Общее и особенное в культурах российских этносов ищут учёные

Всероссийская научная конференция с международным участием «Финно-угры – славяне – тюрки: опыт взаимодействия» проходила уже в четвёртый раз. В этом году она связана сразу с несколькими юбилеями. 90 лет нынче исполняется Удмуртскому институту истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН, чему было посвящено торжественное заседание в Национальной библиотеке Удмуртской Республики, предваряющее конференцию.

В рамках конференции состоялся симпозиум «Наследие Г.Е. Верещагина и роль библиотек в сохранении языка, культуры, национальных традиций». В этом году отмечается 170 лет со дня рождения великого удмуртского писателя и просветителя. Ему же была посвящена выставка архивных документов Центрального государственного архива Удмуртской Республики. А на торжественном заседании своего учёного совета Удмуртский институт истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН чествовал учёного, поэта и публициста В.М. Ванюшева, которому исполнилось 85 лет.

Три компонента социокультурного пространства
Тема же самой конференции, ставшая уже традиционной, привлекает исследователей самых разных направлений гуманитарного знания. Социокультурное пространство, занимаемое современной Россией, веками формировалось взаимовлиянием трёх основных компонентов – тюркского, славянского и финно-угорского. И сегодня в современном виде Россия представляет собой сопряжённость этих трёх миров. И поэтому изучение этого пространства с разных позиций вызывает самый живой научный интерес. И Удмуртия здесь занимает одно из важнейших мест, находясь на самом перепутье тюркского, славянского и финно-угорского пространств.

Открывая конференцию, доктор исторических наук, заместитель директора по социогуманитарному направлению Удмуртского федерального исследовательского центра УрО РАН Людмила БЕХТЕРЕВА отметила, что на участие в конференции было подано 133 заявки. Это специалисты самых разных профилей – историки, археологи, лингвисты, социологи. И каждый из них вносил свою лепту в создание общей картины становления, развития и бытования народов России и самой России как общности. Все доклады, прозвучавшие и присланные на конференцию, будут опубликованы в сборнике, который будет демонстрировать всю совокупность проблем и достижений в познании обозначенной темы.

История нагайбаков
Наверное, самое употребляемое на конференции слово – «идентичность».

– Сейчас очень много говорят об общероссийской гражданской идентичности, – отметил автор одного из пленарных докладов, доктор исторических наук, заведующий Центром этноистории Института истории и археологии УрО РАН Ирек АТНАГУЛОВ, – и не все и не всегда могут объяснить, что это, но составляющие этой идентичности – народы славянской, финно-угорской и тюркской групп – взаимодействуют уже как минимум 1000 лет. И, вероятно, именно в этих контактах и стоит заниматься поиском фундамента этой идентичности. При этом результатом данного взаимодействия является множество новых этнических, этнокультурных, этноконфессиональных и прочих идентичностей, которые возникают при разных обстоятельствах в разных сочетаниях.

Сам же Ирек Равильевич проиллюстрировал этот процесс на примере небольшого народа нагайбаков, чья история наполнена драматизмом. Сейчас в Челябинской области существует Нагайбакский район, где компактно проживает этот этнос.

А генезис нагайбакской идентичности мы рассматриваем как результат двух параллельных процессов: межэтнических взаимодействий и внутренней политики государства по социальному дизайну. Сначала на территории Оренбургской губернии, а затем на территории Уральской области в советское время. Первоначально это были крещёные татары в составе волго-уральских татар.

И вот в 1736 году по указу императрицы Анны Иоанновны создавалось Оренбургское казачье войско, куда и вошли уфимские крещёные татары. Так, помимо конфессиональной идентичности, будущие нагайбаки получили ещё и сословную идентичность. Ими была построена крепость, получившая название Нагайбакская.

А в 1840-х годах, когда по очередному государственному проекту происходило укрепление юго-восточных границ Российской империи, значительная часть казаков внутренних уездов переселялась на внешнюю границу. Так основная масса нагайбаков переместилась из Белебеевского уезда в Верхнеуральский. В результате тюркоязычное окружение они сменили на славяноязычное. Так началось приобретение нагайбаками ещё одной своей идентичности – этнической. В результате в переписях 1926, 2002 и 2010 годов нагайбаки фиксируются как самостоятельный этнос, имеющий свои культурные, конфессиональные и языковые особенности. Интересно, что в названиях населённых пунктов в Нагайбакском районе Челябинской области сохранилась славная военная история нагайбаков, казаков, участвовавших в походах русской армии. Есть, например, село Париж…

И таких или подобных примеров на конференции приводилось много.

Общность – в языках
Много было и примеров общности разных народов, например в языках. Так, в экскурсе, который сделал ещё один пленарный докладчик – доктор филологических наук, член-корреспондент РАН Сергей МЫЗНИКОВ, отмечается наличие многочисленных сходств в различных языках современной России, порой находящихся на значительных расстояниях друг от друга. Что это? Свидетельство существования некогда праязыка или опосредованное заимствование третьими этносами?

Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора фольклора Российского института истории искусств в Санкт-Петербурге Наиля АЛЬМЕЕВА указала на наличие сходства песен кряшен с венгерскими напевами. Это замечание вызвало дискуссию с теми, кто не считал возможным выделять крещёных татар в отдельный этнос.

Вот так, изучая общее и особенное в разных идентичностях, участники конференции двигались к пониманию того, что есть идентичность общероссийская. А она, судя по всему, есть. Из докладов социологов Владимира ВОРОНЦОВА и Дениса ЧЕРНИЕНКО о проведённых ими социологических исследованиях явно вытекал вывод: от 70 до 80 процентов россиян считают себя, прежде всего, гражданами России, а уж потом русскими, татарами, удмуртами…

Фото Сергея Рогозина

Источник:Удмуртская правда

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>