Два года назад в Париже было создано Движение евразийцев-народников. За два года Движение по защите прав народов наварило особый “идеологический бульон” и достигло некоторых успехов в презентации идеологии обновлённого Евразийства. Промежуточные итоги деятельности Движения подводит евразиец-народник, один из лидеров Поморского Движения, Координатор Движения по защите прав народов в Поморье Анатолий Беднов (Архангельск)
— Чем для Вас привлекательно Движение по защите прав народов? Чем отличается от иных общественных, политических и культурных инициатив? Что ДЗПН для Вас?
— Это действительно принципиально новое движение, основанное на идеях евразийства и областничества, новое слово в политике, новое течение в общественной мысли России. Большинство других организаций – и партийных, и общественных околополитических просто в очередной раз пережевывают старые, ветхие идеи: либерализм, национализм, национал-комунизм, имперство и т.д., а ДЗПН действительно предлагает новое слово!
— Движение пытается сформировать синтетическую идеологию, сплав принципов
имперской легитимности и народной справедливости: евразийство-народничество, имперский анархизм, эсер-евразийство, скифский социал-монархизм, новое областничество. Так чего мы достигли в этом направлении? Виден ли контур новой “золотой идеологии” или главные поиски ещё предстоят?
— Главное – чтобы этот сплав не превратился в аморфное, рыхлое “ассорти”, ”винегрет”, стал органичным соединеним всех этих элементов. Вообще все новое создается на основе синтеза. Помните: “три источника и три составные части”? Здесь источников и частей еще больше. Важно умно слить, сплавить все это воедино. И тогда родится на свет новая идеология, способна повести за собой людей, прежде всего – молодежь. И в руководстве нового движения мы видим главным образом молодые лица. Это радует.
— Мы сознательно размежевались с “правыми”: консерваторми-унификаторами, дугинским неофашизмом. Мы организовали закрытие ДПНИ и провозгласили Движение антифашистской организацией. Какое “красное” будущее у нашего Движения? И “левая” ли мы организация?
Я думаю, что старое противостояние по линии “левый-правый” – дело прошлое, это уже неактуально. “Левыми” числятся и Сталин, и Мао, и эсеры с анархистами, противники тотальной государственности “правыми” – и Гайдар, и Гитлер, и Николай Второй… Сегодня противопоставлять людей и организации по линии “левый-правый, красный-белый” – значит, цепляться за пропагандистские штампы ушедшего века. Дугин был интересен в 1990-е годы, пока не стал на путь профанации Традиции, не подменил ее политическим пиаром и саморекламой – и стал интеллектуально вырождаться и говорить глупости. Чего стоит один его пассаж о том, что гражданское общество – это те, кто вышел 11 декабря на Манежку. Я уже не говорю о других идеологах “просвещенного консерватизма”. У Дугина хотя бы есть интеллекутальный багаж, и немалый, а у этих что? Набор лозунгов и не более того. Причем лозунгов зачастую прямо противоречащих друг другу: что-то вроде “за Столыпина и за колхозы”! ”Красное будущее”? Нет, скорее пусть будет цветущая сложность, пусть расцветают сто цветов, не подавляя и не заглушая друг друга.
— Чем должно заниматься Движение сегодня? Кто наш социальный класс, народ? На какие страны и регионы мы должны обратить внимания? Какого типа акции мы должны осуществлять: просветительская деятельность, флэш-мобы, сетевые войны, поиски сакральной географии? Каким Движение должно быть: сетевым, революционным “прямого действия”, общественно-культурным?
— Одно могу сказать: надо больше ездить по регионам, не вариться в собственном соку московской политтусовки, а познавать Россию, окружающий мир. Формы и виды деятельности – самые различные: от научной и творческой до флеш-мобов, только без “прямых действий” в духе старых революционеров. Больший упор на просветительство, пропаганду. Искать опору в молодых, не помнящих “рабства египетского” , в провинциальном среднем классе, интеллигенции, местных предпринимателях, локальных общественных объединениях: этнических, экологических, правозащитных и других, то есть в формирующемся гражданском обществе.
Я надеюсь, что Движение будет четко структурировано, станет более активно создавать ячейки в регионах и избегнет участи аморфной конфедерации из различных групп и отдельных персон.
— Как соблюдаются права народов на идентичность, культуру, экологию в вашей стране, регионе? Есть ли подвижки в этом вопросе?
Год сей провозглашен губернатором Архангельской области “Годом Поморской культуры”, но правильных слов много, а реальной поддержки мало. Подвижки? Как говорится никто за нас нашего дела не сделает. Недавно Национально-культурная автономия поморов обратилась в Страсбургский суд по правам человека, добиваясь внесения поморов в число коренных малочисленных народов.
— Чем может конкретно помочь Движение в отстаивании прав народов на вашей территории и шире в России, СНГ, Евросоюзе? Какие программы можно было бы запустить?
— Поддерживаю идею создания института уполномоченных по делам национальностей (или по правам народов) в регионах. Давно назрело! Может быть, стоит подумать о создании общественного парламента или ассамблеи народов России. Обязательная этнографическая компонента в школьном образовании – как говорится, с младых ногтей рассказывать детям о пестроте и сложности этнической карты России. знакомить с культурой и бытом разных народов. Учить не абстрактной “толерантности” (словечко из профессионального языка наркологов), а подлинной дружбе народов, хоть эти слова и были во многом дискредитированы топорной и казенной советской пропагандой. Без такой воспитательной работы градус молодежного экстремизма будет нарастать.
Может быть, Движение выступит инициатором созыва съезда русских народов (да-да, именно так – русских этнических групп от казаков и других южных великороссов до поморов, чалдонов и русскоустьинцев)? У каждой из них – свое самобытное лицо, своя культура, свои проблемы, свои интересы. Мы же привыкли воспринимать русский народ как некий этнический монолит, гранитную глыбу. А между тем и в граните при внимательном рассмотрении видны прожилки кварца и других минералов. К тому же русский вопрос сейчас эксплуатирую все, кому ни лень: от Жириновского до “Правового дела”, от коммунистов до крайне правых группировок. Нельзя отдавать русскую тему на откуп шовинистам и беспринципным демагогам!