Нью-Йоркский музей Метрополитен на будущей неделе открывает новый постоянный раздел, посвященный искусству и культуре исламских стран. Грандиозная экспозиция, разместившаяся в 15 галереях, представляет экспонаты, собранные в Турции, Иране, Центральной и Южной Азии, арабских странах, и называется «Новое открытие исламского мира».
Проект, задуманный не только как культурный, но и просветительский, открывается в непростое время вспышки антиисламских настроений в США в связи с намерениями мусульманской общины возвести культурный центр с мечетью по соседству с «граунд зиро», где возвышались башни Всемирного торгового центра, уничтоженные в результате террористической атаки исламских фундаменталистов Аль-Каиды.
«Мы должны признать, что живем в стране, где массовое сознание об исламском мире вообще не существовало еще 10 лет назад, и это сознание появилось в один из самых черных дней американской истории», — сказал президент музея Томас Кемпбелл, открывая пресс-показ экспозиции, ставшей одним из наиболее значимых культурных событий последнего времени.
Жемчужина Самарканда
Среди самых первых экспонатов, которые видят входящие на «исламскую территорию» Метрополитена — каллиграфическая вязь с цитатой из рукописного Корана. Это самый большой в мире экземпляр Корана, изготовленный для великого завоевателя Тамерлана — высота каждой буквы достигает полуметра. Считается, что он был создан не позднее 1405 года, даты смерти великого эмира во время его похода на Китай.
Оригинал Корана хранится в узбекском Самарканде. По легенде, мастер Умар Акта изготовил эту копию после того, как грозный заказчик, разгромивший Золотую Орду, отверг предыдущую, как слишком маленькую. Чтобы представить ко двору свой труд, упрямому древнему каллиграфу пришлось соорудить специальную крупногабаритную телегу. Вызов мастера, однако, был воспринят благосклонно.
Династия Тимуридов прославилась не только покорением земель. Выходец из низов Тамерлан любил беседовать с учеными и своими познаниями в истории удивил средневекового историка и мыслителя Ибн Халдуна. Во время его правления в каждый город назначались не только чиновники, но также улемы, то есть ученые. Потомки великого властителя тоже вошли в историю как поэты, просветители, покровители искусств и ученые.
Еще один экземпляр Корана, размещенный в этом же зале, был создан в Оттоманской империи. Точно известна лишь дата изготовления резной подставки, преподнесенной в дар медресе — 1360 год.
Галереи оформлены с пышностью дворцов халифов, здесь даже есть полностью воссозданный зал приемов одного из дамасских пашей, весь в мраморе и мозаиках. Роскошь и тонкость декора погружают в негу древнего города, возродившегося после набега Тамерлана, полностью разрушившего Дамаск в 1400 году. Комната приемов — дар фонда Хагопа Керворкяна.
Несколько залов посвящены изысканному искусству Индии времен Великих Моголов. Считается, что изогнутый кинжал работы мастеров Голконды принадлежал самому правителю Биджапура («Города победы») Али Адил-шаху. Рукоятка украшена изображением дракона, который набрасывается на льва, атакующего оленя — с подобным кинжалом Али Адил-шах изображен на одном из парадных портретов.
А мистическая гигантская летучая мышь, на самом деле довольно обычная в индийских реалиях, сделана неизвестным мастером в Калькутте во времена Ост-Индской компании, и ориентирована уже на британский вкус.
Кавказский привет
Среди 1200 выставленных экспонатов удалось разыскать и один из Российской Федерации, хотя страна происхождения не указана, помечен только регион — Кавказ. Это шерстяной ковер середины 19-го века, названный «Карачов» (Karachov), хотя, скорее всего, имеется в виду Карачай, историческая территория проживания горного народа, которая входит в состав нынешней Карачаево-Черкесии. Этот этнос славен своим ковроткачеством, и ковры до сих пор являются здесь частью традиционного свадебного ритуала.
«Карачов» был приобретен Джеймсом Бэллардом, страстным коллекционером, который в своей жизни исколесил около 700 тысяч километров, путешествуя по Азии, Индии, Ближнему и Среднему Востоку. Он присутствовал при вскрытии гробницы фараона Тутанхамона, был одним из самых тонких ценителей искусства государства Тимуридов, и интересовался самобытной культурой народов Кавказа. Бэллард при жизни подарил свою богатейшую коллекцию из 120 ковров музею Метрополитен в 1922 году, и лишь сейчас, спустя почти сто лет, они заняли свое место в постоянной экспозиции. В ковровом собрании Бэлларда есть экспонаты, датированные 10 веком.
Карачевский ковер определен в Метрополитен-музее как «kazak». Англичаниин Гарольд Лэмб, написавший в 1929 году книгу «Тамерлан», утверждал, что в этот период — до образования своего государства — Тамерлана называли также «kazak» — «казак». Хотя изначально так именовали всех бродячих степных воинов.
Российский востоковед Василий Бартольд считал, что слово «казак» впервые появилось в XV веке и означает человека, «независимого от авторитетов и законов, ищущего приключений и потенциального геройства».
Музей Метрополитен считается одним из крупнейших мировых хранилищ культурных реликвий, его посещают ежегодно около 5 миллионов человек, а открытие новой экспозиции – знаковое событие в истории музея — сопровождается сериями тематических лекций, концертов и диспутов.
Лариса Саенко