Воскресным вечером старинный «Брюсов-холл», затерянный в переулках близ Тверской, преобразился в пространство сакрального действа. Под сводами зала, озарёнными мерцанием янтарных огней, смешивались ароматы ладана и талых вербовых ветвей. Рассредоточенные в свободной рассадке гости, словно паломники, готовились к погружению в шестую мистерию цикла «Скифская алхимия» — ритуал под пророческим именем «Скоро Восток». Ровно в семь часов свет угас, и в центре зала вспыхнула одинокая точка сияния, открыв двухчасовое путешествие из «предсолнечного прошлого в сияющую Евразийскую зарю».
Первый акт, «Тайна Эйдолона», начался с явления философа-этнографа Павла Зарифуллина. В роли жреца-аэда он сплетал мифы о Поэте-Сердце и небесном духе Эйдолоне. Его слова, насыщенные образами «галактических рукавов», «разумных красных карликов и альбиносных рыб», будто растворяли границы между залом и космосом. Зрители, заворожённые метафорами, ощутили себя частью грядущего преображения — рождением Золотого Человека, чья судьба связана с восточным восходом России.
Это вид ритуально-магической речи, близкой к мантрам, гипнозу и вызыванию дождя.
«В нашем сердечном знании», — так говорил Зарифуллин: «Поэт подобен сердцу, своими ритмами и биениями, песнями и медитациями, открывающему новые кровотоки, галактические рукава, молочные реки и плазменные берега. Но кто одухотворяет сердце? Наполняет его уранические кислородом, солнечным ветром? Конечно же Дух святой, божественное дыхание, поцелуй золотого воздуха.
Без философов, идей, жрецов, лярв, посредников, продюсеров, президентов!
Без!
Уснащает Поэта милостью Святого Духа. И пророки выхватывают потусторонний луч и взращивают его до размеров вселенной. Прелестный чудный Эйдолон»!
Звенящую тишину разорвали гитарные переливы: на сцену вышел Игорь «Лёба» Лебедев с ансамблем. Концерт «Скоро Восток» стал заклинанием звука и слова. Под аккомпанемент фортепиано и приглушённых барабанов зазвучали «Ангельская охрана», «Не ревную». Стихи Есенина и Мандельштама, обретают новую жизнь! Кульминацией стало исполнение «Бедуинов» — песни, после которой в зале повисла пустынная тишина, словно ветер из Сахары унёс последние ноты. Музыка Лёбы, подобно узорам персидского ковра, увлекала зрителей в пятое измерение, где время сплеталось с вечностью.
Отныне этим городом правят
БЕДУИИИИИИНЫ
Закрыв глаза и на коне,
Слагают вольные былины
О смутно пережитом дне.
Возвращение Зарифуллина во второй части — «Обретение Китая» — углубило маршрут. Философ говорил о «Большой игре» за Эдем, о паутинах солярных пауков и коврах-самолётах, противопоставляя техногенный хаос миру, где восточная мудрость сливается с космической тоской. Его речь, как карта сокровищ, вела к королевству, «где реки текут мёдом, а звёзды шепчутся с землёй».
Он повествовал о том, как русские поэты и путешественники шли в Китай, а попали в Китай-город, вскрыв «Внутренний Восток» в сердце Москвы:
«Козыри грядущего, будто покрытые шкурами менгиры. Их духовидцы развернули у святилищ обретённого восточного города. Звериные знамёна открывают иную эпоху. Там, где граница между дольним и горним, наконец, исчезла.
Ураганом вознёсся новый духовный Полюс!
И
Радуется
Скифская
Злато-китайская
Москва!»
Финальная мистерия «Будь капитаном!» взорвала тишину вихрем стихий. Оркестр Интуитивной Музыки Яна Бедермана, тувинское горловое пение шамана Николая Ооржака, виолончель Агаты Гаусс, оплетённая электронными петлями, — всё смешалось в огненном танце. Импровизаторы под руководством Анастасии Фатеевой вычерчивали в воздухе спирали, словно вызывая древних духов степи, а китайские афоризмы Бронислава Виногродского, как мосты из шёлка, связывали эпохи. Когда прозвучала команда «Капитаны, к звёздам!», зал взметнул руки вверх, превратившись в корабль, отчаливающий к евразийскому рассвету.
Когда стихли последние звуки, а свет вернулся, тёплый и земной, в воздухе осталось дрожать послание: Золотой Скиф — это не миф, а человек сердца, чья пассионарность сплавлена из древней крови кочевников и сияния новых горизонтов. Его путь — Восток, но не как географическая точка, а как возвращение к истокам, где поэзия, шаманский ритуал и философия становятся алхимическими ингредиентами для переплавки души России. Мистерия завершилась, но её эхо, словно колокол, звонило в каждом, кто услышал зов — стать капитаном своего корабля в этом восходе.
Игорь Горбунов
Видео:
Мистерия «Скоро Восток» ВКонтакте
Фото — Роман Сахаров