Скифская мечта: Россия возвращается на Восток
Статья Павла Зарифуллина в аналитическом журнале «Россия в глобальной политике»
Исход к Востоку
На фоне начавшихся переговоров с администрацией Дональда Трампа и надежд на скорое разрешение конфликта на Украине вновь вернулись разговоры о «Глобальном Севере» и о геополитическом альянсе с Западом. О том, что «поворот России на Восток» может закончится, толком и не начавшись.
И здесь стоило бы напомнить слова, которые приписываются нашему главному вестернизатору царю Петру Великому: «Европа нужна нам на сто лет, а там мы можем к ней повернуться задом». Петровские «100 лет» минули давно, а мы никак не можем обратиться к самим себе. Хотя под русский геополитический переворот на Восток давно подготовлена фундаментальная идеологическая база.
«Ново! Необычайно! Фантастично!»
Востоковед и геополитик, друг императора Николая II князь Эспер Ухтомский утверждал на заре XX века, что Россия должна перенести центр тяжести своей жизни в Азию, что сама миссия России находится в Азии. «Между Западной Европой и азиатскими народами лежит огромная пропасть, а между русскими и азиатами такой пропасти не существует».
Паназиатский проект князя Ухтомского вдохновлял последнего русского императора Николая. Ухтомского именовали славянофилом и «первым евразийцем», но по сути он был гораздо радикальнее этих достойных русских восточников. Он считал, что миссия России — возглавить Восток, стать лидером Азии. А если этого не произойдёт, то Европа нас раздавит.
У Эспера Ухтомского при царском дворе был важный предшественник и союзник — тибетский лекарь Пётр Бадмаев. Он был не просто представителем «альтернативной медицины», каких и тогда, и сейчас в столицах множество. Врач считался любимым крестником императора Александра III. Бадмаев получил монаршее признание за различные геополитические и логистические транспортные проекты. Он активно лоббировал Транссиб, а также постройку БАМа и железных дорог в Китай и Тибет. Своему крёстному Александру Миротворцу Бадмаев презентовал увлекательную записку «О задачах русской политики на азиатском Востоке».
В ней Бадмаев предложил полную экономическую и политическую переориентацию России из Европы в Азию. Царь долго думал над этим проектом, а потом выдал резолюцию:
Мистерия «Скоро Восток»: алхимия искусства в сердце Евразии
Воскресным вечером старинный «Брюсов-холл», затерянный в переулках близ Тверской, преобразился в пространство сакрального действа. Под сводами зала, озарёнными мерцанием янтарных огней, смешивались ароматы ладана и талых вербовых ветвей. Рассредоточенные в свободной рассадке гости, словно паломники, готовились к погружению в шестую мистерию цикла «Скифская алхимия» — ритуал под пророческим именем «Скоро Восток». Ровно в семь часов свет угас, и в центре зала вспыхнула одинокая точка сияния, открыв двухчасовое путешествие из «предсолнечного прошлого в сияющую Евразийскую зарю».
Первый акт, «Тайна Эйдолона», начался с явления философа-этнографа Павла Зарифуллина. В роли жреца-аэда он сплетал мифы о Поэте-Сердце и небесном духе Эйдолоне. Его слова, насыщенные образами «галактических рукавов», «разумных красных карликов и альбиносных рыб», будто растворяли границы между залом и космосом. Зрители, заворожённые метафорами, ощутили себя частью грядущего преображения — рождением Золотого Человека, чья судьба связана с восточным восходом России.
Это вид ритуально-магической речи, близкой к мантрам, гипнозу и вызыванию дождя.
«В нашем сердечном знании», — так говорил Зарифуллин: «Поэт подобен сердцу, своими ритмами и биениями, песнями и медитациями, открывающему новые кровотоки, галактические рукава, молочные реки и плазменные берега. Но кто одухотворяет сердце? Наполняет его уранические кислородом, солнечным ветром? Конечно же Дух святой, божественное дыхание, поцелуй золотого воздуха.
Без философов, идей, жрецов, лярв, посредников, продюсеров, президентов!
Без!
Уснащает Поэта милостью Святого Духа. И пророки выхватывают потусторонний луч и взращивают его до размеров вселенной. Прелестный чудный Эйдолон»!
Звенящую тишину разорвали гитарные переливы: на сцену вышел Игорь «Лёба» Лебедев с ансамблем. Концерт «Скоро Восток» стал заклинанием звука и слова. Под аккомпанемент фортепиано и приглушённых барабанов зазвучали «Ангельская охрана», «Не ревную». Стихи Есенина и Мандельштама, обретают новую жизнь! Кульминацией стало исполнение «Бедуинов» — песни, после которой в зале повисла пустынная тишина, словно ветер из Сахары унёс последние ноты. Музыка Лёбы, подобно узорам персидского ковра, увлекала зрителей в пятое измерение, где время сплеталось с вечностью.
Отныне этим городом правят
БЕДУИИИИИИНЫ
Закрыв глаза и на коне,
Слагают вольные былины
О смутно пережитом дне.
Возвращение Зарифуллина во второй части — «Обретение Китая» — углубило маршрут. Философ говорил о «Большой игре» за Эдем, о паутинах солярных пауков и коврах-самолётах, противопоставляя техногенный хаос миру, где восточная мудрость сливается с космической тоской. Его речь, как карта сокровищ, вела к королевству, «где реки текут мёдом, а звёзды шепчутся с землёй».
Он повествовал о том, как русские поэты и путешественники шли в Китай, а попали в Китай-город, вскрыв «Внутренний Восток» в сердце Москвы:
«Козыри грядущего, будто покрытые шкурами менгиры. Их духовидцы развернули у святилищ обретённого восточного города. Звериные знамёна открывают иную эпоху. Там, где граница между дольним и горним, наконец, исчезла.
Ураганом вознёсся новый духовный Полюс!
И
Радуется
Скифская
Злато-китайская
Москва!»
Евразийцы не только красные, но и белые
Черносотенные хейтеры, любители испанцев творивших геноцид русских людей в Ленинградской области во время Великой Отечественной Войны, и прочей мерзости, любят называть Павла Зарифуллина и шире Новых скифов красными евразийцами. Есть точка зрения, что все эти сыны монархии и прочий националистический сброд проплачен Западом, который после провала либеральной идеи, сделал ставку на формирование «свидомых» русских. Ведь на Украине прокатило. Можно попробовать и у нас. В любом случае вряд ли наши доморощенные крикуны могут заработать серьезные деньги как-то по другому. Их стоимость на рынке труда ноль. А невидимая рука рынка не всегда ласкова, но всегда справедлива.
Вот только евразийцы и Новые скифы бывают не только красные, но и белые. А в принципе, что еще можно ожидать от меня. Еще пацаном я начал карьеру и защищался в Институте Экономики РАН, затем был стратегом по рынку акций, а позднее возглавлял аналитику не последних финансовых компаний. Консолидировал в МРК дочки Связьинвеста и приложился к подготовке приватизации Славнефти. ФК Мегатрастойл, где я работал, была надстройкой государственной нефтяной компании. Затем придумал евразийский евро или алтын. Был колумнистом всех ключевых изданий от Взгляда до Известий. И даже 5 лет назад вызвал медийную бурю с идеей деноминации рубля.
Вот только красные евразийцы мне братья. Гумилевщина навсегда в моем сердце. Мое сердце не в Киеве или Царьграде, а в Сарай-берке. А справедливость, ее принципы, заложены еще в Великой Ясе Чингисхана. Как колумнист старейшей русской газеты Завтра скажу, что история России неделима. И Сталин точно не хуже Ивана Грозного или Петра Великого. И вряд ли без советской власти мы выиграли бы ту великую войну.
Квинтэссенция левого патриотизма
О книге Павла Петухова «Евразийство. Народничество. Русский космизм»
Евразийство, 100-летний юбилей которого мы отпраздновали 4 года назад, в 2021 году, продолжает привлекать внимание российских исследователей отечественной мысли, а также философов, обществоведов и публицистов, интересующихся проблемами дня сегодняшнего. Ничего удивительного в этом нет: классики евразийства – П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, П.П. Сувчинский, Н.Н. Алексеев, Г.В. Вернадский и другие – предложили новый взгляд на Россию, альтернативный уже существовавшим в XIX веке западническому и славянофильскому.
Евразийцы увидели в России Евразию – синтез европейских и восточных культурных ценностей, делающий возможным и обосновывающий поворот России на Восток, союз ее со странами Азии, Африки, противостоящими западному колониализму (что так актуально сегодня!).
Евразийская концепция была создана выдающимися учеными, представлявшими цвет русской науки того времени. Позднее они стали интеллектуалами мировой величины, известными на Западе. Это и создатель фонологической теории, лингвист Н.С. Трубецкой, и лингвист и литературовед, один из теоретиков структурализма Р.О. Якобсон, и русско-американский историк, создатель научной школы в Йельском университете Г.В. Вернадский и, конечно, один из отцов русской геополитики и геоэкономики, создатель структуральной географии П.Н. Савицкий.
При всей парадоксальности евразийства, вызывающего критику с разных сторон, идеи евразийцев будоражат умы и не теряют популярности до сих пор. Научное значение евразийства и его влияние на мировую науку (идеи Трубецкого и Якобсона повлияли на Леви-Стросса, а через него – на французских структуралистов) в полной мере еще не осознано и не отрефлексировано (хотя об этом есть фундаментальное исследование Патрика Серио).
Если говорить о месте евразийства в русской интеллектуальной традиции, то оно диалектически сочетает идеи западничества (Савицкий и Вернадский вышли из среды западников-кадетов) и неославянофильства. Эвристический потенциал евразийства велик и развитие этих идей помогло бы найти неожиданные ответы и на многие вопросы современности.
Скифы обсудили поворот России на Восток. Домой
23 марта в Москве состоялось заседание Московского Скифского клуба, посвящённое теме, которая с каждым днём становится всё более актуальной и значимой: повороту России на Восток. Заседание проходило в зале «Варварка» отеля «Арткорт Москва» и собрало известных российских интеллектуалов, политиков, философов, экспертов, представителей бизнеса и деятелей культуры. Разговор получился живым, откровенным и глубоким.
Открывая заседание, председатель клуба, директор Евразийского Центра имени Льва Гумилёва Павел Зарифуллин подчеркнул, что идея ориентации России на Восток обсуждается уже давно, но именно сейчас она приобретает особое значение. Поворот на Восток – это не просто смена внешнеполитического курса, это возвращение к собственной идентичности, к глубинным смыслам русской и евразийской цивилизации, оторвавшейся от иллюзий западного мира. Россия веками пыталась найти правду на Западе, но так её и не нашла. Запад остаётся чуждым нам миром, миром, на который русские не молятся, подчеркнул Зарифуллин. Наша историческая судьба – это путь на Восток, это «возвращение домой», где Россия не «вечный евролокей», а равноправный партнёр и даже лидер среди братских народов Евразии.
В этой связи необходимо создание в Москве логистического «Центра Восточной Геополитики». Это должен быть Центр концептуальный и аналитический, одновременно «фабрика мысли», «лаборатория свежих ориенталистских идей», «новейшее географическое общество».
Русский праздник Навруз
Новый Год
Международный день Навруз («Новый день») — праздник нового года по солнечному календарю у иранских и тюркских народов проходит в астрономическую дату Весеннего Равноденствия (20-21 марта). Празднование Навруза под различными названиями широко распространено во многих культурах Ближнего Востока и Средней Азии. Его празднуют персы, пуштуны, курды, таджики, узбеки, туркмены, казахи, уйгуры, киргизы, астраханские и крымские татары. Люди веселятся, пируют, играют на музыкальных инструментах, красят яйца, прыгают через ритуальные костры.
Китайский Новый год в России известен и популярен.
Но Навруз намного более переплетается с обрядами и ритуалами русских на Пасху и Ивана Купала. Потому День Весеннего Равноденствия не может не откликнуться в наших сердцах и подсознании. Он напоминает нам о «времени оно», когда славяне праздновали свой новый год весной.
Яйцо в Зайце
У германцев за приход весны отвечала богиня Остара. Отсюда и старонемецкое «Ostern» — Восход, Пасха, апрель.
С «Девой Востока» был связан комплекс праздников и обычаев перекочевавших позднее в христианский праздник Пасхи. Иранский и азербайджанский обычай красить яйца на Навруз — это и дар Остаре — богине весны и восхода года.
Русская Евразия Петра Николаевича Савицкого
В «Доме А.Ф. Лосева». Семинар «Русская философия». Цикл «Русская философия в мире».
Цикл «Русская философия в мире» проводится в рамках проекта «Осмысляя Россию: отечественная философия в поиске культурного кода страны» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
20 марта 2025 г. 18.30. Семинар «Русская философия». Цикл «Русская философия в мире». Доктор исторических наук Андрей Николаевич Зелинский «Русская Евразия Петра Николаевича Савицкого. К 150-летию со дня рождения мыслителя».
П.Н. Савицкий (1895 – 1968) с самого зарождения евразийского движения – один из главных его теоретиков и политических лидеров. Создал базовые для евразийства теории месторазвития, хозяйстводержавия, циклов экономической истории, циклов евразийской истории. Был создателем новой науки – кочевниковедения, создателем евразийской версии русской геополитики, внес вклад в географию, экономику, политологию, литературоведение, искусствоведение, историю и т. д. Участник всех евразийских изданий, участник руководящих органов евразийского движения (Совет Трех, Совет Пяти, Совет Семи), активный пропагандист идей евразийства в русской эмигрантской и в зарубежной печати, борец с левым уклоном в евразийстве («Кламарский уклон»). Среди трудов Савицкого есть работы о старинной архитектуре Украины, развитии сельского хозяйства в России и по многим другим вопросам. Однако центральное место в его творческом наследии занимает изучение культурной и геополитической специфики России в её прошлом и настоящем. Особый интерес вызывало у Савицкого взаимодействие русского этноса с монгольским, от которого русские, по мнению Савицкого, унаследовали «чувство континента». В 1945 году после занятия Праги Советской армией был арестован органами СМЕРШ как бывший участник белого движения (несмотря на патриотическую позицию в годы оккупации), самолетом переправлен в Москву, где был осужден на 8 лет лагерей за контрреволюционную деятельность.
На самом деле русские — это скифы
15 марта (2 марта по старому стилю) 1917 года Николай II отрекся от престола. Плач Ярославны во всем монархическом и черносотенном сегменте интернета.
Упор делается на то, что СССР это АнтиРоссия. Был построен на отрицании России традиционной, белой, православной. В этом, конечно, есть значительная доля правды. Однако и сама романовская Империя также была АнтиРоссией. Романовская империя была построена на отрицании Московского царства, его религии (старообрядчества), демократии (земский собор) и закрепощении собственного народа. Московское царство не рвало с ордынскими традициями (царский титул, включение ордынских законов и обычаев с новых территорий в царский судебник и в обычное право), активное подключение тюркской знати к управлению государством. Романовы попытались из России сделать Европу и это у них не получилось. Повторная попытка была при Борисе Ельцине и Егоре Гайдаре, с тем же результатом.
В принципе последний царь-неудачник это тема столетней давности, которая должна интересовать только профессиональных историков. Однако, современные ксенофобы и монархисты делают его своим знаменем, попутно монополизируя само понятие великоросс. В их понимании русский хлебает борщ лаптем, проклинает СССР, тоскует по монархии и постоянно занимается покаянием за реальные и мнимые грехи. Осталось только репарации семье Романовых выплачивать. А также испытывает страх и ненависть перед инородцами, особенно кавказцами и тюрками, которые не сегодня завтра захватят власть и устроят геноцид коренного населения. Влюбленный в архаику, часто не вписавшийся в современную цифровую жизнь и рыночную экономику, с манией величия и манией преследования одновременно. Более русофобской позиции придумать сложно.
Русская сакральная география
Мистерия света и звука в Брюсов холле
В последний месяц зимы, когда земля, закутанная в ледяное безмолвие, будто затаила дыхание перед весенним пробуждением, в самом сердце Москвы, в загадочном «Брюсов-холле», произошло событие, ставшее порталом между мирами — лекция-мистерия Павла Зарифуллина. Это был не просто вечер, а алхимический сплав философии, музыки и танца, где каждая минута пульсировала энергией древних ритуалов, а воздух был напоён ароматом мистических откровений. Событие, начавшееся в сумерках зимнего дня, когда первые звёзды лишь начинали мерцать над заснеженными крышами, превратилось в путешествие сквозь время и пространство — от скифских курганов до звёздных туманностей, от замерзших полей Подмосковья до сакральных символов таинственной страны Белой Индии.
Гости, ступавшие по мраморным ступеням холла, уже на порогу ощущали, как стены, пропитанные духом Якова Брюса — колдуна петровской эпохи, мага, чьё имя стало синонимом тайны, — шептали им о предстоящем чуде. Игорь Лебедев, директор этого мистического пространства, встречал зрителей с улыбкой, в которой читалось знание о том, что сегодняшний вечер станет для многих инициацией в новое измерение. «Это место, — говорил он, — где линии московских улиц пересекаются с картой созвездий, а дух Брюса до сих пор бродит среди нас, одобряя тех, кто осмеливается искать». Его слова, как ключ, открывали дверь в мир, где рациональное растворялось в медитативных звуках оркестра Яна Бедермана, а танец Анастасии Фатеевой и её импровизаторов становился языком, на котором говорили духи земли и неба.
Золотая Орда и Пруто-Дунайское междуречье
С географической точки зрения Южно-Молдавская равнина представляет собой юго-западную окраину Восточно-Европейской равнины. Молдавия является крайним юго-западным пограничьем обширной лесостепной зоны Евразийского континента, простирающейся сплошной полосой от восточных предгорий Карпат до Алтая. Для Молдавии характерен умеренно-континентальный климат, свойственный большинству географических районов Евразийской лесостепи: умеренно жаркое лето и умеренно прохладная зима. Для Молдавии, как и для всей евразийской лесостепи, характерно отчётливое выделение 4 времён года: весны, лета, осени и зимы. Вследствие наличия на территории Молдавии зоны широколиственного леса (кодры) годовое количество осадков (500 – 550 мм на севере, 400 – 450 мм на юге) здесь превышает количество, характерное для лесостепи (300 – 400 мм).
Известный российский археолог М.Б. Щукин отметил, что во 2-й половине I тысячелетия до н.э. евразийское пространство было структурировано в систему семи культурных миров:
1) эллинско-римский;
2) кельтский (латенская культура);
3) латенизированные культуры Северной Европы (протогерманцы);
4) франко-гето-дакийский мир – Прикарпатье и север Балканского полуострова;
5) мир лесных (балтских и балто-славянских) культур восточной Европы;
6) мир финно-пермских племён;
7) степной (скифо-саксо-сарматский, ираноязычный), кочевнический.
Другой российский археолог, Л.Н. Корякова, высказала мысль о добавлении к этому перечню ещё двух образований:
8) «сарматизирующийся» мир лесостепи, угорских и иренских культур Зауралья и Западной Сибири (саргатская, большереченская);
9) большой угро-самодийский мир лесных культур Урала и Западной
Сибири.
Эти ареалы обладали своими центрами, и между ними существовали отношения различных уровней. Авторы убеждены, что «к концу I тысячелетия до н.э. почти не осталось (или осталось очень мало) культур, которые развивались изолированно.