Общеевразийская идентичность в современных условиях

bukarskii-e1367437587226Этнический конфликт в российском городе Пугачёве, ставший повторением аналогичных событий в Кондопоге, Сагре и других городах России, дал противникам евразийского интеграционного проекта очередной повод для рассуждений о бесперспективности идеи строительства единого союзного государства на просторах Евразии.

Вне зависимости от истинной подоплёки конфликта сторонникам евразийской идеи необходимо давать ответы на этот и многие другие животрепещущие вопросы, неизбежно возникающие в процессе строительства Евразийского союза.

Ответы найти несложно — они содержатся в трудах классиков евразийской доктрины. В частности, в статье «Общеевразийский национализм» основоположника евразийства князя Николая Трубецкого.

Племенной национализм — могильщик Евразии

На евразийском пространстве живёт множество народов с разными традициями, ценностями, менталитетом. Конечно, нелегко приспосабливаться друг к другу в процессе общего дела.

Но строительство единой страны несовместимо с националистическим эгоизмом любого из народов. Как указывает Трубецкой в вышеупомянутой статье, написанной в 20-е годы прошлого века, «в закономерном для известного периода революции процессе всеобщего анархического разложения Россия грозила распасться на отдельные части, если бы русский народ не спас государственного единства, пожертвовав ради этого своим положением единственного хозяина государства».

Воссоздать единую страну можно лишь в том случае, если все мы станем патриотами этого большого пространства, а его воссоздание станет главным смыслом нашей жизни. Нет такой жертвы, которую нельзя было бы принести на алтарь воссоздания единой Евразии. И точно так же, как русский народ в 1922 году пожертвовал статусом единственного хозяина евразийского пространства, мы все должны пожертвовать своими националистическими амбициями ради этого единства.

Национал-сепаратист становится врагом единой страны. Любой русский националист оказывается таким же сепаратистом, как его украинские, грузинские, молдавские и другие коллеги.

Трубецкой был прав в оценке русского национализма. Именно русские национал-сепаратисты развалили Советский Союз, приняв «Декларацию о суверенитете РСФСР». Сегодня русские национал-сепаратисты стоят в первых рядах разрушителей страны на Болотной площади.

Именно эти люди — первые враги восстановления Евразийского союза. Их цель — Россия без Кавказа, а в перспективе и без Поволжья — уменьшенная и помещённая в границы своего этнического матрёшечно-балалаечного гетто.

Как и в 20-х годах прошлого века, для воссоздания единства необходим новый объединяющий фактор. Трубецкой правильно предсказал, что социалистическая идея может претендовать на объединяющий фактор лишь временно. Этой временности хватило не более чем на 60 лет.

Осуществилось главное предсказание Трубецкого: «титульные нации» союзных республик бывшего СССР быстро свыклись со своим привилегированным положением. Классовые перегородки внутри народов СССР достаточно быстро стёрлись. Когда идея построения коммунизма в конце 80-х годов рухнула, а новое объединяющее начало не утвердилось, уже ничего не смогло удержать страны бывшего СССР в едином союзном государстве.

Строительство единого народа — советский опыт

Трубецкой предлагал формировать евразийскую «многонародную нацию», состоящую из всей совокупности народов, населяющих СССР, которая станет национальным субстратом этого государства.

Нельзя сказать, что эти слова евразийцев были проигнорированы. Уже в 30-х годах в речах советских руководителей и в песнях предвоенных лет начинает использоваться словосочетание «советский народ». Например, в песне Лебедева-Кумача «Если завтра война»: «Как один человек, весь советский народ за свободную Родину встанет».

В 1961 году генсек ЦК КПСС Хрущёв, выступая на XXII съезде КПСС, заявил: «В СССР сложилась новая историческая общность людей различных национальностей, имеющих общие характерные черты — советский народ».

Этот же термин фигурирует в постановлении XXIV съезда КПСС 1971 года, где советский народ провозглашается «результатом прочного социально-политического и идейного единства всех классов и слоёв, наций и народностей, заселяющих территорию СССР».

Однако дальше этих деклараций дело не сдвинулось. Никто системно не занимался развитием этой концепции до краха СССР, да и не мог заниматься в рамках тотального господства траченной молью марксистско-ленинской догмы.

А к концу 80-х годов под влиянием экономического кризиса всё советское в СССР вышло из моды. Что касается евразийства, то идея носила полузапретный характер и совершенно не поддерживалась радикально-прозападной группировкой в советской партноменклатуре.

Точно так же будет обречена на провал нынешняя попытка построить новый союз на прагматичной экономической основе. Страны, не связанные духовными узами, будут тянуться друг к другу только до того момента, пока это выгодно. В тот момент, когда они найдут более привлекательную альтернативу, союз вновь распадётся, как это уже случилось в 1991 году.

Как сформировать евразийскую идентичность?

Евразийский союз сложится тогда, когда сформируется евразийская цивилизационная идентичность. Когда мы все ощутим себя полноценными гражданами большого пространства от Бреста до Южно-Сахалинска, от Кагула до Анадыря, от Кушки до мыса Флигели на Земле Франца-Иосифа. Наша принадлежность к евразийской цивилизации не должна означать отказ от нашей русскости, украинства, казахства, молдовенизма, еврейства. Просто сначала каждый из нас должен ощущать себя евразийцем и только потом — русским, украинцем, молдаванином, казахом, турком, арабом, евреем и так далее.

Нам нужна своя евразийская культура, свой набор литературных классиков. Юрий Бондарев, Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Фазиль Искандер, Иван Стаднюк, Олжас Сулейменов, Ион Друцэ, Расул Гамзатов — это сокровищница нашей общеевразийской литературы.

На роль нашего средства общения идеально подходит русский язык, но не как этнический язык определённого народа, пусть даже самого большого, а как язык, объединяющий весь наш материк, на котором якут разговаривает с молдаванином, туркмен с карелом и белорус с бурятом.

Нам нужна наша, оригинальная и единая для всех концепция евразийской истории, основанная на трудах Георгия Вернадского, Николая Трубецкого, Петра Савицкого, Льва Гумилёва.

Памятники Льву Николаевичу Гумилёву — великому, не до конца прочитанному и понятому гению Евразии — будут стоять в каждой евразийской столице, а его имя будет известно каждому школьнику. Нам нужен общий учебник по истории Евразии, изданный на всех языках потенциальных членов Евразийского союза.

Крайне важен вопрос религиозной основы евразийской идентификации. На территории Евразии живут представители многих конфессий, основными из которых являются православие, ислам, иудаизм, католицизм и буддизм.

Первые творцы евразийства — Николай Трубецкой и Пётр Савицкий — были православными людьми, в работах которых немало пишется о православии как духовном стержне Евразии.

Сегодня Русская православная церковь, одна из немногих нерасчленённых структур постсоветского пространства, делает больше всех других российских институтов для объединения евразийского пространства.

Под омофором Московского патриархата находятся Украинская, Молдавская, Латвийская православные церкви, Белорусский экзархат. В 2003 году был создан Казахстанский, а в 2011 году — Среднеазиатский митрополичьи округа, объединяющие все епархии, расположенные в странах Центральной Азии.

При этом надо учесть интересы других традиционных конфессий на территории Евразии. Русская православная церковь в этом деле демонстрирует примеры деликатности. Удачным примером общеевразийского межрелигиозного диалога является Межрелигиозный совет СНГ, который возглавляют Святейший Патриарх Кирилл и глава Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде.

И всё же важнейшим пунктом в построении общеевразийской идентичности должна быть наша общая память о совместном проживании в одной великой стране, совместных подвигах и свершениях. Ключевой момент истории — наша общая Победа в Великой Отечественной войне. Мы вместе победили нашего общего врага, вторгшегося в наши пределы. Мы защищали и строили не коммунизм (хотя совместное осуществление этого грандиозного исторического проекта является лучшим аргументом для того, чтобы мы жили вместе). Мы строили нашу общую Родину для нашего общего народа.

Таким образом, главной задачей в сегодняшних реалиях является не искусственное возведение миграционных барьеров и не подгонка евразийской интеграции под сиюминутные экономические моменты, а долгосрочное и целенаправленное формирование общеевразийской идентичности.

У наших народов есть в наличии советский опыт такого конструирования, когда, несмотря на противоречия, люди разных национальностей собирались за одними столами, находили общие темы для разговоров, женились, рожали и воспитывали общих детей. И, несмотря на то что эксперимент закончился неудачей, подобный опыт позволяет надеяться, что нам удастся сформировать единый народ, без чего евразийский проект будет обречён на провал.

Владимир БУКАРСКИЙ, руководитель Единого информационно-аналитического центра “Евразия Информ”,
для «ОДНАКО«

На роль нашего средства общения идеально подходит русский язык, но не как этнический язык определённого народа, пусть даже самого большого, а как язык, объединяющий весь наш материк, на котором якут разговаривает с молдаванином, туркмен с карелом и белорус с бурятом.

Вам также может понравиться

21 Комментариев

  1. 1

    Для общеевразийского национализма придётся основательно переосмыслить историю, однако…
    Признать, в том числе и Золотую Орду нашей древней родиной.

  2. 2

    Для развития общеевразийской идентичности не обязательно касаться ордынской темы.

  3. 3
  4. 4

    Что значит » забыть» ? Просто не расковыривать постоянно тему, ссорющую между собой народы Евразии.

    • 5

      Причём ссорящая ордынская тема на весьма зыбких свидетельствах. Даже более поздние события забыты ордынскими крикунами. В 1775 году китайцы прибрали к рукам Джунгарию. Из 600 тысяч были перебиты 500 тысяч жителей. Созерцая за джунгарскими воротами эти дела, гораздые более других бахвалиться ордынским прошлым казахи, тогда ринулись под кров Имперской России.

  5. 6

    Больная, распадающаяся империя всегда была и будет предметом агрессии соседей. Так было с Ордой, так может случиться с Россией (не дай Бог!), а пример с Джунгарией лишь яркое тому подтверждение.

  6. 7

    viktarionу (дополнительно). Так откровенно не любя Золотую Орду вы забываете о том, что и жители древних русских княжеств (Киевское, Владимирское, Рязанское, Суздальское и др.) входили в состав Орды на правах, что и остальные народы Евразии. Исправно платили «федеральные» налоги в столицу Сарай, выполняли обязательную воинскую повинность, князья (губернаторы) подтверждали своё право на престолы в Сарае и пр. Потому не стоит «бахвалиться» или стыдиться этого. Это наша история! Она должна уважаться потомками. Только врагам позволительно говорить плохо о чьих-то предках. Надеюсь, вы не из их числа, а просто неверно толкуете историю Евразии.

    • 8

      Гунн. Посмотрите тему «Лицо русской национальности, или крах популярной расологии».
      Что говорят украинцы. Они кровью истекли, а мы поклонились Орде. Киев то был снесён. О чём Вы говорите, право…Федерация — добровольная интеграция государств в единое государство. Орду я не могу любить или не любить. Я не откажусь от ордынского предка, если такой был. Я не люблю современное мошенничество.

      • 9

        А некоторые ордынские предки были очень интересными. Вот имена степных мурз, выезжавших в 14- 15 веках в Москву на ПМЖ: Ждан, Баран, Солохмир. После крещения становились Прохорами и Феофанами. ( источник: сборник » Арабески истории. Миры Льва Гумилева» ) .

        • 10

          Киев был практически уничтожен ещё до прихода Батыя в княжеских междоусобицах. Но речь идёт о Московской Руси, а это далеко не Киев… и вовсе даже не Киевская Русь. А суть добровольной интеграции можно понять по взаимоотношениями России с бывшими союзными республиками. Мошенничеством же следует называть «историю», написанную для русского народа Миллером, Шлёцером и Байером. Это они сумели оболгать Лызлова, Татищева, Ломоносова и выдать угодный дому Романовых пасквиль на Евразию, который и был подхвачен последующими историками. Даже то, что чуть не половина княжеских фамилий Российской империи родом из ордынских мурз не смог изменить немецкий взгляд на русскую историю.

          • 11
          • 12

            Киев оборонялся. не был уничтожен, взятый на щит лишь раз, Андреем Боголюбским. А от Батыя превратился вгруды пепла и костей. Как и Багдад от Хулагу. Как и Пекин ещё от самого Чингиса.

          • 13

            ВИКИ

            Точная численность войск Батыя, вторгшихся в русские земли, неизвестна. Большинством русских дореволюционных историков размер орды определялся в 300 000 воинов, а с учетом отрядов, примкнувших по пути, и отрядов народов, покоренных на пути к Волге, озвучивалась цифра в 500 000 человек[19]. Схожие оценки давали советские историки. Дрвенерусские летописи не дают точных цифр, указывая только на огромный размер татаро-монгольской армии. Ее многочисленность подтверждают и армянские источники. Между тем, огромные цифры называют европейские источники. Так, Плано Карпини говорил о 600 000 воинах, осаждавших Киев, а венгерский хронист Симон писал о полумиллионе татаро-монгол, вторгшихся в Венгрию[20]. Персидский историк Рашид-ад-Дин писал о примерно 140 000 воинов. Однако в эти цифры не включены союзные монголам отряды[21].

  7. 14

    Я считаю, Романовы не понимали русский наород. Не понимали, почему «половцы», «кипчаки», «печенеги» в переводе на русский, означают: светло головые!!! Это скажет любой грамотный татарин.

    • 15

      Вот эта грамота, что семь пятниц на неделе. Настырно поминая чуть не «половину знатных родов» Имперской России, надо пояснять, что эти люди(родоначальники конечно) свалили с Орды, поскольку ордынская лавочка закрывалась. Кроме того, переметнувшиеся могли быть частично русского происходения. Аутентичная песня из 19 века записана.
      Как за речкою да за Дарьею
      Злы татарове дуван дуванили.

      На дуваньице доставалася,
      Доставалася теща зятю.

      Вот повез тещу зять во дикую степь,
      Во дикую степь к молодой жене:

      «Ну и вот, жена, те работница,
      С Руси русская полоняночка.

      Ты заставь ее три дел делать:
      Перво дело — куделю прясть,

      Второе дело — лебедей стеречь,
      А и третье дело — дитю качать».

      Полоняночка, с Руси русская,
      Она глазками лебедей стережет,

      А ручками кудель пряжет,
      А ножками колыбель колышет.

      Ох, качает дитя, прибаюкивает:
      «Ты, баю, баю, боярский сын!

      Ты по батюшке зол татарченок,
      А по матушке ты русеночек,

      А по роду мне ты внученочек
      И моих черев ты урывочек.

      Ведь твоя-то мать мне родная дочь,
      Семи лет она во полон взята…

      Мне бить тебя — так грех будет;
      А дитёй назвать — мне вера не та!»

      Услыхали то девки сенные,
      Прибежали они к своей барыне…

      Дочка к матери повалилася,
      Повалилася во резвы ноги:

      «Государыня моя матушка!
      Не спознала я тебя, родную!

      Ты бери ключи, ключи золоты,
      Отпирай ларцы, ларцы кованы.

      Ты бери казны, сколько надобно,
      Ты ступай-ка, мать, во конюшенку,

      Ты бери коня что ни лучшего,
      Ты беги, беги, мать, на святую Русь!»

      «Не поеду я на святую Русь,
      Я с тобой, дитя, не расстануся!»(с)

      Когда Веллер попрекает, что Московская Русь сталась ордынским улусом, и русский язык теперь есть только потому, лукавит он, что в какой то момент был предпочтён.
      То мошенничает, как евразийцы, предпочитаемые Гунном. Московская Русь не славила свою колониальную зависимость от Орды. Это факт. Поэтому «половина знатных родов» — это предатели Орды. А вот и текст. Не важно, подлинник, или «стародел» времён становления Русской Державы.

      /Л. 416 об. / . От (Нет) Едегеа поклон к Василью да много поклонов, како те поклоны приидут /л. 417/ и царев ярлык. Оучинилося таково с царевичи и с князьми по думе: царевичев и князеи и мене с ними послал Тахтамышевых детеи деля (дел детии). Слышание учинилося таково, что Тахтамышевы дети у тебе; того дети (деля) пришли есмя ратью. Да еще слышание наше таково, что ся у тебе чинить в градех: торговци и послы царевы приездят, и вы царевых послов на [197] смех подымаете, а торговцов тако же на смех подымаете, да великаа им истома чинится оу тебе: и то не добро. А переже сего оулус был, и сю дрежаву держал да и пошлину, иных царевых послов честил, а гостеи дрежали без истомы и без обиды. И ты бы вспросил старцев, како ся деяло преже сего. И ты с ся старцы не спрашиваешь; что добро было переже сего, а того не деешь ныне (Доб. тако ли добро, что тако деешь) . Тако Темир (Доб. Коутлуи) сел на царстве, учинился улусоу господарь (государь), тако от тех мест оу царя в Орде еси не бывал, царя еси не видал (ведал), ни князеи, ни старейших бояр, ни менших, ни оного еси не присылывал. Тако ся то царство минуло, и потом Шадибек осм лет царствовал; у того еси тако же не бывал, ни брата, ни сына (сына ни брата) , ни с которым словом не посылывал. Шадибеково царство тако ся минуло, а нынечя Булат сел на царстве, оуже третии год царствует; тако же еси не бывал, ни сына, ни брата и стареишаго боярина (Пропущено сказуемое, по смыслу – «не посылывал» или «не присылывал»). Над селикым царевым (нет) улусом стареишии если великыи князь, а все твои дела || не добры. Добрые нрави и добраа дела и добраа доума к Орде была от Феодора от Кошки, добрыи был человек; которые добрые дела ордынскые, тот тобе поминал. И то ся минуло, и нынеча пак у тебе сын его Иван, казначеи, любовник и старейшина; и ты ныне ис того слова и думы не выступаешь, которая его дума недобрая и слова, и ты ис того слова не выступаешь (Нет) и старцев земскых думы ни слова не слушаешь, которые ведают; ино того думою учинилася улусоу пакость. А опять бы еси так не делал, и ты бы своих бояр старейших собрал и многых старцев земскых, думал бы еси с ними добрую думу, каа пошлина добро, чтобы твоим христианом многым и великым в твоеи дрежаве не погыбли бы до конца. Или пак всхочешь не тако чинити, или осваиватися, ино ся робятити, како ти ся пошлина ведати, како ти в улусе сем княжити? А како к нам шлешь ежелет (ежелет шлешь) жалобы и жалобные грамоты, а ркучи тако, что «ся улоус истомил, выхода взяти не начем»? Ино мы преже сего улуса твоего не видали, толко есмя слыхали; а что твои приказы или твои грамоты к нам, то еси нам все лгал; а что еси имал в своеи державе с всякого улуса с двою сох рубль, и то пак серебро где ся девает? Како бы созвати, како бы в твоем отдан мужьскы по исправе, ино бы тое напасти улусоу не учинилось, /л. 418/ а христиане бы не погыбли. [198]

      Орда покорила Русь только множеством своим.

  8. 16

    А не проще признать слабость русских и других княжеств и племён, принявших сильную власть ордынскую? Также впоследствии добровольно и не очень признавали власть московскую…
    Народам Евразии всегда лучше жилось в едином, большом, сильном государстве. Поэтому мне не понятны причитания по поводу «ординского ига «. Думаю, такая оценка нашего прошлого стала одной из основных причин распада СССР, когда в союзных республиках с энтузиазмом избавлялись от «русского ига».

    • 17

      Не проще. Согласно основной версии событий у Чингиса почти вся жизнь ушла на сколачивание орды в монгольских племенах. На сокрушение самого сильного тм племени меркитов, если не ошибаюсь. Безусловно, была стадия, когда его орда была слаба против любого далёкого русского княжества. Сильная власть ордынская — это реализованный фашизм. Касательно распада СССР, то тема ордынского ига совсем не розвучивалась. Что за глупости…

  9. 18

    Россия грозила распасться на отдельные части, если бы русский народ не спас государственного единства, пожертвовав ради этого своим положением единственного хозяина государства».

    Это ложь. Красная Армия на 70 — 80 % состояла из великороссов. По Белой Армии статистики нет. Но уж не меньше. Оно надо было истреблять себя? И даже после страшного русского кровопролития Красная Армия восстановила периметр Имперской России почти полностью. Отбились «белополяки» и «белофинны». А также выпустили прибалтов. Большевичьё принесло в жертву русских. Ленинцы.

    Термин «евразийский» не опрятен. Если быть патриотами «большого пространства», то при чём тут «евр» — символизирующий европейство? Белые люди возникли вообще то не в Европе. Две основные гаплогруппы белых — I / R1 — десятки тысяч лет развивались на территории в основном современной России. Русская равнина и юг Красноярского края. И эта сущность проваливается между «европейством» и «азиатством» в бездарном «евразийстве».

  10. 19

    Самое главное, термин » евразийский» дискредитирован начальниками. В 90- е годы это было революционное слово. Сейчас- конформистское, почти холопское.

  11. 20

    Видимо Чингисхан неплохо «сколачивал свою орду», если стал основателем империи, простиравшей границы от Тихого Океана до Средиземного моря. Причём, если «империи» Александра Македонского или Наполеона существовали только при жизни их создателей, то, что называют «ордой» оставалась могущественной при внуках и правнуках Чингисхана, а осколки её существуют поныне…

Добавить комментарий для Гунн Отменить ответ

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>