Объединённые Гумилёвым: евразийский опыт Казахстана

Музей Льва Гумилёва в Евразийском Университете Астаны

Главной проблемой и болевой точкой Российской Федерации стал в нулевые годы расползающиекся в разные стороны национализм: русский и иных народов России. Он был просто как вирус, взаимная ненависть равно пожирала обывателей крупных городов и парней из далёких деревень и аулов. Либеральная идеология восторжествовала у нас после 1991 года. В координатах этой идеологии решения межэтнических проблем нет и не было. Либерализм не различает народы и культуры — для него главное гражданство, налоги, финансовые и ювенальные отношения.
И не только РФ столкнулось с вызовом национализма. Ещё более страшный вирус нацизма и фашизма «съел» на наших глазах братскую Украину.

Сейчас межэтнические конфликты в России притихли, потому что у нас один большой межэтнический конфликт с Украиной. Но они никуда не делись. И нужна методология решения этнических конфликтов с Кавказом, со Средней Азией, да даже внутри, между российскими регионами.
Наши националисты утверждали: давайте немедленно отделим Кавказ. Хорошо. Но, во-первых, «весь Кавказ» приедет в центр России, а, во-вторых, начнутся конфликты между питерскими и московскими, между рязанскими и тамбовскими. Всегда было так.

В той же Франции до конфликтов с арабами в Париже, когда еще не было арабов, это было 50 лет назад, самым страшным врагом для парижанина был итальянец. Сейчас же «место» итальянцев заняли арабы и берберы.
Так что это не вопрос отношений по линии Россия – Кавказ, это отношения по линии свой – чужой.
Понимание природы этих конфликтов, методология их разрешения разработаны в евразийских трудах Льва Гумилева. Они спасительны для России и для Евразийского союза, который сейчас создается.

Это вопрос жизни и смерти, потому что Советский Союз рухнул из-за этнических конфликтов, из-за подъема национализмов, о чем предупреждал Гумилев, выступая на закрытых сессиях МИД (Громыко его туда вызывал). И в ЦК его приглашали – Лигачев. Но тогда не прислушались. Однако именно из-за армянского, азербайджанского, украинского и русского национализмов и развалился Советский Союз.
Если мы не оседлаем этнический национализм, если мы не предложим этносам комплементарную картину сохранения их региональных идентичностей, не будет не только Евразийского союза, но не будет и России, как нет сейчас единой Украины, где всё пошло вразнос.

И по сути только одна страна в б. СССР избежала наших страшных болячек. Это Казахстан.
Одним из важных факторов успешной внутренней политики республики является внедрение евразийской идеологии. Назарбаев сделал евразийство практически государственной идеологией Казахстана. В 1994 году он провозгласил основой международной политики создание Евразийского союза.

Еще в 1996 году в Казахстане появился Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева, где обязательный курс «Евразийство: теория и практика» слушают все студенты-первокурсники.

А Евразийство выводит любые конфликты в сторону надэтнического и надгосударственного. Как идея, сформированная Львом Гумилевым и Николаем Трубецким, она сводится к совместной жизни народов на территории Евразии согласно принципу «общей исторической судьбы». Когда берутся за основу не разъединяющие народы вопросы, а объединяющие, такие как Великая Победа, война 1812 года, Золотая орда и так далее. Этот принцип был крайне успешно опробован в Казахстане. В оптике строительства Евразийского Союза русским (и русскоязычным) совершенно понятно зачем они живут в Казахстане. И это не шутка. Ведь например в Латвии с точки зрения господствующей государственно-правовой системы — русских вообще может и не быть. И вся система на это и работает — чтобы русских не было.
В Казахстане ситуация противоположная. И, Слава Богу, Россия начинает перенимать евразийский опыт Казахстана. Потому что с точки зрения строительства нового Союза каждой домохозяйке в Москве или Питере становится понятно зачем в городе таджики и кавказцы. Потому что интеграция. И на фоне противостояния Западу — чеченцы и таджики отныне для русского человека лучшие друзья. Нацконфликты схлопываются, идентичность переходит на более высокий, союзный уровень. Все союзные — «наши!» При этом народы сохраняются и укрепляются. Это просто волшебное свойство евразийской идеологии. И её успех был впервые презентован именно в Казахстане. Казахстану есть — чем гордиться!

Сейчас создается Евразийский экономический союз. Одни полагают, что это калька с Советского Союза, другие – что с Евросоюза, поскольку там тоже, как говорят, политических идей нет, за всем стоит экономика. Евро – это и бог и идеолог.
На самом деле Евразийский союз – это нечто другое. Это новейшее объединение жизненного пространства наших народов, на новом уровне. Что касается СССР – на ностальгии играть до бесконечности невозможно. Коммунистическая идея на этом пространстве уже не сможет доминировать, по крайней мере, как это было ранее, 25 лет назад. Поэтому органичной идеологией для Евразийского союза может быть только евразийство. И самый главный евразиец, который объединяет и Путина и Назарбаева, и русских и казахов, и белорусов и украинцев – это Лев Николаевич Гумилев.
Гумилёв предлагал относиться к евразийскому пространству не как к жесткой империи или к монетаристской какой-то территории, или к экономической зоне, а как к Вселенной, к пространству, которое состоит из народов, из регионов, из различных культур. Это как мозаика «цветущей сложности», как «многонародная личность» (термин Трубецкого), то есть личность, состоящая из различий, из уважения и понимания, что здесь живут разные народы и государства, зачастую с разными религиями, но все вместе они создают неповторимый ансамбль, неповторимый оркестр.

Историческим и идеологическим базисом нового союзного объединения могла бы стать теория евразийства Льва Гумилева, закладывающая фундамент общности всех народов бывшего СССР.
Представляется, что если теория Гумилева о позитивной этнической «комплиментарности» тюркских, славянских и финно-угорских народов Евразии действительно станет идейной базой ЕАЭС, впоследствии мы сможем предложить ее международному сообществу как основополагающую ценность, приемлемую для всех без исключения наций и народов.

Выступление Директора Центра Льва Гумилёва Павла Зарифуллина на конференции в МГУ «Казахстанский путь»: факторы стабильности и устойчивого развития»,
17 апреля 2015 года

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>