Новые скифы. Наследие

Q5Uq0DgBMacРазмышляя на тему «Новых Скифов», мы сталкиваемся с тем, что сложно определить ориентиры нашего сообщества. И хотя границы в нашем наблюдении не нужны, как чуждые скифскому пониманию, ценностное ядро и мировоззрение должны быть определены четче, чем мы обычно привыкли делать.

Кто такие «Новые Скифы»? Мне приятнее думать, что это сообщество людей, не согласных жить в формате общепринятой лжи, знающие, что всегда есть другое направление, другой путь и другой конец света, куда может устремиться взор ищущего человека, если хотите, когнитивного скифа, в поисках своей новой свободы и новой ответственности. Ответственность – это возможность давать ответы на вопросы, которые всех беспокоят, а не обязанность расплачиваться за что бы то ни было. Но прежде чем дать новые ответы и перестать быть просто сообществом людей, избегающих распространенной лжи, необходимо сфокусироваться на том, что является нескифским, в какой среде нам приходится жить чтобы выкристаллизоваться в движение и с какой тяжкой ситуацией в гуманитарной экологии пришлось столкнуться прежде чем пожать друг другу руки.

Пожалуй, главный протест, вызываемый современной цивилизацией, это конфликт воли и автомата, выраженный в урбанистической философии Льюиса Мамфорда. Сам он не был ни евразийцем, ни скифом, а просто писал о том, что его больше всего беспокоило. Центральным пунктом его философии было то, что человек с помощью языка и образом создает знаковые системы, которые структурируют общества и превращают их в огромные системы управления, где каждое звено подчинено другим, отлажены механизмы контроля, лишающие человека и воли и свободы. Эти огромные человеческие автоматы он называл мегамашинами.

X3D_7BgysoE

Доведенные до совершенства фараонами, мегамашины практически не изменились до наших дней. Единственное реальное нововведение, приобретенное после них – это создание конвейера, позволившего производить промышленную сборку материальных, духовных и творческих продуктов.

Цель любой мегамашины, вне зависимости от того, является ли ей нация, королевство или цивилизация – это добиться того, чтобы меньшинство получило доступ на небеса за счет большинства. Поэтому никакой принципиальной разницы между египетской пирамидой и космической ракетой нет, как замечал сам Мамфорд.

Конечным воплощением философии машины является современный город, который представляет собой огромный автоматизированный контейнер, в котором хранятся люди. Мегамашины не всегда работают на автомате, появляются сбои, противовесы и неполадки в системе, после чего мегамашина работает в полуавтоматическом режиме и временами даже требует ручного управления, но все же.

Мегамашина не подразумевает, что у людей есть какие-то свои собственные цели и принципы. Все их цели, принципы, намерения, интересы – продукт многовековой стандартизации. Человек в контейнере не может найти дело по вкусу, так как его вкусы и социально одобряемые дела – результат образования и воспитания – продукт мегамашины. Он не может развлечься так, как он хочет, потому что его хотение, а также все формы развлечений в городе – продукт индустрии развлечений, продукт мегамашины. Человек не может творить, потому что творчество – есть перекладывание кубиков из всего, что уже было создано – продукт мегамашины. И если человек в контейнере что-то думает насчет того, что он сам что-то решает, ему достаточно подумать, может ли он выкинуть сотовый телефон в мусорку или выйти на проезжую часть на красный свет, чтобы избавиться от иллюзий своей самостоятельности.

GQc7Ob4HYn4

Строить карьеру, заводить семью, искать подработку, планировать отдых, смотреть телевизор или выходить в Интернет, любить, встречаться с друзьями, пить, творить, даже обижаться – все это программируемые магамашиной действия и реакции, нацеленные на оптимизацию свободной воли и выполнение генерального плана. Если нет какого-то плана, его место занимает утилизация человеческого материала, то есть унификация и распространение смерти. Поэтому в больших городах большая семья редкость, распространена философия freechild, и делается все возможное, чтобы человек умер после того, как отработает всю свою плодотворную жизнь в автоматике труда. А любая случайная смерть воспринимается не то как нонсенс, не то как катастрофа, но всегда – как сбой программы мегамашины. Но антидемографическую сущность города заметили давно. И в некотором смысле это конечная цель города-автомата – собирать, аккумулировать лишнюю массу людей с целью их дальнейшей переработки в новые механизмы для мегамашины. Этакий биореактор для челоматериала.

Что же представляют собой «Новые Скифы»? Исторические скифы никогда не строили мегамашин, и это исторический факт. Возможно, главная цель нового движения – по-новому взглянуть на перспективы дальнейших путей развития человечества и поставить вопрос о том, чего заслуживает человек. Культура мегамашины порождает свой миф, и это миф смерти (не случайно Эрик Берн в качестве «сценарного выигрыша» каждого конкретного человека на полном серьезе рассматривал самоубийство, а Фрейд называл силой танатоса согласие человека соответствовать мегамашинным проектным требованиям). Находятся ли «Новые Скифы» в противовес — в авангарде жизни – вопрос открытый.

2014-06-06 18.39.27

Будем ли мы сообществом людей, не желающих жить в формате общепризнанной лжи или предложим новое представление об обществе будет зависеть от того наследия, которое «Новые Скифы» предложат миру.

Говорить об этом еще рано, но задумываться уже пора. Много говорилось о «Новых Скифах» как о политическом, культурном проекте, но практически никогда не говорилось о просветительском. Между тем человеческая интеллектуальная элита уже подступается к главным идеям, противоречащим формату современной цивилизации людей, которые содержат только три слова: непобедимость, всемогущество и, самое главное, бессмертие.

Все они имеют свои измерения в области технологии, биологии, стратегии, социологии, антропологии, кибернетике и других науках. Это ценности, прямо противоположные мегамашинной культуре со времен пирамид, зиггуратов и Великой китайской стены до сегодняшнего дня «государства всеобщего благосостояния», Байконура и перспективного Никарагуанского канала. Мегамашина разделяет лишь ценности смерти, управляемости и ограниченности, так как именно эти проектные требования позволяют человеку стать частью поточного производства. Ребенок, рожденный бессмертным, всемогущим и непобедимым в результате одомашнивания, дрессуры и приручения становится клерком в офисе, который еще хранит память о своем превосходстве только в своих снах, отравленных плохой городской экологией и снотворными. Любая бесконечность и непреодолимость неуправляемы.

Если ген скифства общий для сообщества «Новых Скифов» и для народов России и евразийского пространства вообще, то поиск и выращивание скифа в себе – главная гуманитарная задача для членов сообщества. Возможно, это главное наследие для скифов сегодня – создание нового человека, который сохранит и пронесет через всю свою жизнь эти три великих свойства (или хотя бы ценности): бессмертия, непобедимости и всемогущества – доступных каждому ребенку, но утраченных в зрелом возрасте. Не «новый русский», не французский nouveau riche, не гитлеровский neuenmenschen, не порождение английского «ублюдочного феодализма» — джентри – расово озабоченный винтик англосаксонской мегамашины. Новый человек, новый скиф вырывает провода из своей головы, реализуя главный кошмар технократов XX века, надменно полагающих, что разобрались с человеческой неопределенностью.

Возможно, сейчас самое время собирать передовые идеи человечества, прорывные исследования в различных гуманитарных областях от морфологии сказки Проппа (а по сути – предсказания человеческой судьбы) до Льюиса Мамфорда, чтобы новый скиф в каждом из нас был вооружен самыми передовыми идеями для строительства нового мира, свободного от мегамашинной эксплуатации. Если эти передовые идеи создавали англосаксонские деятели, то настало время грабить караваны между Принстоном и Кембриджем, чтобы иметь лучший инструментарий для возрождения человеческой мечты, человеческого существа. И этот человек – возможное главное наследие нашего сообщества.

Виталий Трофимов-Трофимов

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>