Многоцветье религий на мировой карте

Общественные изменения, происходящие с Нового времени, не могли не оставить следа на таком общественном институте как религии. Как отметил в своей книге канадский философ Чарльз Тейлор, мир за 500 лет прошел «путь, разделяющий общество, в котором практически невозможно не верить в Бога, от общества, в котором вера, даже для наиболее благоверных, становится лишь одной из множества возможностей»2. В западном мире эти процессы наиболее заметны, хотя и на Востоке такие страны как, например, Китай задают все более ясно обозначающееся движение в сторону секуляризации. Вера перестает быть объектом исторического наследия предков, все более становясь объектом личного выбора и результатом личного опыта. Преследования христиан на Ближнем Востоке, огранивающие исламские практики законы в Европе, притеснения новых религиозных движений, случающиеся во многих странах, не приводят к угасанию религиозных настроений, но вместо этого делают религиозность способом самоопределения, тем самым увеличивая значимость веры для притесняемых групп. Как отмечает Жан-Пьер Дени, главный редактор французского еженедельника La Vie, «если акцент делается на индивиде, а не на обществе, на «Я» в большей степени чем на «Мы», то это может оказывать влияние на политику и геополитику. <…> Можно даже сказать, что он задает тон в современном мире и объясняет отчасти рост интереса СМИ к проблемам религии»3.«Повсюду мир религий превратился из черно-белого в многоцветную палитру4», где любые нюансы отражаются на всех аспектах жизни общества. В результате и сами религии вынуждены меняться. Даже боровшаяся на протяжении почти всей своей истории с модернизмом Католическая церковь изменилась до неузнаваемости после Второго Ватиканского собора5, что отражается не только в обновленных Катехизисе6 и Компендиуме социального учения Церкви7, но и в весьма дерзких рассуждениях о сексуальной морали и социальной справедливости католических богословов, таких как Томас Рауш8. Добавим к этому и проснувшийся в обществе интерес к религиям Нью-Эйдж, восточным религиозным практикам и занятиям спиритуализмом и мы поймем, что мир духовности и религии не только не угасает, но и находится на подъеме.

Особую проблему в изучении географического распределения религий составляет отсутствие надежных источников данных. Переписи значительного числа стран (в это число входит и Россия) не учитывают религиозный состав населения, выборочные обследования часто оказываются смещенными, а данные самих церквей – завышенными. К этому следует добавить закрытость некоторых религиозных общин, неопределенность самого понятия «религия», а также разное значение, придаваемое вере в разных обществах. Это, несомненно, находит свое отражение в низком качестве данных. В ходе исследования зачастую обнаруживались расхождения в оценках численности приверженцев той или иной религии в 2-3 раза. Однако в работе не ставилась задача количественно оценить численность или долю людей, придерживающихся тех или иных религиозных взглядов. Скорее это попытка качественно показать то разнообразие религиозных практик, которое существует в современном мире, и обозначить проблемы, возникающие на стыке религиозных взглядов. Такая работа в рамках статьи не позволяет использовать национальные данные всех стран, что приводит к необходимости прибегать к сводным данным СМИ и международных исследовательских центров. В качестве основных источников информации в данной статье использованы данные Атласа религии Le Monde/La vie9, Атласа мировых религий Spiegel10, статистические данные World Christian Database11, а также аналитические обзоры и данные форума по религиям и общественной жизни Pew Research Center12. Поскольку картографическая информация в этих источниках защищена национальными законами об авторских правах, всех карты и картограммы из них приводятся в неизменном виде с непереведенной легендой, за что приносим извинения у читателей.

На рис. 1 представлена карта мира, на которой отмечены доминирующие религии на данной территории. Следует отметить, что информация по бывшему СССР на этой карте выглядит достаточно неоднозначной, особенно это касается северо-запада России, Украины и Белоруссии. Вызвано это крупными лютеранскими и другими протестантскими общинами на севере России, а также сосуществованием Русской православной, Украинской православной, Украинской греко-католической, Белорусской греко-католической и Римской Католической церквей на территории Украины и Белоруссии.

Из карты следует, что доминирующей религией в мире в 1990 году продолжало оставаться христианство (1,7 млрд. последователей). Следом за ним следует ислам (0,9 млрд. последователей). За счет колоссального демографического роста в XX веке третье место занимает индуизм, не считющийся мировой религией. Буддизм, одну из самых древних религий, исповедует лишь 323 млн. человек, что во многом вызвано угасанием религиозности в Китае.

Рисунок 1. Карта мира. Доминирующие религии на данной территории

Цветами на карте обозначены доминирующие по численности населения религии. Список приверженцев доминирующих религий в легенде представлен в следующем порядке: католики, протестанты, христиане различных деноминаций, православные христиане, христиане восточных церквей, мормоны, мусульмане (сунниты), мусульмане (шииты), иудеи, буддисты, японские синтоисты и буддисты, индуисты, сикхи, представители традиционных религий, не имеющие доминирующий религии либо нерелигиозные. Белым обозначены незаселенные территории.

Более того, прогнозы населения, составленные до 2050 года13 предвещают значительное увеличение численности христиан и мусульман (до 3 и 2,2 млрд. человек соответственно). Вместе с тем рост численности индуистов и буддистов будет незначительным, а численность исповедующих иудаизм и вовсе останется практически той же. Но наибольшие темпы роста ожидаются именно у мусульман (в 2,3 раза за 60 лет).

Однако даже при таком подавляющем доминировании христианства и ислама карта мира выглядит крайне неоднородной. Многочисленные течения христианства приводят к пестрому виду Европы и США, мусульмане-сунниты из Африки и Азии оказываются расколотыми прослойкой шиитов, восточно-азиатские страны представляют собой смесь атеистических, буддистских, синтоистских, мусульманских, индуистских и многих других взглядов, и даже, казалось бы, однородные по религиозному составу Южная Америка и Австралия демонстрируют значительные вкрапления местных верований, сохранившихся с доколониальных времен. Глобализация и международная миграция еще больше подстегивают эту религиозную пестроту. В результате современный мир с точки зрения религий практически не имеет внутренних территорий. Любая точка земного шара оказывается на границе конфессий, хотя напряжение в этих точках может разниться.

Религиозные права и свободы в современном мире оказываются одними из самых ущемленных. Сосуществование двух подходов, один из которых защищает свободу вероисповедания, а второй – защищает это право в том объеме, в котором оно не противоречит традициям и законам Ислама14, не решает существующих в мире противоречий. Наиболее свободны в плане выбора вероисповедания страны, в которых доминирует христианство15. Правда, и здесь встречаются различные исключения и ограничения — в Мексике, Колумбии, Венесуэле, Анголе, Зимбабве, Танзании, Кении, Франции, Германии, Украине, Греции, Болгарии, Белоруссии и России. Однако прецедентов полного ограничения религиозных свобод в христианских странах не существует.

Значительные религиозные ограничения существуют в Китае, где, к примеру, властями создана Китайская Патриотическая Католическая Ассоциация16, не признаваемая Святым Престолом и назначающая собственных епископов. Прообраз государственной религии существует и в Северной Корее. А в Индии нередки притеснения христиан индуистами. Наибольшие притеснения религиозных прав и свобод наблюдаются в Саудовской Аравии, Эритрее, Иране, Узбекистане, Мьянме, Малайзии. Больше других при этом страдают христиане. Они оказываются притесненными в той или иной степени в 133 странах мира17. В Саудовской Аравии за открытую практику христианства предусмотрено наказание в виде смертной казни18. Даже принявшие арабскую хартию прав человека страны продолжают игнорировать существующую проблему, акцентируя внимание на исламофобии в мире19.

В то же время остальные страны прикладывают немало усилий для преодоления межрелигиозных конфликтов. Те или иные институты межконфессионального диалога существуют в Великобритании, Франции, Испании, Швейцарии, России, Казахстане, Боснии, Албании, Алжире, Ливии, Ираке, Катаре, Израиле, Уганде, Мозамбике, Бурунди, Японии, Тайване, США, Канаде, Гватемале, Колумбии, Чили, Аргентине и др.

Помимо крупных религий, отмеченных на рис. 1, в мире существует немалое число религиозных меньшинств, чье взаимодействие с миром также является неотъемлемой частью разнообразия религий. К ним относятся и общины старообрядцев в России, старокатоликов в центральной Европе, меннонитов, молокан, отколовшихся от крупных христианских церквей, зороастрийцы, самаритяне, исмаилиты на Ближнем Востоке, многочисленные общины коренного населения Америки и Австралии и многие другие религиозные группы20. Особый интерес для демографов представляет зародившаяся в Юте Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормоны)21. Основанная Джозефом Смитом в 1827 году, эта церковь верит помимо прочего в «крещение мертвых». Как результат последователи этой церкви собирают информацию о метрических книгах со всего мира в надежде крестить все население земли и проследить его генеалогию до Адама и Евы. Практический результат этого – база данных метрических записей, включающая, в том числе, и записи Тверских, Самарских и Санкт-Петербурских метрических книг22. В начале своего существования эта церковь также активно выступала за полигамию, что нашло отражение в ее собственных метрических книгах и может послужить хорошей основой для продольного анализа полигамных браков.

Таким образом, несмотря на предсказания о наступлении «секулярного века», мир религий отнюдь не ушел в небытие. Наоборот, персонализация религиозных переживаний привела к обострению противоборства различных религиозных групп, а глобализация и международная миграция привели к тому, что на планете практически нет мест, свободных от межконфессиональных столкновений. В секулярный век Земля вошла с как никогда остро обозначенной религиозностью.

1 Магистранты Института демографии НИУ ВШЭ. 2 Charles Taylor. A secular Age. Harvard University Press, 2007, p. 3. 3 L’Atlas des religions, Le Monde/La vie, hors série, édition 2011, p. 8-9. 4 Ibid., p. 9. 5 См. Документы II Ватиканского собора. Москва, 2004. 6 http://cathmos.ru/files/docs/vatican_documents/cce4/ 7 Компендиум Социального учения Церкви, Москва, 2006. 8 Томас Рауш, Католичество в третьем тысячелетии, Москва, 2007. 9 L’Atlas des religions. 10 http://www.spiegel.de/international/spiegel/0,1518,460233,00.html 11 http://worldchristiandatabase.org/wcd/ Отметим, что данная база данных является закрытой, однако, статистика религий из этой базы представлена на картографическом сайте worldmapper.org (http://www.worldmapper.org/extraindex/religion_notes.html) 12 http://www.pewforum.org/ 13 См. World Population Prospects, UN, 2009. 14 См. Арабская хартия прав человека (http://www.acihl.org/res/Arab_Charter_on_Human_Rights_2004.pdf) 15 L’Atlas des religions, p. 18-19. 16 http://en.wikipedia.org/wiki/Roman_Catholicism_in_China 17 L’Atlas des religions, p. 19, 84-87. 18 http://www.state.gov/j/drl/rls/irf/2008/108492.htm 19 http://www.oic-oci.org/page_detail.asp?p_id=182 20 L’Atlas des religions, p. 20-21. 21 http://www.lds.org/?lang=eng 22 www.familysearch.org

«Демоскоп» 

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>