Несмотря на критику, работы в Херсонесе будут продолжаться

Новый дизайн дорожек Херсонеса, интерактивные экраны, сцена с концертным оборудованием то и дело вызывают недовольство археологов и музейных специалистов. Новшества пришлись не по душе и многим жителям Севастополя, которые привыкли к городищу в первозданном виде. Глава Патриаршего совета по культуре, митрополит Тихон (Шевкунов) и академик РАН, президент истфака МГУ Сергей Карпов посетили Херсонес, чтобы оценить изменения и ответить на критику.

«Надо сделать поскромнее»
Гости прошлись по деревянным настилам в периболе — пространстве между двумя линиями обороны древнего города. Попасть сюда можно через новую входную группу на месте исторического входа в Херсонес. На бетонном помосте — бронзовый макет города, здесь же — деревянная смотровая площадка. Все это появилось за последние полтора года стараниями благотворительного фонда «Моя история», действующего под эгидой Патриаршего совета по культуре.

Митрополит обращает внимание на оранжевые стойки с сенсорными экранами. Такие стоят и у бронзового макета, и по всему периболу. Они кажутся чересчур броскими.

— Это просто безвкусно! — говорит он. — Не должно быть так ярко, надо сделать поскромнее, посдержаннее, они не должны выбиваться.

— А вот это хорошо, — указывает гость на дорожки. — Настилы хорошие, для инвалидов.

— Для инвалидов, детей, мамочек с колясками, — вторит директор музея-заповедника Елена Морозова.Следом попадается крупный агрегат, огороженный металлической решеткой.

— Это надо убрать, — предлагает Карпов.

— Это генератор, он нужен, у нас подсветка памятников, — объясняет Морозова.

— Установка была согласована с министерством культуры РФ, с тремя экспертами, — добавляет директор фонда «Моя история» Иван Есин.

Решают переделать внешнее оформление устройств, чтобы они не бросались в глаза.

— Здесь ничто не должно отвлекать от памятника, — резюмирует митрополит Тихон.

О чем спор?
У входа в музей стоит один из оппонентов с плакатом «Спасите Херсонес». Анатолий Туманов десять лет проработал в Херсонесе, имеет квалификацию реставратора памятников каменного зодчества первой категории.

В Херсонесе открывают новые ночные и вечерние маршруты
— Херсонес перепрофилировали: вместо научной деятельности здесь проводят культурно-массовые мероприятия, — говорит Туманов журналистам. — Вопреки законам, уставу музея-заповедника, различным реставрационным и консервационным хартиям, аутентичный вид музея портится современными конструкциями. На его территории проходят шоу, концерты, спектакли, различные представления. Только не то, что должно происходить в музее-заповеднике.Митрополит Тихон говорит, что с интересом выслушает критику, но противники нововведений пока не прислали свои предложения в музей. Ограничились публикациями в соцсетях и интернет-петицией.

— Я не могу понять, что может здесь не нравиться, — говорит митрополит. — Я слышал, что они против настилов. Но они были рекомендованы Институтом археологии РАН и Государственным Эрмитажем. Это всемирная практика. Существует антропогенная нагрузка, от которой необходимо защищать памятники. К тому же мы получаем много благодарностей от инвалидов, которые раньше вообще не могли сюда прийти. Тачскрины — тоже повсеместная музейная практика, чтобы посетители могли узнавать подробности о памятниках. Меня не очень устраивает их аляповатая расцветка, но это поправимо.

Историк-медиевист Сергей Карпов оценил качество реставрационных работ, проделанных в Херсонесе в последнее время. В частности, отреставрирована 19-я куртина, несколько десятилетий простоявшая в лесах.
— Все мы вместе заботимся о сохранности и поддержании этого памятника, который имеет всемирное историческое значение, — сказал Карпов. — Надо, чтобы памятник выигрышно и наглядно смотрелся, и чтобы была сохранена вся его подлинность. Мы должны ориентироваться на международные стандарты, которые уже апробированы в Италии, Греции и других странах. Нельзя оставаться на уровне XIX века.

Инициаторы усовершенствований в Херсонесе отметили, что все работы были согласованы с Минкультуры РФ, в ведении которого находится музей-заповедник. Они отвечают мировым тенденциям в развитии археологических музеев.
— Мы изучили международные примеры музеификации: римский Форум, Акрополь, Троя, Микены, — говорит Иван Есин. — Везде видим создание тропиночной сети, информационные стенды, а также проведение концертов и спектаклей в древних амфитеатрах.

Сцена простоит пять лет
Площадь Херсонеса Таврического станет больше после передачи музею военных городков в районе Карантинной бухты. Принято решение о переезде оттуда школы водолазов Черноморского флота. Когда военные освободят территорию, за нее первым делом возьмутся археологи. Раскопки там не проводили никогда.

На это место планируют перенести сцену. Площадка в цитадели — временная, вместо нее построят две постоянные, сообщил митрополит Тихон.

— Сцену мы возвели с разрешения Минкультуры РФ и под контролем археологов, она никак не повлияет на памятник, — говорит он. — Думаю, что она просуществует лет пять.Когда будут построены крытая сцена и открытый амфитеатр, то нужда во временной сцене отпадет.

Там же хотят разместить музей античности и Византии, куда переедут экспозиции Херсонеса, а также музей христианства. Кроме этого, есть задумка воссоздать улочки древнего города и устроить там небольшие музеи, кафе, ремесленные мастерские.

По словам митрополита, уже разработан примерный проект, однако все будет зависеть от результатов раскопок.

Тем временем

Устройство дорожек, указателей информационных стендов продолжится в западной части херсонесского городища, меньше всего знакомой посетителям. С 2020 года начнется мониторинг береговой линии Херсонеса и поиск вариантов берегоукрепления. В 2019-2020 годах подготовят проекты и приступят к реставрации трех памятников: баптистерия, подземного храма и туманного колокола.

Что будет отреставрировано

Баптистерий при Уваровской базилике
Ученые выдвинули три версии о том, в каком из храмов Херсонеса могло произойти крещение князя Владимира. Самая распространенная относится к баптистерию при Уваровской базилике. Это был самый большой храм Херсонеса, построенный в VI-VII веках, он стоял в епископском квартале и был кафедральным.

Сама по себе купель хорошо сохранилась. Но требуется демонтировать металлическую ротонду, установленную над баптистерием в 1990-е годы.

— Ротонда потеряла эстетический вид, да и стилистически не вписывается в концепцию музея-заповедника, — сообщила «РГ» директор Херсонеса Таврического Елена Морозова. — Также выполним визуальную реконструкцию баптистерия, чтобы показать, как он выглядел в древности.

Директор пояснила, что в раннем христианстве крещение принимали во взрослом возрасте, поэтому баптистерии строили за пределами храмов, это были довольно крупные сооружения. А уже позже, когда обряд стали проводить для младенцев, появились купели внутри храмов.

Сейчас ученые Херсонеса вместе с проектировщиками обсуждают варианты визуализации, которая бы отвечала требованиям законодательства в области охраны памятников. Это может быть небольшой макет, который установят рядом, либо мультимедийное изображение на экране.

Подземный храм в цистерне
В 2020 году начнется подготовка проекта реставрации единственного в Херсонесе подземного храма, который находится в северо-восточной части городища.- Это один из древнейших православных храмов Херсонеса, — рассказала «РГ» первый заместитель директора Херсонеса Таврического Татьяна Сарапулкина. — Он действовал в эпоху раннего христианства и был тайным. Есть версия, что изначально верующие использовали цистерну, вырубленную в скале для засолки рыбы или сбора воды. Потом помещение расширили, вырубили апсиды, ниши. Частично сохранились ступени, по которым в него спускались.

Древнейший храм остро нуждается в консервации и реставрации.

— Поступают грунтовые воды, влага скапливается внутри храма, стены постепенно разрушаются, — говорит замдиректора. — Раньше были видны три апсиды, а теперь одну из них практически не видно. Свод храма не сохранился. Его накрыли решеткой из соображений безопасности.

Сейчас сотрудники музея собирают сведения и пытаются установить, как выглядел этот храм.

— Раскопки проходили очень давно, тогда не было современной техники, которая фиксирует объект в точности до миллиметра, поэтому сведений не так много, — говорит Сарапулкина. — Главный вопрос — инженерный, как отвести воду. Храм находится на территории городища, и прокладывать какие-то каналы мы не имеем права. Объект очень сложный, пока нам не удалось найти проектировщика, специалисты только разводят руками.

Юлия Крымова

Источник:Российская газета-Неделя-Крым

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>