Музыкант из Алтая Алексей Чичаков: Наши корни — в пении

Горловое пение звучит необычно и красиво, его даже называют исцеляющим — когда-то исполнители врачевали. Этому искусству нельзя обучиться по собственному желанию — его алтайский музыкант Алексей Чичаков считает даром и призванием. 

Уже много лет Алексей продвигает свою родную культуру не только в России, но и за ее пределами. Делает это Алексей сразу в нескольких проектах — «Белуха Джем», «Трио Алтая» и «След скифов». Но в Ульяновск он приехал с сольным концертом, после которого «Народная» пообщалась с певцом, сообщает «УлПравда».

— Насколько популярно сейчас горловое пение и вообще традиционное исполнительство среди алтайцев?

— У нас в республике оно поддерживается на государственном уровне, есть национальный театр, народные коллективы. Каждый год проходит фестиваль «Эл Ойын» — народные игры. В первую очередь это спортивный фестиваль, но и музыканты в нем тоже активно участвуют. И еще проводится «Курултай сказителей», по итогам которого выбирается главный кайчи (сказитель. — Ред.) года, он должен покорить жюри голосом, знанием текста, манерой. И на эти конкурсы подтягивается молодежь, благодаря которой сохраняется традиция.

— Кстати, я был удивлен, что горловым пением можно исполнять не только на сибирских языках, но и на русском. 

— Я не первый, кто так делает. Например, наш известный исполнитель Болот Байрышев сочиняет тексты на русском и исполняет горловым пением. Тувинский музыкант Альберт Кувезин со своей группой «Ят-Ха» поет и на английском, и на других языках. У нас с «Белуха Джем» тоже есть такие эксперименты. Мы перевели и исполняем на английском эпос «Очы бала».

— На каком языке проще использовать горловое пение — на родном или на том, что не характерен для него? 

— Другие языки интересны своим синтезом. К тому же мне всегда хочется, чтобы для зрителя звучала его родная речь — будь то русский зритель или человек, говорящий на английском. Но, конечно, у родного языка звучание самое мощное, оно как-то обволакивает. Все-таки все создавалось именно для него.

— Как думаете, почему сибирская традиция — горловое пение, шаманизм — в последние годы очень популярна и в России, и за рубежом?

— Я думаю, что началось все еще в 1990-е, когда открылись границы и первые музыканты Альберт Кувезин и Ят-Ха, Хуун-Хуур-Ту, Болот Байрышев поехали за границу, чтобы показать аутентичную культуру. Для западного слушателя это было в диковинку. Со временем зритель насытился, потому что с горловым пением на запад поехали уже и китайцы, и монголы. Однако, по моим ощущениям, сейчас идет второе рождение интереса ко всему этническому и к корневой музыке в том числе. Потому что многие потерялись в обилии современных музыкальных жанров, а традиционная музыка становится для них тем, что они искали.

— В Ульяновск вы приехали в рамках тура, который начался в Хельсинки. За границей вообще часто выступаете? 

— Не так часто, как может показаться. Хотя в ближнее зарубежье ездим каждый год. Например, в Казахстан, где проходят замечательные международные фестивали, куда съезжаются лучшие этнические музыканты со всего мира. В Европе… Вот был в Хельсинки. А еще с «Белуха Джем» и Болотом Байрышевым выступали на Кипре в Лимасоле на фестивале. Я считаю себя молодым музыкантом, так что думаю, что у меня еще все впереди.

— Большинству россиян горловое пение все-таки знакомо — периодически кто-то из исполнителей попадает на телеэкраны. А какая реакция была у европейцев? 

— Про традиции Алтая там знают далеко не все. Сама музыка им, конечно, интересна. Но еще спрашивали, что такое Алтай, что за народ там живет, есть ли алтайский язык. В Хельсинки у меня концерт шел около трех часов — расспрашивали и про Алтай, и про шаманизм, и про веру алтайцев.

— Половина выступления в Ульяновске у вас была смесью горлового пения и гитарного звучания. А проект «Белуха Джем» вообще фолк-рок. Почему не остановиться просто на традиционном горловом пении? 

— Мне нравится быть в постоянном поиске и не останавливаться на каком-то одном проекте, на одном стиле музыки. Мне интересно быть современным, но сохранять при этом традицию. Это главное условие моего творчества. А чтобы ее сохранить, нужно знать свои корни. Но при этом традиция не должна лежать как на музейной полке. Она должна быть нужна современному слушателю. Отсюда и рождается современная обработка, проекты с интересными музыкантами. И тем самым я доказываю, что традиция жива. А за теми, кто знает свои корни и традиции, — будущее. Это так же, как в природе: если обрезать корни, дерево не растет.

— Как думаете, ульяновцы, услышав на концерте ваши алтайские песни, заинтересуются традицией своего народа?

— Я считаю, что это даже одна из моих задач, чтобы человек, услышав мою музыку, обратился к своим корням. Или услышит от меня человек о скифах, начнет искать их историю и выяснит, что глубокий-то корень у всех нас один. И чем больше людей это поймет, тем меньше будет войн, распрей и прочего негатива.

Это интересно

Основных видов горлового пения можно выделить три: монгольское, тувинское и алтайское. Монгольское самое резкое, мощное, звенящее. Тувинское более переливистое, с красивыми мелодиями. В нем так и видишь просторы, долины. Алтайское горловое пение, которое называется кай, исполняется низким тоном и является самым мягким.

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>