О «новых скифах» рассказали в Минске



В Доме книги Светоч В Минске обсудили перспективы Евразийства и Скифства. 1 ноября состоялась встреча с идеологами евразийства Павлом Зарифуллиным и Алексеем Дзермантом. Эта встреча органически соединила культурологическую ретроспективу с взглядом в будущее, осмысление различий с поиском общего знаменателя, миф-легенду с мифом – культурным кодом и возможным ключом к настоящему. 

Павел Зарифуллин — российский писатель и путешественник, директор Евразийского Центра им. Льва Гумилёва в Москве, автор книг «Энтузиазм», «Русская сакральная география», «Новые Скифы», «Звериный стиль Ивана-Царевича»,«Белая Индия», общественный деятель.

Алексей Дзермант – философ и политолог, главный редактор портала IMHOclub.by, член Научно-экспертного совета при Председателе Коллегии Евразийской экономической комиссии, член Белорусского союза журналистов, участник сообщества журналистов и экспертов России и Беларуси «Друзья—Сябры», научный сотрудник института философии НАН Беларуси.

Алексей Дзермант в начале встречи затронул тему наличия у ряда стран своего рода двух «душ», отражающих полюса политических и культурных традиций. Если в Германии это евроатлантисты и приверженцы Sonderweg и Ostorientirung, в Польше идеи династий Пястов (ориентация на Запад) и Ягеллонов ( ориентация на Восток ), то в России это — западники и приверженцы евразийства. Изданный в 1922-м году первый сборник классиков евразийства так и назывался «Исход к Востоку». А в 1917-1918 в Петрограде поэтами и революционерами издаётся сборник «Скифы» с произведениями, в частности, Блока, Есенина, Белого и других. В новой послереволюционной действительности авторы сборника рассуждают о мессианском народном движении, называют себя приверженцами идеологии скифства. Оба выпуска, переизданных спустя сто лет в одной книге, были представлены Павлом Зарифуллиным на встрече. «Евразийство – говорит Павел – есть народничество + скифство».

Так что же такое скифство? Около 30-40 народностей считают себя произошедшими от скифов. Скифы – свободные кочевники прошлого, прошлого русских и тюрок, поляков и осетин, кавказцев, украинцев, тувинцев… Все эти нарды объединяет генетическое и культурное происхождение от скифов – пишет в книге «Новые скифы» Павел Зарифуллин. Идеология новых скифов – своего рода этнофутуризм, не погруженное в ретроградство и консерватизм движение, но опирающееся на творческий дух инноваторства скифов движение, направленное в технологичное будущее. Свобода, воля, технология, пассионарность – вот некоторые основные маркеры скифской идентичности.

Если рассматривать политический аспект, то скифы – это левое движение. В книгах и выступлениях Павел Зарифуллин приводит примеры скифской мобилизации в самых разных периодах нашей истории, переводя динамическую модель русской жизни, уходящей корнями в Золотую Орду и Великую Скифь, на рациональный политический язык. Левые эсеры, движения казачества, подвиги в космонавтике, полярные экспедиции, технологические прорывы, победы в войнах – всё это можно считать примерами скифской мобилизации и пассионарности.

Алексей Дзермант рассказал, что скифство близко и белорусам. «Милоградская и юхновская культуры считаются скифоидными, там местные прабалто-славяне жили черезполосно со скифами. Кроме того, было очень сильное влияние скифов и сармат на язык и духовную культуры праславян». Кроме этого, следы скифской культуры часто встречаются, к примеру, на Гомельщине. В различных памятниках здесь можно видеть элементы, как лесной культуры, так и культуры кочевников».


В заключении встречи организаторы обратили внимание на то, что скифство не заключает в себе каких-либо негативных коннотаций и ассоциаций и, возможно, является той родной почвой евразийства, в которой сегодня мы можем найти для себя что-то ценное.

Екатерина Шеховцова

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>