Северные традиционалисты порадовали новыми работами
В Архангельске в рамках всероссийской конференции с международным участием «Глобальные проблемы Арктики и Антарктики» состоялась презентация двух книг, посвященных традиционной культуре Севера.
Накануне в архангельской Соломбале было открыто новое здание Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Николя Лаверова, которое станет интеллектуальным ядром науки о полярной России. Так что выход этих книг пришелся очень кстати.
Первая из них – итог многолетних изысканий доктора философских наук Николая Теребихина, исследователя сакральной географии Русского Севера.
В книге нашли свое отражение различные аспекты традиционной поморской культуры и культур других народов Севера, обживавших тайгу, тундру и море. Мир русской крестьянской избы и корабля, языческие священные рощи и обетные кресты, православное храмостроительство и шаманизм – все это составляющие Собора Народов Севера. Однако географическими рамками Севера Николай Теребихин не ограничивается, находя аналоги русской морской культуре в других частях света, например, сопоставляя мироощущение поморов и полинезийских мореходов и находя в них общие черты. При этом ученый обходится без околополитических умствований о «борьбе Суши и Моря» в духе Дугина. Ведь морская культура – неотрывная и органичная часть единой русской, евразийской в своей основе, культуры.
Новая фундаментальная работа Николая Михайловича, вышедшая в год его 70-летия – дальнейшее развитие русской философии пространства, геософии, как назвал ее русский поэт и мыслитель Николай Гумилев, понимание Поморского Севера как месторазвития (Петр Савицкий), вмещающего ландшафта (Лев Гумилев) локального варианта русской культуры.
Там же, в стенах Северного Арктического федерального университета (САФУ) представлена им книга архангельского яхтсмена, художника и ревнителя поморских традиций Сергея Звягина «Морское наследие Поморья». От первых плаваний новгородских ушкуйников, арктических странствий поморов – к научным экспедициям в полярных широтах – таков диапазон осмысления русской морской культуры. И опять-таки исследователь не замыкается в узких рамках одной только русской морской традиции. Книга написана на основе его кандидатской диссертации, где, в частности, утверждается:
«Российская морская культура глобального уровня начала формироваться в «голландскую» эпоху мореплавания, а в Нидерланды традиции морской культуры пришли в эпоху Средневековья от басков — наследников финикийской морской цивилизации».
Конечно картина развития мореплавания сложнее, и те же предки басков, вероятно, совершали дальние плавания еще до знакомства с финикийцами – иначе как бы иберийские племена попали в Ирландию, а их потомки, смешавшись с кельтами. Создали самобытную морскую культуру. Да и поморы начали свои походы в Арктике до знакомства с голландцами. С другой стороны, развиваясь на самобытной основе, морские народы и учились друг у друга, перенимали полезный опыт. Поморские ёлы были заимствованы поморами у норвежцев, в свою очередь, нансеновский «Фрам» повторял формы классического поморского коча.
Сергей Александрович – не только исследователь и пропагандист морского наследия. По его инициативе в Архангельске будет организован центр Поморская гавань для занятий яхтингом и другими водными видами спорта.
Анатолий Беднов
Иллюстрация — Вячеслав Ларионов