Армяно-азербайджанский вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе лишь с большой натяжной можно назвать войной между двумя этносами. Противостояние 1991-1994 годов подчинило себе армянский, всецело переориентировав его на военный лад. Представление о «прекрасной Армении», которым вдохновлялась интеллигенция конца 1980-х столкнулось с суровой постсоветской реальностью, в которой не осталось места для романтизма.
Несмотря на относительно успешную военную оккупацию, армяне потерпели в войне психологическое поражение. На смену идеалам социального и экономически успешного государства, «южнокавказской Швейцарии» пришла негативная и бесперспективная во всех смыслах идея изнурительной оборонительной войны на истощение. Трагизм ситуации усугубляется тем, что экстремальные условия, в которых оказалась Армения, сотворены руками власти предержащих. Это в равной степени воспринимается армянами среднего и старшего поколения, но с трудом переосмысливается их детьми и внуками. Причем именно молодое поколение несет непосредственное бремя войны. На фронте погибли тысячи и тысячи молодых людей преимущественно из простых семей.
Примечательно, что конфликт вокруг Нагорного Карабаха продолжает существовать как нравственный идеал в представлении молодых армян, проживающих за много километров от линии соприкосновения, а армянская молодежь, живущая далеко за пределами южнокавказского региона, стремиться обходить тему конфликта, ориентируясь на диаспору как на возможность собственной самореализации. В самой Армении молодые люди изучают варианты «ухода в диаспору», усиливая этническое рассеяние. Идеал Армении, выстроенный на войне и оккупации, не привлекает, тем более на фоне постоянной угрозы возобновления конфликта, по причине чего большая часть населения уже покинула страну и этот процесс продолжается. Люди – самый ценный капитал, и стабильный отток населения рано или поздно приведет к ослаблению и без того буксующей экономики Армении, следствии чего говорить о развитии можно будет в далекой перспективе.
Конфликт не выгоден ни Армении, ни Азербайджану. Речь идет, прежде всего, о кризисе на постсоветском пространстве, в котором участвуют дети и внуки советских армян и советских азербайджанцев. Азербайджан вынужден ежегодно наращивать военные расходы, в то время как наиболее сознательная часть армянской диаспоры, не желающая финансировать войну, не имеет возможность вкладывать инвестиции в экономику Армении. Сотни тысяч гектар земли и инфраструктуры оккупированных районов уничтожено, на восстановление и разминирование уйдет ни один год. Это касается сотен жилых домов, школ, медицинских пунктов и другой инфраструктуры, обеспечивающей функционирование некогда процветавших городов и районов, где армяне и азербайджанцы могли проживать в мире и дружбе. Замороженный статус карабахского конфликта не позволяет заниматься восстановительными работами без риска полного уничтожения достигнутых результатов.
В условиях глобализации виртуальная война за «исторические территории» угрожает армянскому этносу изоляцией. Национализация агрессии в представлении армянских сепаратистов разделяет мировое сообщество на друзей и врагов армян. Положительно относящиеся к оккупации считаются друзьями и соратниками армянского народа, в то время как любая иная точка зрения подвергается жесточайшей критике.
Что касается Азербайджана, то карабахский конфликт привел к консолидации сил вокруг сохранения суверенной государственности. Нагорно-карабахский конфликт был навязан Азербайджану извне, спровоцировав сепаратистские тенденции в районах традиционного проживания лезгин, аварцев и талышей. Азербайджанское общество взяло курс на предотвращение раскола. Оккупация стала причиной вражды двух народов, веками мирно проживавших, однако ненависть не может служить основой построения национального общества. Современные азербайджанцы не ненавидят армян (это подтверждают многочисленные контакты и сотрудничество представителей двух народов за пределами южнокавказского региона), при этом они твердо отстаивают сохранение суверенной государственности, настаивая на необходимости пресекать попытки армянского национализма разрушить ее.
Сегодня Баку ограничивается исключительно нормами международного права, а также практикой дипломатических отношений в урегулировании последствий конфликта. После возвращения оккупированных территорий в основу их экономического, социального, административного и гуманитарного обустройства может быть заложен принцип этатизма, так как восстановление какой-либо автономии противоречит интересам и армянского, и азербайджанского народов.
Источник: Мамикон Бабаян,»Вестник Кавказа»