Об этом рассказывает писатель Павел Кренев
Недавно издательство «Прометей» выпустило книгу очерков секретаря правления Союза писателей России, уроженца Поморья Павла Кренева.
Читателям Павел Григорьевич больше известен как автор рассказов о родном крае, природе Русского Севера старинной деревне Лопшеньга, поморах Летнего берега Белого моря, с которыми автор не порывает связи – его стараниями на малой родине ежегодно проводятся Казаковские чтения – литературный фестиваль памяти известного советского писателя Юрия Казакова. Павел Кренев участвует в жюри Гриновского фестиваля, который так же ежегодно проходит в Архангельске.
Нынешняя книга – это не сборник историй из поморской жизни, охотничьих рассказов или военных новелл. Перед нами – исторические очерки, объединенные в цикл «Черный коршун русской смуты». В аннотации к книге говорится: «У людей всегда много вопросов к собственной истории. Это потому, что история любой страны очень часто бывает извращена и переврана вследствие желания её руководителей представить период своего владычества сугубо идеальным периодом всеобщего благоденствия. В истории они хотят остаться мудрыми и справедливыми. Поэтому, допустим, Брестский договор между Россией и Германией от 1918 года называли в тот период оптимальным и спасительным, потом «поганым» и «похабным», опричников Ивана Грозного нарекали «ивановскими соколами», затем душегубами. Ленинский и сталинский периоды провозглашали «славными годами становления советской власти», а впоследствии они превратились в «эпоху кровавого режима» и т.д. Автору очень бы не хотелось продолжать такую вот словесную эквилибристику, у него есть желание назвать вещи своими именами. Поэтому и появилась эта книга. Все факты и события, изложенные в ней, почерпнуты из документов, хранящихся в архивах КГБ СССР, где автору довелось работать в 1990-годы и из других документальных источников».
Тема большинства очерков – события Революции, Интервенции и Гражданской войны, их непосредственные участники и организаторы: анархист-махновец Лев Зиньковский (Лева Задов), большевики Яков Свердлов, Владимир Ленин, Лев Троцкий, спонсор великих потрясений Александр Парвус, предтеча Джорджа Сороса, лидеры левых эсеров…
Если говорить о последних, то автор, на основе анализа источников приходит к выводу: мятежа 6 июля как такового не было, была масштабная провокация большевиков осуществленная ВЧК через своих агентов в рядах партии. Что же касается ключевых фигур, Марии Спиридоновой и Дмитрия Попова, то исследователь подводит читателя к выводу: их использовали втемную. В итоге же «мятеж» провалился, партия была убрана с политической сцены.
Интересна и авторская трактовка борьбы за власть в стане большевиков, также основанная на изучении архивных документов. Противостояние, условно говоря, «проамериканской» группы лидеров (Троцкий, Свердлов. Дзержинский и т.д.) и их противников, первоначально ориентированных на Германию (Ленин, Сталин, Калинин и т.д.) позволяет прояснить некоторые страницы послеоктябрьской истории, например, гибель Свердлова или покушение на Ленина. Вскоре Германия проиграла войну и сосредоточилась на внутренних проблемах (в основном – выкарабкивании из кризиса), «пронемецкое» крыло партии большевиков стало трансформироваться в патриотическом направлении, а их оппонентов ждал закат и конечный крах.
Победа «проамериканской» линии означал бы для России катастрофу, куда более масштабную, чем случилась в девяностые годы, когда также временно восторжествовало американское лобби во власти. Кстати, и победа белых вкупе с Антантой привела бы к похожим результатам – разграблению России и установлении жесткой диктатуры с репрессиями и концлагерями. Вроде той, что существовала на «белом» Севере в 1918-1920 гг. Так что из трех зол России досталось меньшее, мы получили миллионы жертв, но в результате – флаг над рейхстагом, Гагарина в космосе и ядерные ракеты на боевом дежурстве. К этой мысли так же приходишь, читая книгу Павла Кренева.
От истории ХХ века писатель обращается к сакральным глубинам, уходящим в толщу тысячелетий, ко временам легендарной гиперборейской цивилизации. Оказывается, 18-летний Николай Гумилев предпринял экспедицию к берегам Белого моря. Результатом ее стало открытие гробницы то ли правительницы, то ли жрицы седой древности и находка артефакта: сделанного из чистого золота гребня с изображением девушки, управляющей дельфинами. Были ли то классические дельфины или, что более логично, беломорские белухи, Павел Кренев не уточняет. Впоследствии Николай Гумилев получил аудиенцию у своего царственного тезки. Далее следы артефакта теряются. Вероятно, последней владелицей таинственного артефакта была балерина Матильда Кшесинская. Сюжет, достойный очередного блокбастера о похождениях Индианы Джонса.
Книга увидела свет накануне 70-летия писателя. Другим своеобразным подарком к юбилею стало награждение дипломом всероссийского журналистского конкурса «Патриот России – 2020» «За лучшее освещение в электронных и печатных средствах массовой информации темы патриотического воспитания», в номинации «Мы – россияне!».
Анатолий Беднов