Образ и символ Рами Гарипова в исторической памяти башкирского народа

Одним из признаков по-настоящему хороших стихов является то, что они представляют ценность не только для узкого круга любителей поэзии, — их читают, ими интересуются, их любят даже те, кто стихов обычно не читает. В башкирской поэзии примером поэта, который создавал именно такие стихи, является Рами Ягафарович Гарипов.

Известно, что Рами Гарипов прожил короткую, но насыщенную событиями жизнь. Еще при жизни вокруг его личности ходило множество слухов. Начав складываться после его смерти, а потом и с началом перестроечных времен, эти слухи приобрели форму мифов, прочно укоренившихся в умах национальной интеллигенции.

Так, например, не стала исключением по своему смысловому содержанию состоявшаяся 9 февраля в Башкирском театре драмы премьера спектакля «Февраль. Буран» (Путешествие в мир поэта). Премьера собрала полный зал, за день уже не было ни одного билета. Что в свою очередь говорит о неподдельном интересе общественности к личности Рами Гарипова. Мне посчастливилось попасть на спектакль. Однако впечатления остались неоднозначные. Постановка спектакля – это уже создание образа и символа Рами Гарипова, его художественного портрета в сознании масс. Искажение сути творчества, а вместе с тем и величия поэта, в том числе явное передергивание фактов из его биографии, не позволяют согласиться с предложенным образом.

По этой театральной постановке, можно судить о том какие именно стереотипы преобладают в сознании национальной интеллигенции. Выделим основные мифологемы:

— мифологема №1. «Рами Гарипов прожил трагичную жизнь, потому что писал стихи только о борьбе башкирского народа за свободы и независимость»;
— мифологема №2. «за творчество, Рами Гарипова преследовали органы гос.безопасности и обком партии»;
— мифологема №3. «поэту препятствовали создать нормальные условия для жизни, не давали жилья, мешали устроиться на работу».

Попробуем разобраться. Доступными источниками для установления истины являются дневники самого Р.Гарипова, которые он вел с юношеского возраста. В том числе, воспоминания его современников и соратников, работы исследователей биографии поэта.

Мифологема №1

Ошибочно считается (прежде всего, теми, кто стихов не читает) что Рами Гарипов писал исключительно о борьбе башкирского народа за свободу, трагичности его судьбы, величии языка и т.д. Однако он, прежде всего поэт-лирик, создатель лирики в башкирской поэзии.

Говоря о нем и том времени, социолог А.М. Буранчин отмечает: «Литературоцентризм советской башкирской культуры порождает таких талантливых писателей-общественников как Газим Шафиков, Р.Бикбай и многих других. Однако вместе с ними уже появляется и Рами Гарипов, который выступает, прежде всего, как поэт лирический. Его поэтический язык сочетает простую и яркую образность Есенина с восторженностью пастернаковского мировосприятия» [1].

«Никому из его современников не удавалось так счастливо сочетать рациональное и интуитивное. В этом гармоническом единении — красота и сила поэзии Гарипова» [2].

Действительно в творчестве поэта есть стихи [3], посвященные исторической борьбе башкирского народа, за которые от своих недругов он и получил штамп «националиста». Однако здесь необходимо сделать оговорку — стихи были им написаны под впечатлением от прошедшего в 1956 году XX съезда КПСС, на котором Хрущев зачитал свой знаменитый доклад «О культе личности и его последствиях». Равиль Бикбаев в своей книге посвященной поэту по этому поводу пишет следующее: «С разоблачением культа Сталина повсеместно сносились каменные его изваяния, стали появляться статьи, стихи и даже крупные прозаические произведения, в которых шла речь о репрессиях тридцатых годов» [4]. То есть, Рами Гарипов как истинный поэт, отреагировал в своем творчестве на настроения в обществе, иначе он не мог. В своем дневнике поэт пишет о том, что все говорят только о прошедшем съезде, и уже не знаешь где правда, а где ложь.

Мифологема № 2

Также не находит подтверждения и укоренившийся стереотип о том, что якобы за свое творчество поэт был подвергнут гонениям со стороны органов безопасности и Башкирского обкома партии.

В качестве примера обычно приводят обсуждение в обкоме партии вопроса о «национализме» Р.Гарипова. Это событие произошло в марте 1964 года. В книге Р.Бикбаева подробно описывается данный случай, и события предшествовавшие ему. – В феврале 1964 года Рами Гарипов выступает с публичным докладом о состоянии башкирской поэзии, подготовленный по заданию Союза писателей.

В своем выступлении Гарипов подверг «жесткой, но справедливой критике» творчество некоторых башкирских поэтов. Которые, в свою очередь «затаив обиду на критика», написали на него жалобу в обком партии. — «Назар Наджми, Шариф Биккул и Асхат Мирзагитов передали в обком партии информацию о поведении Рами Гарипова, изобразив его анархистом-националистом, заносчивым и зарвавшимся хвастуном, не ставящим никого в грош. Он, якобы, клевещет на такого почтенного старого поэта, как Сайфи Кудаш, и завидует таланту Ангама Атнабаева. Но это еще не все, есть у него и проступки и пострашнее: Рами Гарипов противопоставляет друг другу башкир и татар, выступает против решений партийных пленумов и т.д.» [5]. Неудивительно что подобные жалобы не могли не спровоцировать «жесткий разбор полетов». И данный случай, состоявшийся в марте 1964 года, как бы это не звучало категорично, лишь реакция партийных органов на поступившую жалобу. Думается что, Гарипов как поэт, значительно выделявшийся своим талантом среди массы собратьев по перу, во многом воспринимался коллегами как внесистемный элемент, не похожий на других, а возможно элементарная зависть сыграла свою роль в угнетении поэта при его жизни. Тезис о преследовании поэта партийными структурами и органами госбезопасности, не находит своего подтверждения при изучении биографии поэта (жилье предоставляли, работу давали, в конце концов не судили и не возбуждали в отношении него судебных дел).

Мифологема №3

Принято считать, что поэту мешали создать нормальные условия для жизни, не давали жилья, мешали устроиться на работу. Действительно, в начале трудового пути жилищно-бытовые условия поэта были тяжелыми, однако работа была практически всегда, лишь в последние пять лет жизни Рами Гарипов не мог трудоустроиться.

Окончив Литинститут в 1955 году, молодой поэт приступил к работе в редакции «Совет Башкортостаны», сначала литсотрудником в отделе информации, затем в секретариате, а в 1956 г. возглавил отдел литературы и искусства.

«Столичная башкирская интеллигенция пополнялась в основном за счет перебиравшейся в город сельской молодежи. И башкирские писатели были сплошь выходцами из аулов. Кому-то со временем удавалось решить жилищный вопрос, а другие годами ютились, где придется, особенно молодые» [6]. Переехав в Уфу, молодая семья Гариповых, как и множество других молодых семей переезжавших из села в город, столкнулась с «квартирным вопросом». В течение 1955-1957 гг., Гариповы жили в съемных комнатах и квартирах. Но это проблема не одной взятой семьи, и тем более не результат чьей-либо «злой» воли.

В феврале 1957 г. Рами Гарипов переходит работать из газеты в Башкирское книжное издательство. А накануне 1958 г. от Союза писателей получает комнату.

В апреле 1958 г. поэт приступает к работе в журнале «Эдэби Башкортостан». Проработав чуть больше года, испытывая творческий кризис, весной 1959 г. Рами Гарипов принимает решение уйти из журнала. В своем дневнике поэт так описал свое состояние: «Похоже, все лучшие мои чувства я растратил на «Каменный цветок». В этот каменный цветок я вложил всю душу, из-за чего ощущаю внутри пустоту. Вот уже год я не могу написать не то что нормального стихотворения – ни одной путной строчки! Совсем недавно – в феврале – меня приняли в Союз писателей. О моей книге написаны статьи, рецензии. Ей даже посвящено несколько стихотворений. Имя мое упоминается в новостях. При встрече со знакомыми я то и дело слышу в свой адрес теплые слова, а между тем, сам я давно уже не поэт..» (15.04.1959) [7].

В поисках вдохновения и новых сил для творчества, Рами Гарипов принимает решение уехать жить и работать в деревню. – Запись в дневнике от 10 мая 1959 г.: «Ты должен вернуться на землю, где родился, к самому себе. Посеять в эту землю хотя бы несколько здоровых зерен и увидеть плоды своего труда! Только так ты сможешь учить людей делать это и получишь право писать. Пиши, от души, смеясь и плача, и точно так же – смеясь от души и плача – тебя будут читать» [8]. Принимая это решение, Рами Гарипов хотел выучиться на тракториста и работать в поле, но руководство колхоза предложило возглавить комсомол.

Затем следует несколько лет работы на селе, неожиданное для всех возвращение в Уфу (через год после возвращения в город Р.Г. получил квартиру), работа в журнале «Башкортостан Кызы» и т.д. Лишь последние несколько лет своей жизни, поэт не имеет постоянной работы, однако вряд ли это является результатом гонений против него. Поскольку даже современники Рами Гарипова отмечали, что у поэта как у всякой творческой личности, были проблемы с трудовой дисциплиной, в связи с чем у него были испорчены отношения практически со всеми редакторами газет и журналов. Творческий и трудовой путь Рами Гарипова подробно описан в изданиях посвященных его биографии.

В завершении хотелось бы отметить, что творчество Рами Гарипова требует более глубокого осмысления. За попыткой придать большому художнику образ лишь «политического» поэта, незаслуженно забывается лиричность его поэзии. На наш взгляд, творчество Гарипова намного шире предложенных рамок, является отголоском «Серебряного века» русской классической литературы в башкирской поэзии.

Язык для поэта – это как музыкальный инструмент для композитора и музыканта, инструмент для творения поэзии.

Поэтому Рами Гарипов в стихах прославлял Родной язык, был активистом движения в Уфе за открытие башкирской школы.

Принципиальность его характера, поиск истины всегда и во всем, предопределили судьбу поэта. К сожалению, общество всегда благосклонно к своим современникам лишь с более гибкими характерами. Однако в истории и памяти народа остаются имена людей с твердой волей и искренним сердцем. Образ Рами Гарипова, как истинного поэта-лирика, принесет башкирскому народу намного больше пользы, нежели «за уши притянутый» ограниченный образ «националиста», «борца с советским режимом».

Опубликование его дневников, написанных как художественные произведения (юношеские дневники Р.Г. писал от третьего лица), где описана удивительная воля и тяга к знаниям молодого человека, размышления о будущем, о том, как необходимо построить свою жизнь, сопоставимы с рассуждениями Павки Корчагина в романе Островского «Как закалялась сталь». Ведь именно таких поучительных примеров не хватает сегодня для подрастающего поколения. Рами Гарипов еще в школьные годы понял, что самый верный путь для того, чтобы стать достойным человеком является просвещение. Поэтому он и проводил все свое свободное время в библиотеках (за что получил от своих одноклассников прозвище «Бабай»).

На наш взгляд, наряду с изданием его стихов на башкирском языке, в последующем необходимо издавать и наиболее удачные переводы на русском. В советское время были изданы его лирические стихи в переводе Я.Серпина, сегодня подобные сборники практически не выпускаются (вышла лишь небольшая брошюра Айдара Хусаинова). Но ведь известно, что издание произведений на других языках позволяет познакомить с творчеством того или иного писателя более широкую аудиторию читателей. Опубликованное на русском языке наследие Р. Гарипова станет доступно и для такой категории как «русскоязычные башкиры», к сожалению, плохо владеющие родным языком или не знающие его вовсе, но в то же время четко идентифицирующие себя как башкиры. В связи с чем стоит также напомнить известную истину, что популяризация языка во многом происходит за счет популяризации литературы, так, например, изданные на русском языке произведения башкирской литературы, остаются башкирской литературой, и это способствует развитию интереса читателей к прочтению произведения в оригинале.

Система ценностей и менталитет каждого народа строятся, в том числе, и на образах выдающихся личностей из этого народа. В свою очередь, ответственность за создание образа той или иной личности полностью лежит на плечах национальной интеллигенции. К сожалению, не всегда созданный образ соответствует объективной исторической действительности. Тем не менее, всегда существует фактический материал, к которому мы можем (а иногда и просто обязаны) обратиться для установления истины и корректировки сложившегося образа, поскольку на данной системе ценностей и именах выдающихся людей нашего народа станут воспитываться будущие поколения.

Азат Бадранов, специально для сайта «РБ — XXI век«

Литература:
1. Буранчин А.М. Современное башкирское общество в условиях кризиса национальной идентичности» // Перспективы модернизации традиционного общества: мат. всероссийской науч.-практич. конференции. – Уфа: АН РБ, Гилем, 2011.- С. 116-128.
2. Мажит Алкин. Истинно народный поэт. Штрихи к портрету Рами Гарипова// Бельские просторы, 2007, №2 / URL: http://www.hrono.ru/text/2007/alk02_07.php
3. «Аманат», «1937» и т.д.
4. Бикбаев Р. Рами. Книга о поэте // Уфа: Гилем, 2008. – С. 487
5. Там же, С. 462
6. Там же, С. 285
7. Там же, С. 306.
8. Там же, С. 314.

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>