важно, чтобы в этих представительствах работали самостоятельные люди, способные на деле отстаивать свои позиции по защите интересов населения. В том числе, чтобы это были и правозащитники, и представители оппозиции.

    Выход — в создании ответственного Гражданского общества!
    Да, повторимся, межнациональной розни действительно в России сегодня нет, но вот проявлений национализма — уже не мало. И, увы, должных и достаточных мер противостоять им и не дать распространиться, на сегодняшний день нет. Более того, государство зачастую не проявляет должной принципиальности в использовании Закона в борьбе с теми опасностями и последствиями, которыми чреваты проявления национализма! Да, к огромному сожалению, во многом «тема межнациональных отношений» сегодня отдана «на откуп демагогам, недобросовестным, а правильнее сказать, бессовестным политикам». И это наглядно «продемонстрировала» прошедшая кампания по выборам в Государственную Думу ФС РФ, в ходе которой ряд политиков с большим размахом педалировал эту тематику, прибегая к таким лозунгам, как «мы за русских» и др. Да, уходить от ответа на эти призывы и от решения этой проблемы в целом, нельзя — это большая ошибка. Мы считаем, что решать эту задачу можно и должно только и только одним-единственным «способом» — созданием в России зрелого и ответственного Гражданского общества. А добиться этого можно, в свою очередь, только укрепляя институты Гражданского общества. Увы, сегодня власти по-прежнему плохо слышат (или даже совсем не слышат) на всех уровнях своих граждан. И крайне редко мнение конкретного человека (гражданина) доходит до властей — это скорее даже не редкое, а редчайшее исключение. Отсюда и все проблемы, отсюда такой уровень развития гражданского общества, представителям которого до властей по-прежнему не достучаться…

    Демократия невозможна без гражданского общества!
    В Послании Президента РФ ФС РФ от 20.12 2012 года В.Путин заявил: «Для России нет и не может быть другого политического выбора, кроме демократии. При этом хочу сказать и даже подчеркнуть: мы разделяем именно универсальные демократические принципы, принятые во всем мире». Мы, как и Президент РФ, считаем, что «Для России нет и не может быть другого политического выбора, кроме демократии!» И, исходя из этого, Россия, на наш взгляд, может и должна придерживаться (и так считает и В.В.Путин) «именно универсальных демократических принципов, принятых во всем мире». То есть придерживаться Демократии, которая принята во всех цивилизованными странах…А такая Демократия — настоящая и полноценная, на наш взгляд, невозможна (как таковая) без гражданского общества. Невозможна без зрелого гражданина. Невозможна без гражданственности.

    Можно и должно учиться жить в условиях демократии.
    Как известно, есть два «способа» работы с не умеющими плавать: первый — научить их плавать, создав для этого необходимые условия. И второй – лишить их возможности «соприкасаться» с водой (опасно, ведь), «опорожнив» плавательный бассейн… И таким образом лишить их самой возможности научиться плавать… Лишить возможности научиться когда-нибудь вообще. То же самое и с демократией и развитием гражданского общества: можно постоянно утверждать, что в России незрелое гражданское общество и, отменяя прямые, всенародные выборы и запрещая митинги и собрания граждан, лишать и дальше россиян самой возможности учиться жить в условиях демократии, а можно, ничего не запрещая, напротив, создать соответствующие условия и тем самым всемерно способствовать активности граждан и развитию гражданского самосознания россиян. Да, и в работе с гражданами, с гражданским самосознанием так же, как и с не умеющими плавать, есть два «метода» работы… Мы считаем, что Россия, в отличии от большинства стран (именуемых цивилизованными), не может и не должна отдавать «предпочтение» «особому» пути развития – не должна становиться на путь запретов и ограничений…

    Необходим широкий диалог власти с обществом, с гражданами…
    Да, в работе с развитием гражданского самосознания, ровно так же, как и в работе с не умеющими плавать есть два «способа»(метода) работы: первый способ – научить этому, а второй – лишить самой возможности научиться… Мы считаем, решая задачу развития гражданского общества, нельзя ни в коем разе лишать россиян самой возможности учиться жить и работать в условиях демократии. Нельзя категорически, ибо что россияне остро нуждаются в этом – нуждаются в том, чтобы активно участвовать в делах государства, в делах своего региона, города и поселка… Реакция Гражданского общества на итоги прошедших в декабре 2011 года выборов в Госдуму ФС РФ заставила всех задуматься над несовершенством нынешней политической системы. Власти, признав очевидную необходимость изменения этой системы, заявили в том числе и о необходимости возврата к избираемости глав регионов, и необходимости широкого диалога властей с обществом, с гражданами…

    Гражданственность подразумевает россиянина в качестве субъекта управления.
    Да, гражданское общество в РФ, повторимся, слабо и по-прежнему не занимает подобающее ему в нашей стране место. И выход из этого один-единственный — развивать институты Гражданского общества, делать все для того, чтобы россияне все более и более активно участвовали в делах своего государства, становились полноправными и ответственными Гражданами… А гражданственность, как известно, подразумевает способность граждан пользоваться своими правами и обязанностями, подразумевает россиянина именно в качестве субъекта, а не только (исключительно) в качестве объекта управления… Но такой опыт и такие навыки приобретаются гражданами в процессе именно практического их участия в делах своего государства. А такое участие россиян, в свою очередь, невозможно в принципе, если в России не будет для этого главного условия – не будет у россиян возможности реализовать свое конституционное право – право выбирать власть. Право выбирать власть на всех уровнях… Если не будет прямых, всенародных выборов глав регионов, мэров городов и т.д. По известному определению А.Линкольна: «Демократия – эта власть народа, избранная народа и для народа!» И, абсолютно очевидно, что власть, которая не избирается народом, назвать демократией (властью народа) нельзя никак! И, apriori, ни о какой демократии и власти народа не может быть и речи тогда и там, когда и где нет прямых, всенародных выборов! Да, в отсутствие таких выборов (прямых, всенародных) говорить о власти народа не приходится вообще. И в самом деле, как и каким образом россияне могут и должны участвовать в управлении своей страной – в том числе в управлении конкретным своим регионом (областью, республикой, городом и т.д.), если не через прямые, всенародные выборы в первую очередь? Через прямые, всенародные выборы главы региона и мэра города?

    Власть не может быть ответственной без подотчетности обществу.
    Увы, это аксиома, как оказалось, для очень многих таковой не является и вовсе… Напомним, что до принятия закона о возврате прямых, всенародных выборов глав субъектов РФ, в прежнем виде законодательство прямо противоречило Конституции РФ и россияне законом (?!) были лишены своего главного конституционного права: избирать и быть избранны. Были лишены права выбирать власть, лишены права на самовыдвижение… И, судя по всему, бюрократия хочет закрепить такое положение и дальше… Пытается сохранить за собой власть и продолжать держать граждан в роли «бесправного и послушного большинства». И удивляться здесь особо не чему и не приходится: бюрократия всегда и во все времена была за то, чтобы она, сама, а не народ, была единственным источником и распорядителем власти в России и решала за народ все и вся…
    Не парадокс ли это, все (в том числе первые лица государства) «за» прямые, всенародные выборы глав регионов, в том числе и в республиках Северного Кавказа, на деле же, в России под надуманным предлогом, без каких-либо на то реальных оснований фактически отменяются только что возвращенные прямые, всенародные выборы глав субъектов РФ? И при этом все делают вид, будто ничего не происходит. Да, на самом высшем уровне заявляется, что «Мы не собираемся кардинально здесь ничего менять!». На самом же деле происходит как раз таки обратное: под надуманным предлогом и под желание бюрократии в России фактически отменяются только что возвращенные прямые, всенародные выборы глав субъектов РФ. Глава государства утверждает: «Мы должны действовать не путем запретов и ограничений… Без современного госуправления, без высокой персональной ответственности тех, кто этим занимается, мы не решим задач, стоящих перед обществом и страной». На деле мы видим обратное – Госдума ФС РФ фактически запретила только что возвращенные прямые выборы глав регионов, ограничив россиян в их конституционных правах: избирать и быть избранным!? Об «ответственности тех, кто не избирается народом, а назначается во власть начальством и говорить не приходится, ибо власть не может быть ответственной без подотчетности обществу. А подотчетность возможна при выборности властей: и региональных, и местных.

    Вернуть россиян в процесс управления страной без прямых выборов нельзя!
    Мы считали всегда и считаем и сегодня, что «Возврат к прямым, всенародным выборам глав регионов – это жизненная необходимость!» Да, это единственный способ «заставить» губернаторов работать эффективно. И то, что это именно так, со всей очевидностью доказали последние годы, когда в России были отменены прямые всенародные выборы глав регионов. И именно поэтому стало самоочевидной необходимость проведения Комплексной политической реформы, смысл которой по большому счету в том, чтобы вернуть россиян в процесс управления страной. Но, этого невозможно сделать без того, чтобы вернуть полноценно выборы — в том числе прямые всенародные выборы глав регионов и мэров городов. Да, будучи уже не избираемой (а фактически назначаемой «сверху») и никак не зависимой от населения региона, власть фактически перестает считаться с его мнением (и чем дальше, тем больше) и заботиться о нем в должной мере. И ситуация доходит до того, что власти и население со временем начинают, что называется, «сосуществовать» в «параллельных мирах», пребывая во взаимном отчужденном состоянии. Мы считаем, что пора исправлять ситуацию, когда «команда» властных структур, формирующаяся исключительно только из «своих» (родственников, друзей и других «угодных» для «хозяина») людей и превращается в «корпоративное сообщество», которое монополизировало в республиках политические и экономические ресурсы… Отсюда — всеохватная коррупция, клановость и др. Пора слышать «жителей региона»… Без этого нельзя изменить ситуацию в регионах, в том числе — в республиках Северного Кавказа. Мы считаем, что не потакать надо тем, кто под предлогом и «заботой» о народе и «сохранении» межнационального согласия пытается на самом деле «протащить» свои собственные корыстные интересы, а, наоборот, всячески отказываться от всего, что мешает движению вперед, мешает улучшению жизни большинства населения в регионах Северного Кавказа. Именно так, ибо на поверку за «аргументацией» местных властей по «заботе» о народе и «сохранении» межнационального согласия, как показывает практика, почти всегда (!) в той или иной форме скрывается одно-единственное: желание (под благовидным предлогом) назначить «своего», «нужного» именно властям человека… Да, при желании почти всегда можно учесть сложности и особенности многонационального региона не нарушая и Закон, и здравый смысл, и сохранить при этом и межнациональное согласие.

    Как развивать гражданское самосознание россиян и укреплять единства российской нации?
    Буквально только что (в начале февраля текущего года), все мы были свидетелями того, как кто-то(?!) очень умело вовлек чуть ли не всю страну «во всенародную дискуссию»: «Волгоград или Сталинград»? (читай: хорош или плох Сталин?!). Спрашивается: кто и зачем, с какой целью это делает?! Зачем, для решения каких нынешних задач выносится (как сверх актуальная) на «повестку дня» эта «проблема»?! Мы уже публично откликались на эту тему и считаем необходимым подчеркнуть еще раз: на наш взгляд, делается это кем-то не просто так, а вполне осознанно и намеренно, делается для того, чтобы отвлекать россиян от происходящего сегодня, отвлекать от насущных проблем и задач… И в самом деле, почему и с какой целью так активно (и в том числе на самом высоком уровне) надо поддерживать «дискуссию» о переименовании Волгограда в Сталинград? Не лучше ли и полезнее для всех нас было бы обратить внимание на то, что происходит вокруг нас сегодня в России?! Не лучше ли обратить внимание на то, например, как на наших глазах и практически при нашем (гражданского общества) молчаливом согласии, в России под надуманным предлогом, без каких-либо на то реальных оснований фактически отменяются только что возвращенные прямые, всенародные выборы глав субъектов РФ? Не лучше ли всем нам, осознав в полной мере опасность этого – опасность возврата в прошлое (во времена «суверенной демократии»), вновь и вновь заявлять о том, что мы, россияне, хотим и готовы учиться жить и работать в условиях настоящей, полноценной Демократии. Хотим и готовы к тому, чтобы участвовать в прямых, всенародных выборах власти – в выборах власти своего региона, города и т.д. Хотим и готовы нести ответственность за свой выбор! Хотим и готовы нести ответственность за ту власть, которую выберем сами на прямых, всенародных выборах. И именно таким образом – через участие в том числе в выборах власти, хотим научиться жить и работать в условиях демократии. Мы считаем, что только именно таким путем, путем развития гражданской активности, развития гражданского общества можно и должно развивать гражданское самосознание россиян. И только именно таким (самым что ни есть естественным) путем жители нашей страны (всех без исключения регионов РФ) могут научиться и научаться осознавать себя полноценными гражданами своей страны. Осознавать и идентифицировать себя как РОССИЯНЕ! Во всех смыслах… И 125 млрд рублей, которые Министерство регионального развития РФ намерено потратить на эти цели, на наш взгляд, тратить следует именно на это – на развитие гражданского общества, на поддержку институтов гражданского общества – НКО, СМИ и др. Именно так, и «повышение активности казачества» (это «прописано, как сказано выше, в указанной программе отдельно»), так же, как и развитие национального самосознания и национальной самоидентичности каждого из народов, проживающих в РФ, это задача сама по себе очень важная и необходимая, но это задача иного рода. А развитие гражданского самосознания россиян и укрепление единства российской нации как таковой требует усилий (и денежных вложений в том числе) именно на развитие институтов гражданского общества…

    Астемир Цомаев,
    Исполнительный директор Северо-Осетинского республиканского общественного Фонда поддержки плана В.В.Путина – Д.А.Медведева «Стратегия развития России до 2020 года»
    25.02.2013г.

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>