Мягкая сила как новая политическая стратегия. Даёшь корейскую культуру в массы

Если сотни лет назад для того, чтобы увеличить влияние своей страны за ее пределами, приходилось прибегать к насилию, то теперь достаточно мягкой силы. K-pop, дорамы, “Игра в кальмара” и “Паразиты”- вот новое культурное оружие Южной Кореи, которое все увереннее захватывает сердца не только подростков, но и взрослых людей во всем мире, и в Бурятии в том числе.

Сделано в Корее
Сегодня не найдется человека, которому не известны такие бренды, как Samsung, LG, Daewoo, Kia и Hyundai. Эти монстры мировой индустрии громко заявили о себе в девяностых годах прошлого столетия и по сей день производят широчайший ассортимент продукции, которые ассоциируются с надежностью и отличным качеством. О культурной стороне Южной Кореи мало кто знал до начала 2010-х годов, но Интернет и спутниковое телевидение доказали свое важное значение в распространении “корейской волны” далеко за пределы страны.

Почему же она так пришлась ко двору западным потребителям? Фанаты считают, что корейская поп-культура успешно сочетает в себе традиционно азиатские и западные элементы — хип-хопа, рэпа и попсы. Песни, перепетые на корейский манер, дают огромный успех, как показывает практика. Как пример можно привести огромное количество K-рор идолов — звезд южнокорейской поп-музыки: BTS, Blackpink, EXO, Monsta X и многие другие. Армия фанатов по всему миру, рекламные контракты с европейскими и американскими брендами — K-рор теперь является главным имиджмейкером Кореи в культурном плане.

Такая популяризация корейской культуры стала важным инструментом реализации внешнеполитических целей Кореи в мире, особенно для укрепления позиций в качестве одного из региональных лидеров. Она также позволила создать благоприятные условия для продвижения экономических интересов, ведь возрастающее внимание к культуре подстегнуло иностранцев с большей степенью благосклонности относиться к корейским товарам и услугам. У такого явления есть термин — “мягкая сила”, подразумевающий способность достичь поставленной цели путем воздействия на поведение других акторов не через принуждение, а через сотрудничество и убеждение.

Дорамы, серийные убийцы и кальмары
Кроме музыки, корейцы развивают киноиндустрию. Поначалу корейское кино еще не развивалось в таком масштабе, чтобы захватывать мировые рынки, но было традиционно сильно на внутреннем рынке и рынке региона. Речь идет о дорамах. Сюжеты этих сериалов хоть и различаются, но все же из картины в картину многократно кочуют довольно однородные персонажи. Чаще всего это красивые мальчики с тяжелым характером и отчаянно хлопающие глазами девочки с почти ангельской сущностью. Долгое время широкая публика относилась к корейскому кинематографу с долей скепсиса и пренебрежения. А зря.

Ценители хороших фильмов знают, что корейские киноделы могут похвастаться достойными драмами и триллерами. Почему-то в Южной Корее популярны триллеры про серийных убийц. Возможно, на это повлияли хвасонские убийства, совершенные в период с 1986 по 1991 год. Самое шокирующее в этом деянии стало то, что преступник Ли Чун Чжэ смог избежать наказания. Несмотря на найденные улики ДНК и свои признательные показания в 2019 году, Ли не может быть привлечен к ответственности, поскольку их срок давности истёк.

Это громкое дело вдохновило режиссеров на создание таких фильмов, как “Воспоминания об убийстве”, “Я видел дьявола”, “Я — убийца” и многие другие картины, которые были горячо приняты критиками по всему миру.

Из раза в раз в этих фильмах затрагивают темы и настроения народа в Южной Кореи: митинги, резкий разлом общества на бедных и богатых, жестокость и некомпетентность местных правоохранительных органов.

А картина режиссера По Чжун Хо “Паразиты” об истории двух семей — богатой и бедной — вовсе потеснила “Голливуд”, завоевав премию “Оскар” в 2019 году. После признания широкой публики почти весь мир устремил взгляд в сторону Южной Кореи.

И вот спустя два года, на стриминговом сервисе Netflix выходит сериал “Игра в кальмара”. Вот краткий синопсис произведения — толпа бедняков играет в смертельные игры ради денег. Похожий сюжет мы могли видеть в американском фильме “Голодные игры” или же в японском кино “Королевская битва”. Отличительной чертой корейского сериала стало то, как умело тамошние киноделы могут жонглировать жанрами. Начать повествование как комедию, добавить немного триллера и под конец уйти в серьезную драму.

Такой труд был оценен зрителем, ведь “Игра в кальмара” побила рекорд Netflix по количеству просмотров. Сериал мигом завирусился в социальных сетях — пользователи сами повторяли некоторые игры и строили теории. Режиссер Хван Дон Хёк придумал основную идею сериала, основываясь на собственных финансовых проблемах в молодости, а также на все том же классовом неравенстве, затронутом в вышеупомянутых “Паразитах”.

Корейская волна захлестнула Бурятию?
Для обществоведов Бурятии не мог скрыться тот факт, что за последние годы у молодых людей значительно возрос интерес к Южной Корее. Бурятский политолог Алексей Михалёв в интервью для SMNews назвал это культурной экспансией.

— Наши подростки смотрят корейское кино, наизусть знают корейских музыкантов. Помешательство на «дорамах», на «халю». «Корейская волна» захлестнула сейчас Бурятию, Монголию, отчасти Туву. Подростки мечтают походить на корейских айдолов. Это явление замечают отдельные специалисты-политологи, но на государственном уровне проблема влияния «корейской волны» и параллельно Японии, как ни странно, не рассматривается всерьез. Оно описывается как забавный феномен, связанный с мультфильмами, – говорит Алексей Михалёв.

Схожего мнения придерживается и директор Восточного института Бурятского государственного университета Иннокентий Актамов.

– У нас в Восточном институте БГУ в прошлом году был большой конкурс на корейское отделение, нежели на китайское. Набрали 23 человека в корейскую группу и 15 на китайское отделение. Хотя они почти все поступают на платной основе. Студенты объясняют свой выбор примерно так: «Я со школы увлекаюсь корейской культурой, хочу продолжать изучение языка», – говорит Иннокентий Актамов в интервью SMNews.

Действительно, прогуливаясь по бурятской столице, можно не раз встретить молодых людей с разноцветными волосами, что еще лет 10 назад было большой редкостью. Раньше на таких подростков откровенно показывали пальцем, а некоторые подвергались дисциплинарным выговорам со стороны педагогов. Сейчас такой внешний вид воспринимают с большим смирением, понимая, что это веяние моды. Как началась эта волна, мы решили узнать из первых уст, а именно у поклонницы корейской культуры.

— Все это началось в 2011 — 2012 годах, до этого подростки фанатели от аниме. Раньше в Улан-Удэ проводили K-рор шоу-кейсы и фестивали. Не знаю, проводятся ли они сейчас. Но они точно были актуальны в 2012 — 2016 годах. На этих мероприятиях выступали кавер-команды с танцевальными и музыкальными номерами: Wangbi, H2D, ADRenalin crew, Twells, UNIQUE. Я сама была участницей последней кавер-команды. Наши группы из Бурятии выезжали на российские соревнования и выступали перед певцами. Вообще пик К-рор увлечений приходится на подростковый возраст. Но и среди моих ровесников есть люди, которые слушают старые и новые группы. Я лично всей душой люблю BTS. Сейчас корейская музыка больше распространилась по миру из-за BTS, именно музыка. А сериал «Игра в кальмара» и оскароносный фильм «Паразиты» добавили к корейской культуре интерес. Я заметила, что из-за этого повысилась лояльность к азиатам по миру. Раньше фанаты корейской культуры могли столкнуться с травлей и непониманием со стороны сверстников. За счет достижений BTS в западных странах другие корейские группы также обретают популярность и делают различные коллаборации с американскими исполнителями. К тому же многие актёры Голливуда фанатеют от артистов Кореи, — рассказывает Ясмин Каткова.

Дашибалов Эрдэм Баирович — востоковед, кандидат исторических наук.

— Многих молодых людей, поступивших в Бурятский госуниверситет на направление “корейский язык”, сподвигли К-рор, корейские сериалы, они же дорамы. Все это первый толчок интереса к корейскому языку. Потом они уже подробнее изучают корейскую культуру. В нашем регионе уже лет 10 как она популярна. А “корейская волна” приобрела общероссийский характер с появлением группы BTS. У нас и взрослое поколение ездит на заработки туда, наш регион находится весьма близко. К тому же большую роль играет этническая близость. Многие рассматривают Корею как перспективное место для учебы, работы и проживания.

Автор: Александра Ромаева

Источник:www.infpol.ru

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>