Новый формат евразийского образовательного пространства

Говоря о путях формирования Евразийского союза, эксперты ставят во главу угла гуманитарную составляющую, в частности совместные образовательные проекты. Особую актуальность этот вопрос приобретает в свете возможности присоединения к евразийскому интеграционному проекту Армении, где некоторые эксперты сомневаются в целесообразности такого рода интеграции с точки зрения политики и экономики.

«Применительно к российско-армянскому экономическому взаимодействию, которое охватывает достаточно высокотехнологичные отрасли, такие как, скажем, атомное строительство, добыча полезных ископаемых, информационные технологии, медицинские технологии – сейчас достаточно много проектов, и все это, безусловно, требует адекватной образовательной базы, — думает научный сотрудник Института политических и социальных исследований Черноморского-Каспийского региона Андрей Арешев. — Многое разрушено в предшествующие 20 лет. Западные образовательные программы и модели сотрудничества имеют свою специфику, которая в ряде случаев плохо согласуется с тем культурным, экономическим, политическим пространством, которое существует в наших странах. Здесь очень важна роль русского языка, и непосредственные связи между университетами, научными центрами, образовательными структурами, которые произрастают снизу, а не навязываются откуда-то сверху, имеют серьезные шансы на успешную и эффективную реализацию. Это сотрудничество не должно иметь конъюнктурного характера, и оно не должно осуществляться в привязке к каким-то информационным поводам, и должно иметь системный характер… Сейчас духовная сфера отстает от экономической, материальной, технической. Синхронизация образовательных реформ будет способствовать выработке общих духовных цивилизационных ориентиров, которые позволяли бы России, Армении, странам Центральной Азии, для которых это все тоже актуально, противостоять всем многим вызовам. Для партнеров по евразийскому пространству это был некий альтернативный Запад, который предлагал другие схемы взаимодействия, схемы, который позволили нашим народам столетиями существовать в условиях относительной безопасности, межнационального мира, согласия».

«Единое экономическое пространство сформировать легче, чем культурно-духовное, — думает замминистра образования и науки Армении Манук Мкртчян. – При реализации интеграционных проектов экономическая составляющая все время опережает. Но культурно-духовная интеграция всегда должна опережать экономическую интеграцию, иначе будут очень-очень большие проблемы. Проекты сотрудничества в сфере образования направлены именно на то, чтобы усилить компонент духовно-культурного сотрудничества. Нельзя допускать, чтобы концептуальные представления в культурно-духовной действительности подчинялись уже сложившимся интеграционным ситуациям в экономике или других областях».

«Это укор для нас для всех – и для армян, и для россиян, что мы не можем здесь создать такую ситуацию, когда культурное, гуманитарное сотрудничество опережало бы экономическое, — убежден председатель совета Медиаконгресса журналистов Европы и Азии, руководитель магистерской группы стран СНГ и Балтии факультета журналистики МГУ Ашот Джазоян. — Это наша вина, потому что наши народы уже доказывали свои отношения друг другу на метафизическом уровне на протяжении многих веков. Нас многое связывает и очень мало что разделяет… Евразийское пространство будет создано тогда, когда обычные люди поддержат это пространство. Советский Союз раньше держался не только на пропаганде. На XXIV съезде Брежнев провозгласил: «Создана новая общность – советский народ». В этом, может быть, идеология была, но в этом какая-то была и своя правда. Если мы хотим создать евразийское пространство, мы должны сделать так, чтобы народу это было интересно, чтобы это не было решением Кабинета».

«Образование сегодня играет фундаментальную интегрирующую роль, и практически оно формирует современную новую экономику, экономику знаний, — говорит первый проректор Российско-армянского (Славянского) университета Паркев Аветисян. – Образование – не просто социальная сфера. Образование сегодня выходит и в сферу международных отношений, и формирует современную политику. Это принципиально важно для бывшего советского пространства. Насколько мы эффективно используем эту уникальную традиционность? На нашем пространстве тоже сложилось достаточно много эффективных позиций и принципов. Тот же принцип, скажем, фундаментальности образования, ряд других позиций, которые действительно присущи нашим бывшим постсоветским странам.

Нужна евразийская альтернатива образовательного пространства. Идея единого образовательного пространства не нова, многое было сделано в плане, скажем, единого образовательного пространства стран СНГ, много нормативных документов принято, но какой-то момент мы упускаем, а время очень дорого. В этой связи обсуждение по поводу нового формата евразийского образовательного пространства необходимо. Существует масса проблем с модернизацией образования, и усилий каждой отдельной страны здесь недостаточно. Нужна некая интегрирующая позиция. Может быть, идея некоего единого образовательного пространства в этом смысле играет фундаментальную роль».

«ВК» 

Лекториум он-лайн

Греческий логос и русский простор. Лекция Александра Секацкого



Вам также может понравиться

Один комментарий

  1. 1

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>